Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»

   Большинство исследователей сходится на предположении, что имя  загадочной
русской Богини связано со словом "мокнуть" и, следовательно,  само  Божество
связано с водной, речной, морской, озерной, болотной, дождевой, колодезной и
прочей стихией (наподобие калевальской Ильматар - "Матери Воды", но  "Дочери
Неба"). Б.А.Рыбаков предложил иную интепретацию: Макошь = Ма ("мать") + кошь
("жребий") = Богиня Судьбы. Однако архаичный корень "кош" полисемантичен; он
образует множество слов с самыми разными  значениями:  "кокошить"  -  "бить,
колотить"; "кокошь" - "курица",  "кокош"  (укр.)  -  "петух";  "кокошник"  -
женский головной убор, а также  "кошелек",  "кошелка",  "кошма".  "кошевой",
"лукошко" и др. С учетом же чередования гласных "о" и "а"  ("кош"  R  "каш")
количество возможных смыслов и их истолкования вообще становится необъятным.
   Думается, разгадка таинственного имени лежит в несколько иной  плоскости.
Семантически Мокошь-Макошь то же самое, что и "макушка". Неспроста  ведь  на
Русском Севере она так и зовется - Мокуша. А "макушка"  -  это  всегда  верх
чего-то: головы, горы, дерева и т.п. Значит, и смысл  имени  Мокоши  следует
искать в ее "верховности". При этом,  конечно,  не  исключается.  Что  смысл
"верховности"   или   "вознесения   вверх"   предполагал   одновременно    и
"освобождение",  "спаскние".  В  таком  случае  Мокошь  -  один  из   ранних
первообразов Спасителя (Спасительницы).
   Этимологи выводят обычно происхождение слова "макушка" из лексемы  "мак".
Нет сомнения, что оба слова из одного смыслового и языкового гнезда? Но  что
же все-таки они означают? В некоторых индоевропейских языках  морфема  "мак"
произносится - mah. В санскрите и современных индийских языках  этот  корень
входит в состав имен, названий и понятий со  значением  "великий"  (Махатма,
Махавира, Махаяна,  Махабхарата,  махараджа  и  др.).  Обращение  к  истокам
позволяет выявить и первоначальный смысл древнего имени,  таинственного  для
поколений, живущих на рубеже ХХ и ХХ1 веков новой  эры.  Ничего  загадочного
для наших пращуров в нем не было. Макошь - Великая [Богиня] -  вот  кто  она
такая! Что казается окончания, то и здесь нет ничего  таинственного.  Только
для современного уха оно кажется непривычным, хотя в русском языке прекрасно
прижились и другие слова с тем же окончанием, например, "роскошь".

         Мокошь - типичная Богиня-пряха. Ее отличительная черта - прядет по  ночам
(чем занимается днем - неизвестно). В народе повсеместно было распространено
поверие: нельзя на ночь оставлять в избе кудель, а то "Мокошь отпрядет".  Но
прядение Мокоши - далеко не  бытовое  и  не  будничное  занятие.  В  мировой
культуре  прядение  -  главная  функция   Богинь   Судьбы.   По   древнейшим
представлениям индоевропейцев, человеческое существование - не что иное, как
нить жизни, которую прядет Богиня  (Богини)  или  Дева  Судьбы  (рис.84).  У
многих народов их три, например, мойры - у  эллинов.  Сохранились  подробные
сведения об их воистину космической деятельности.
   По представлениям древних греков, лучи света соединяют  небесный  свод  и
землю. Здесь висит сияющее веретено Ананки-Необходимости - первооснова всего
Мироздания. Его вращают три дочери Ананки - Богини Судьбы -  мойры:  Лахесис
(Дающая жребий) воспевает прошлое, Клото  (Прядущая)  -  настоящее,  Атропос
(Неотвратимая) - будущее. Они-то и распоряжаются участью  людей  -  как  при
жизни, так и после смерти, вручая им заранее уготовленный жребий:

   О беспредельные Мойры, о чада любимые Ночи!
   Вам, о имущие много имен, я молюсь, о жилицы
   Области мрачного моря, где теплые волны ночные
   Полным ключом пробиваются в гроте из дивного камня.
   К области смертных слетаете вы, над землей беспредельной,
   Мчитесь к кровавому роду людскому со тщетной надеждой,
   В тонких багряных своих плащаницах выходите в поле
   Смертных судеб - а там колесницу свою всеземную
   Гонит тщеславие вечно, и мчится она постоянно
   Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога,
   Издревле данный закон или власть беспредельно благая. <...>
   Дщери благого отца - о Лахесис, Клото, Атропа!
   Неотвратимые, неумолимые вы, о ночные,
   О  вседарящие,  о  избавители  смертных  в  несчастьях...   L1X.   Мойрам
(орфический гимн)

   "Ночное" обличие мойр, то, что они - "чада любимые Ночи" прямо роднит  их
с русской Мокошью: ведь она также является сугубо ночным Божеством, прядущим
исключительно по ночам. (Интересно, не  воспоминания  о  долгой  полярной  и
приполярной  ночи  содержатся  в  данном  архетипе).   Аналогичным   образом
представлялись и древнеримские парки, и древнескандинавские провидицы-норны.
Последних тоже три: старуха Урд, зрелая волшебница Верданди и  юная  Скульд.
Все три  -  вершительницы  судеб  всего  мира  и  каждого  отдельно  взятого
человека. "Старшая Эдда" рисует эту картину торжественно и поэтично:

   Ночь была в доме,
   норны явились
   судьбу предрекать
   властителю юному;
   судили, что он
   будет прославлен,
   лучшим из конунгов
   прозван будет.

   Так нить судьбы
   пряли усердно,
   что содрогались
   в Бралюнде стены;
   нить золотую
   свили и к небу -
   к палатам луны ее привязали.

   На восток и на запад
   концы протянули,
   конунга земли
   нитью отметили;
   к северу бросила
   Нери сестра
   нить, во владенье
   север отдав ему.

Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера