|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» Большинство исследователей сходится на предположении, что имя загадочной
русской Богини связано со словом "мокнуть" и, следовательно, само Божество
связано с водной, речной, морской, озерной, болотной, дождевой, колодезной и
прочей стихией (наподобие калевальской Ильматар - "Матери Воды", но "Дочери
Неба"). Б.А.Рыбаков предложил иную интепретацию: Макошь = Ма ("мать") + кошь
("жребий") = Богиня Судьбы. Однако архаичный корень "кош" полисемантичен; он
образует множество слов с самыми разными значениями: "кокошить" - "бить,
колотить"; "кокошь" - "курица", "кокош" (укр.) - "петух"; "кокошник" -
женский головной убор, а также "кошелек", "кошелка", "кошма". "кошевой",
"лукошко" и др. С учетом же чередования гласных "о" и "а" ("кош" R "каш")
количество возможных смыслов и их истолкования вообще становится необъятным.
Думается, разгадка таинственного имени лежит в несколько иной плоскости.
Семантически Мокошь-Макошь то же самое, что и "макушка". Неспроста ведь на
Русском Севере она так и зовется - Мокуша. А "макушка" - это всегда верх
чего-то: головы, горы, дерева и т.п. Значит, и смысл имени Мокоши следует
искать в ее "верховности". При этом, конечно, не исключается. Что смысл
"верховности" или "вознесения вверх" предполагал одновременно и
"освобождение", "спаскние". В таком случае Мокошь - один из ранних
первообразов Спасителя (Спасительницы).
Этимологи выводят обычно происхождение слова "макушка" из лексемы "мак".
Нет сомнения, что оба слова из одного смыслового и языкового гнезда? Но что
же все-таки они означают? В некоторых индоевропейских языках морфема "мак"
произносится - mah. В санскрите и современных индийских языках этот корень
входит в состав имен, названий и понятий со значением "великий" (Махатма,
Махавира, Махаяна, Махабхарата, махараджа и др.). Обращение к истокам
позволяет выявить и первоначальный смысл древнего имени, таинственного для
поколений, живущих на рубеже ХХ и ХХ1 веков новой эры. Ничего загадочного
для наших пращуров в нем не было. Макошь - Великая [Богиня] - вот кто она
такая! Что казается окончания, то и здесь нет ничего таинственного. Только
для современного уха оно кажется непривычным, хотя в русском языке прекрасно
прижились и другие слова с тем же окончанием, например, "роскошь".
Мокошь - типичная Богиня-пряха. Ее отличительная черта - прядет по ночам
(чем занимается днем - неизвестно). В народе повсеместно было распространено
поверие: нельзя на ночь оставлять в избе кудель, а то "Мокошь отпрядет". Но
прядение Мокоши - далеко не бытовое и не будничное занятие. В мировой
культуре прядение - главная функция Богинь Судьбы. По древнейшим
представлениям индоевропейцев, человеческое существование - не что иное, как
нить жизни, которую прядет Богиня (Богини) или Дева Судьбы (рис.84). У
многих народов их три, например, мойры - у эллинов. Сохранились подробные
сведения об их воистину космической деятельности.
По представлениям древних греков, лучи света соединяют небесный свод и
землю. Здесь висит сияющее веретено Ананки-Необходимости - первооснова всего
Мироздания. Его вращают три дочери Ананки - Богини Судьбы - мойры: Лахесис
(Дающая жребий) воспевает прошлое, Клото (Прядущая) - настоящее, Атропос
(Неотвратимая) - будущее. Они-то и распоряжаются участью людей - как при
жизни, так и после смерти, вручая им заранее уготовленный жребий:
О беспредельные Мойры, о чада любимые Ночи!
Вам, о имущие много имен, я молюсь, о жилицы
Области мрачного моря, где теплые волны ночные
Полным ключом пробиваются в гроте из дивного камня.
К области смертных слетаете вы, над землей беспредельной,
Мчитесь к кровавому роду людскому со тщетной надеждой,
В тонких багряных своих плащаницах выходите в поле
Смертных судеб - а там колесницу свою всеземную
Гонит тщеславие вечно, и мчится она постоянно
Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога,
Издревле данный закон или власть беспредельно благая. <...>
Дщери благого отца - о Лахесис, Клото, Атропа!
Неотвратимые, неумолимые вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях... L1X. Мойрам
(орфический гимн)
"Ночное" обличие мойр, то, что они - "чада любимые Ночи" прямо роднит их
с русской Мокошью: ведь она также является сугубо ночным Божеством, прядущим
исключительно по ночам. (Интересно, не воспоминания о долгой полярной и
приполярной ночи содержатся в данном архетипе). Аналогичным образом
представлялись и древнеримские парки, и древнескандинавские провидицы-норны.
Последних тоже три: старуха Урд, зрелая волшебница Верданди и юная Скульд.
Все три - вершительницы судеб всего мира и каждого отдельно взятого
человека. "Старшая Эдда" рисует эту картину торжественно и поэтично:
Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшим из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралюнде стены;
нить золотую
свили и к небу -
к палатам луны ее привязали.
На восток и на запад
концы протянули,
конунга земли
нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра
нить, во владенье
север отдав ему.
Страницы: «« « 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |