|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» А за ним и другие уж стали бросать.
Чтоб ее поскорей задушило.
И в смущенье немом все стояли кругом,
Лишь проворно работали руки,
Но никто не глядел и взглянуть не посмел
На несчастной предсмертные муки.
Только солнце одно рассказать бы могло,
Что пред смертью она испытала,
Как ей горе-слеза застилала глаза,
Как несчастная билась... дрожала...
Вот исчезло чело...вот и всю занесло...
Вот с краями могила сровнялась...
И от жертвы живой за обычай людской
И следа на земле не осталось. А.С.Гацисский. Коромыслова башня.
Аналогичные факты известны и из истории других народов. В ХV1 веке в
Ассаме на северо-востоке Индии при строительстве храма по приказу тамошнего
раджи было умерщвлено и зарыто под фундамент 140 человек. Но и в ХХ веке в
Индии был зафиксирован факт, когда при возведении моста через реку строители
потребовали принести в жертву и положить под сваи несколько детей.
Традиционные жертвы приносились не одной только Матери Сырой Земле, но и
водной стихии - морю, рекам, озерам, колодцам. Отголоски подобных ритуалов
запечатлены в былине о Садко (принесение в жертву самого себя) и в
популярной песне о Стеньке Разине, написанной на основе народной легенды
(пожертвование Волге персидской красавицы-княжны). В русской агиографической
(житийной) литературе также говорится о древнерусском языческом обычае
приносить жертву рекам и озерам (например, в Муромском крае).
Одной из главных причин поклонения женщине как Великой Богине,
воплощенной в Матери-Земле, явилось также и то, что именно с
женщин-собирательниц плодов земли зачалось искусство земледелия, сохранение
семян и выращивание растений. Все это вместе взятое и слилось в священное
таинство, олицетворением коего явилась женщина-мать, роженица и рожаница -
рожающая детей и рождающая в эзотерическом союзе с землей урожай,
обеспечивающая продолжение собственного рода и сохраняющая преемственность в
жизни растительного (а затем и животного) царства. Она - сама царица в этом
мире, она - Богиня (Деметра, Кибела, Рожаница, Гея, Рея, Мать Сыра Земля).
Земля - мать всего сущего, считали эллинские мыслители: "все рождает
земля и все берет она опять". Самые таинственные Элевсинские мистерии у
афинян были связаны с культом Земли. Участники сакраментальных актов
спускались в подземный храм Матери-Земли Деметры и тем самым превращались в
ее детей, дабы подготовить в недрах подземной Богини к новому рождению после
смерти из лона божественной матери. Что именно происходило в подземельях
храма Деметры, известно лишь в общих чертах: каждый участник Элевсинских
мистерий был связан обетом молчания, нарушение которого было хуже смерти - и
потому никто не оставил никаких свидетельств. Элевсинские мистерии надолго
аккумулировали и законсервировали в символическо-закодированной форме
древнейшую память о мифическом прошлом эллинов, включая и гиперборейскую
старину.
Общеславянские и русские мифы о Земле-матери очень древнего происхождения
- они пронизывают все исторические эпохи, различие между которыми весьма
условно. Вплоть до наших дней сохранились песни и заговоры о Матери Земле, к
которой русский человек обращается в решающую минуту:
Гой, земля еси сырая,
Земля матерная,
Матерь нам еси родная!
Всех еси нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила...
В "Сказании о Мамаевом побоище" есть потрясающее своим гуманизмом место,
когда Мать-земля перед Куликовской битвой плачет о детях своих - русских и
татарах, которым только еще предстоит погибнуть в кровавой сече. Один из
сподвижников князя Дмитрия Донского - тоже Дмитрий Волынец - приник к земле
правым ухом и услышал "землю рыдающую двояко: одна сторона точно женщина
громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто
какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель
какую, так что горестно слышать очень".
В поэтизированном представлении русского человека Земля всегда выступала
подлинной матерью и покровительницей всех людей: она не только забирает их
после смерти, но и является источником всего живого. "Земля, земля, мати
сырая! Всякому человеку земля отец и мать!" - говорится в одном из духовных
стихов. А Голубиная книга расшифровывает:
Телеса наши от сырой земли,
Кости крепкие от камени,
Кровь - руда от Черна моря
Наши помыслы от облак небесных.
Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит только к ней
прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются в богатырей,
обретают силу великую. Земля одновременно и судья, искупительница грехов.
Клятва землею - одна из самых древних, страшных и крепких. При этом землю
целовали и даже ели. Первый русский мыслитель-экономист Иван Тихонович
Посошков (1652-1726) в своей знаменитой "Книге о скудости и богатстве"
приводит факты, когда крестьяне, поклявшиеся землей (с дерном на голове), не
сдержавшие данного слова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
В народе говорили: "Не лги - земля слышит"; "Грех землю бить - она наша
мать". Или: "Питай - как земля питает, учи - как земля учит, люби - как
земля любит". Отсюда же строжайший запрет до 25 марта вбивать в землю колья
- иначе она отомстит засухой. Народное благоговение переед землей
вдохновенно выражено в двух тютчевских строках:
Страницы: «« « 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |