|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» скапливалась и устремлялась к Луявру севернее, где с высоты хорошо
просматривается высохший водосток. Что же тогда из себя представляет само
Сейдозеро? Искусственное водохранилище? Но кто и когда его соорудил и
заполнил водой? По всем статьям получается: исследуемая территория была
затоплена специально, дабы сокрыть то, что на ней находилось. Возможно,
чтобы сокрыть от злонамеренных глаз знаки, указывающие на заповедную зону,
подземные или подводные убежища. Недаром среди стариков-саамов
распространено убеждение: Сейдозеро имеет второе дно, куда периодически
уходит рыба и где обитает какое-то таинственное и неуловимое существо,
похожее на Лохнесское чудовище, которое изредка появляется на поверхности.
Но вопрос вс„ тот же: кто, когда и зачем вс„ это проделал?
Не менее сложно разгадать символику циклопических изображений. Возможны
разные объяснения - одно невероятнее другого. Не исключено, что гигантская
подводная фигура как-то скоррелирована с символом Мирового древа,
изображения которого (в том числе и условно-схематические) распространены во
всех частях света (рис.86). Древо - зримый символ развития, чья древность
доказывается степенью распространенности на всех континентах Старого и
Нового Света. Но развития всегда связано с рождением, а рождение всего
живого, как правило, всегда символизирует женское начало.
Заведомо неполная схема разделения начальных этапов развития общества по
векам: Каменный, Бронзовый, Железный (а также легендарные - Золотой,
Серебряный, Медный), вне всякого сомнения, должна быть дополнена и
"Деревянным" ("Дендрическим") веком. К сожалению, дерево - материал
недолговечный, поэтому вещественных памятников от той далекой эпохи
сохранилось мало. Нетленными оказались лишь духовные памятники, закрепленные
в памяти народа в форме кодированных текстов, передаваемые от поколения к
поколению. Среди них и мифологема Космического древа.
По древнетибетским мифологическим представлениям, известным как
добуддистская "религия бон", изначально в мире существовали одни только
деревья и не было животных. Символ всего живого - Космическое древо -
прорастало сквозь три главных мира - царство Богов, земную область людей и
нижний мир духов, - соединяя Вселенную в неразрывное целое. Данная
мифологема в дальнейшем перешла и в ламаизм (рис.87). Здесь налицо
абсолютизация своего рода дендрической картины мира, которая, надо полагать,
соответствовала определенной стадии развития человеческого общества.
Образ Мирового (Космического) древа проходит через историю всех древних
цивилизаций - древнеиндийской, древнекитайской, древнеегипетской,
шумеро-аккадской, ассиро-вавилонской, хеттской, древнееврейской,
древнеиранской, ацтекской, инкской. Этот же символ сопровождает верования и
миропредставления многих оседлых и кочевых народностей Евразии, островитян
Полинезии, Индонезии, индейцев обеих Америк и некоторых аборигенов Африки. В
русском космическом миросозерцании древо жизни трансформировалось в
фольклорный образ дуба, растущего на острове Буяне (символе Гипербореи)
посреди Океана-моря. "На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зеленый
"... - таков зачин многих русских заговоров и сказок.
Одним из самых ранних изображений Мирового древа на территории нашей
Родины, относящимся еще к эпохе Гипербореи, является, пожалуй, один из
петроглифов Онежского озера (рис.88). Рисунок объединяет сразу два
космических сюжета: миротворящую птицу (гуся или лебедя) и жизнедарящее
древо. Этот лебедь, сидящий на древе, и его глубочайший вселенский смысл
могли бы вполне стать символом древнего космизма.
Есть свои изобразительные традиции и у русского народа. Древо жизни
(Мировое древо) - излюбленная тема русских вышивальщиц, хотя те знать не
знали об истинном содержании замысловатого узора. Но передаваемый от
поколения к поколению незыблемый мифологический код позволяет расшифровать
сложный орнамент, объединяющий Жизнь, олицетворяемую самим древом, и Космос,
представленный многочисленными и разнообразными солярно-астральными знаками.
Истинное назначение символа мирового древа раскрывается в "Слове о полку
Игореве", где вещий Боян "растекался мыслью по древу". Хотя существуют
десятки разнообразных интерпретаций данного образа, - истина, по-видимому,
все же заключается в буквальном толковании "растекания мысли по древу", если
принять, что символ древа - опорный образ мысли, помогающий сказителю или
прорицателю воссоздать закодированный скрытый смысл. Точно так же сибирский
шаман, у которого мировое дерево изображено на длиннополом костюме, сшитом
из шкур (а эпитет Бояна - вещий, то есть "ведающий, владеющий тайным,
колдовским знанием", напрямую сближает его с древними языческими жрецами и
шаманами), впадал в экстаз, сообщает загипнотизированным слушателям о своем
путешествии (полете) по стволу и ветвям древа в скрытые, недоступные
непосредственному созерцанию миры (рис.89).
Собирательный образ Космического древа в представлении всех славянских
народов рисует древнее предание, сохранившееся среди южных славян. Вот оно:
"Ось мира есть святое дерево - ясень. Его высокая вершина превышает
горные вершины и шесть небес и поднимается до седьмого неба, по которым в
своих светлых палатах пребывает верховный Бог Сварун [Сварог. - В.Д.].
Насколько вершина ясеня, дерева мира, высока, настолько корень его глубок;
корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его
четверолапый: один корень идет на юг, второй - на восток, третий тянется к
северу, четвертый - к западу. Под ясенем простирается земля. Мелкие сережки
в его ветвях - солнце, месяц и звезды. Так ясень связывает подземное
царство, землю и небо. Из-под дерева мира бьет ключ чистой, живой воды,
которая оздоровляет и воскрешает из мертвых. У ключа сидят три
предсказительницы, верные прислужницы. Одна знает, что было, другая - что
будет, а третья - то, что есть. Они решают, чему быть. Больше того -
определяют всякому его судьбу: хорошую или плохую. Так они, обещая и жизнь и
смерть, трудятся над возникновением жизни".
В поэтической форме космический смысл, закодированный в мифологеме
Мирового древа, проникновенно раскрыл Вячеслав Иванов:
Так Древо тайное растет душой одной Из влажной Вечности глубокой,
Одетое миров всечувственной весной, Вселенской листвой звездноокой:
Се Древо Жизни так цветет душой одной.
Но еще Гоголь в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" напоминал: "Есть
где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в
самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником..."
Здесь Мировое древо представлено как космическая дорога Богов. Множество
подобных легенд собрано и опубликовано А.Н.Афанасьевым во 2-м томе
"Поэтических воззрений славян на природу" - от устных сказаний до письменных
Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |