Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»

скапливалась  и  устремлялась  к  Луявру  севернее,  где  с  высоты   хорошо
просматривается высохший водосток. Что же тогда из  себя  представляет  само
Сейдозеро? Искусственное водохранилище?  Но  кто  и  когда  его  соорудил  и
заполнил водой? По всем  статьям  получается:  исследуемая  территория  была
затоплена специально, дабы сокрыть то,  что  на  ней  находилось.  Возможно,
чтобы сокрыть от злонамеренных глаз знаки, указывающие на  заповедную  зону,
подземные   или   подводные   убежища.   Недаром    среди    стариков-саамов
распространено убеждение: Сейдозеро  имеет  второе  дно,  куда  периодически
уходит рыба и где  обитает  какое-то  таинственное  и  неуловимое  существо,
похожее на Лохнесское чудовище, которое изредка появляется  на  поверхности.
Но вопрос вс„ тот же: кто, когда и зачем вс„ это проделал?
   Не менее сложно разгадать символику циклопических  изображений.  Возможны
разные объяснения - одно невероятнее другого. Не исключено,  что  гигантская
подводная  фигура  как-то  скоррелирована   с   символом   Мирового   древа,
изображения которого (в том числе и условно-схематические) распространены во
всех частях света (рис.86). Древо - зримый символ  развития,  чья  древность
доказывается степенью  распространенности  на  всех  континентах  Старого  и
Нового Света. Но развития всегда  связано  с  рождением,  а  рождение  всего
живого, как правило, всегда символизирует женское начало.
   Заведомо неполная схема разделения начальных этапов развития общества  по
векам:  Каменный,  Бронзовый,  Железный  (а  также  легендарные  -  Золотой,
Серебряный,  Медный),  вне  всякого  сомнения,  должна  быть   дополнена   и
"Деревянным"  ("Дендрическим")  веком.  К  сожалению,  дерево   -   материал
недолговечный,  поэтому  вещественных  памятников  от  той   далекой   эпохи
сохранилось мало. Нетленными оказались лишь духовные памятники, закрепленные
в памяти народа в форме кодированных текстов, передаваемые  от  поколения  к
поколению. Среди них и мифологема Космического древа.
   По   древнетибетским   мифологическим   представлениям,   известным   как
добуддистская "религия бон", изначально  в  мире  существовали  одни  только
деревья и не было животных.  Символ  всего  живого  -  Космическое  древо  -
прорастало сквозь три главных мира - царство Богов, земную область  людей  и
нижний  мир  духов,  -  соединяя  Вселенную  в  неразрывное  целое.   Данная
мифологема  в  дальнейшем  перешла  и  в  ламаизм  (рис.87).  Здесь   налицо
абсолютизация своего рода дендрической картины мира, которая, надо полагать,
соответствовала определенной стадии развития человеческого общества.
   Образ Мирового (Космического) древа проходит через историю  всех  древних
цивилизаций   -    древнеиндийской,    древнекитайской,    древнеегипетской,
шумеро-аккадской,     ассиро-вавилонской,     хеттской,     древнееврейской,
древнеиранской, ацтекской, инкской. Этот же символ сопровождает верования  и
миропредставления многих оседлых и кочевых народностей  Евразии,  островитян
Полинезии, Индонезии, индейцев обеих Америк и некоторых аборигенов Африки. В
русском  космическом  миросозерцании  древо   жизни   трансформировалось   в
фольклорный образ дуба, растущего  на  острове  Буяне  (символе  Гипербореи)
посреди Океана-моря. "На Море-Океане, на Острове  Буяне  стоит  дуб  зеленый
"... - таков зачин многих русских заговоров и сказок.
   Одним из самых ранних изображений  Мирового  древа  на  территории  нашей
Родины, относящимся еще к  эпохе  Гипербореи,  является,  пожалуй,  один  из
петроглифов  Онежского  озера  (рис.88).  Рисунок   объединяет   сразу   два
космических сюжета: миротворящую птицу  (гуся  или  лебедя)  и  жизнедарящее
древо. Этот лебедь, сидящий на древе, и  его  глубочайший  вселенский  смысл
могли бы вполне стать символом древнего космизма.
   Есть свои изобразительные традиции  и  у  русского  народа.  Древо  жизни
(Мировое древо) - излюбленная тема русских вышивальщиц,  хотя  те  знать  не
знали  об  истинном  содержании  замысловатого  узора.  Но  передаваемый  от
поколения к поколению незыблемый мифологический код  позволяет  расшифровать
сложный орнамент, объединяющий Жизнь, олицетворяемую самим древом, и Космос,
представленный многочисленными и разнообразными солярно-астральными знаками.
   Истинное назначение символа мирового древа раскрывается в "Слове о  полку
Игореве", где вещий Боян  "растекался  мыслью  по  древу".  Хотя  существуют
десятки разнообразных интерпретаций данного образа, -  истина,  по-видимому,
все же заключается в буквальном толковании "растекания мысли по древу", если
принять, что символ древа - опорный образ мысли,  помогающий  сказителю  или
прорицателю воссоздать закодированный скрытый смысл. Точно так же  сибирский
шаман, у которого мировое дерево изображено на длиннополом  костюме,  сшитом
из шкур (а эпитет Бояна  -  вещий,  то  есть  "ведающий,  владеющий  тайным,
колдовским знанием", напрямую сближает его с древними языческими  жрецами  и
шаманами), впадал в экстаз, сообщает загипнотизированным слушателям о  своем
путешествии (полете)  по  стволу  и  ветвям  древа  в  скрытые,  недоступные
непосредственному созерцанию миры (рис.89).
   Собирательный образ Космического древа в  представлении  всех  славянских
народов рисует древнее предание, сохранившееся среди южных славян. Вот оно:

   "Ось мира есть святое дерево  -  ясень.  Его  высокая  вершина  превышает
горные вершины и шесть небес и поднимается до седьмого неба,  по  которым  в
своих светлых палатах пребывает  верховный  Бог  Сварун  [Сварог.  -  В.Д.].
Насколько вершина ясеня, дерева мира, высока, настолько корень  его  глубок;
корни его простираются по всему подземному  царству  Чернобога.  Корень  его
четверолапый: один корень идет на юг, второй - на восток, третий  тянется  к
северу, четвертый - к западу. Под ясенем простирается земля. Мелкие  сережки
в его ветвях -  солнце,  месяц  и  звезды.  Так  ясень  связывает  подземное
царство, землю и небо. Из-под дерева мира  бьет  ключ  чистой,  живой  воды,
которая  оздоровляет  и  воскрешает  из   мертвых.   У   ключа   сидят   три
предсказительницы, верные прислужницы. Одна знает, что было,  другая  -  что
будет, а третья - то, что  есть.  Они  решают,  чему  быть.  Больше  того  -
определяют всякому его судьбу: хорошую или плохую. Так они, обещая и жизнь и
смерть, трудятся над возникновением жизни".

   В  поэтической  форме  космический  смысл,  закодированный  в  мифологеме
Мирового древа, проникновенно раскрыл Вячеслав Иванов:

   Так Древо тайное растет душой одной Из влажной Вечности глубокой,
   Одетое миров всечувственной весной, Вселенской листвой звездноокой:
   Се Древо Жизни так цветет душой одной.

   Но еще Гоголь в  "Вечерах  на  хуторе  близ  Диканьки"  напоминал:  "Есть
где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево,  которое  шумит  вершиною  в
самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед светлым  праздником..."
Здесь Мировое древо представлено как  космическая  дорога  Богов.  Множество
подобных  легенд  собрано  и  опубликовано  А.Н.Афанасьевым  во   2-м   томе
"Поэтических воззрений славян на природу" - от устных сказаний до письменных

Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера