Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

   А за ним и другие уж стали бросать.
   Чтоб ее поскорей задушило.

   И в смущенье немом все стояли кругом,
   Лишь проворно работали руки,
   Но никто не глядел и взглянуть не посмел
   На несчастной предсмертные муки.

   Только солнце одно рассказать бы могло,
   Что пред смертью она испытала,
   Как ей горе-слеза застилала глаза,
   Как несчастная билась... дрожала...

   Вот исчезло чело...вот и всю занесло...
   Вот с краями могила сровнялась...
   И от жертвы живой за обычай людской
   И следа на земле не осталось. А.С.Гацисский. Коромыслова башня.

   Аналогичные факты известны и из истории других  народов.  В  ХV1  веке  в
Ассаме на северо-востоке Индии при строительстве храма по приказу  тамошнего
раджи было умерщвлено и зарыто под фундамент 140 человек. Но и в ХХ  веке  в
Индии был зафиксирован факт, когда при возведении моста через реку строители
потребовали принести в жертву и положить под сваи несколько детей.
   Традиционные жертвы приносились не одной только Матери Сырой Земле, но  и
водной стихии - морю, рекам, озерам, колодцам. Отголоски  подобных  ритуалов
запечатлены в  былине  о  Садко  (принесение  в  жертву  самого  себя)  и  в
популярной песне о Стеньке Разине, написанной  на  основе  народной  легенды
(пожертвование Волге персидской красавицы-княжны). В русской агиографической
(житийной) литературе  также  говорится  о  древнерусском  языческом  обычае
приносить жертву рекам и озерам (например, в Муромском крае).


         Одной  из  главных  причин  поклонения  женщине   как   Великой   Богине,
воплощенной  в  Матери-Земле,   явилось   также   и   то,   что   именно   с
женщин-собирательниц плодов земли зачалось искусство земледелия,  сохранение
семян и выращивание растений. Все это вместе взятое и  слилось  в  священное
таинство, олицетворением коего явилась женщина-мать, роженица и  рожаница  -
рожающая  детей  и  рождающая  в  эзотерическом  союзе  с   землей   урожай,
обеспечивающая продолжение собственного рода и сохраняющая преемственность в
жизни растительного (а затем и животного) царства. Она - сама царица в  этом
мире, она - Богиня (Деметра, Кибела, Рожаница, Гея, Рея, Мать Сыра Земля).
   Земля - мать всего сущего,  считали  эллинские  мыслители:  "все  рождает
земля и все берет она опять".  Самые  таинственные  Элевсинские  мистерии  у
афинян  были  связаны  с  культом  Земли.  Участники  сакраментальных  актов
спускались в подземный храм Матери-Земли Деметры и тем самым превращались  в
ее детей, дабы подготовить в недрах подземной Богини к новому рождению после
смерти из лона божественной матери. Что  именно  происходило  в  подземельях
храма Деметры, известно лишь в общих  чертах:  каждый  участник  Элевсинских
мистерий был связан обетом молчания, нарушение которого было хуже смерти - и
потому никто не оставил никаких свидетельств. Элевсинские  мистерии  надолго
аккумулировали  и  законсервировали  в   символическо-закодированной   форме
древнейшую память о мифическом прошлом  эллинов,  включая  и  гиперборейскую
старину.
   Общеславянские и русские мифы о Земле-матери очень древнего происхождения
- они пронизывают все исторические эпохи,  различие  между  которыми  весьма
условно. Вплоть до наших дней сохранились песни и заговоры о Матери Земле, к
которой русский человек обращается в решающую минуту:

   Гой, земля еси сырая,
   Земля матерная,
   Матерь нам еси родная!
   Всех еси нас породила,
   Воспоила, воскормила
   И угодьем наделила...

   В "Сказании о Мамаевом побоище" есть потрясающее своим гуманизмом  место,
когда Мать-земля перед Куликовской битвой плачет о детях своих -  русских  и
татарах, которым только еще предстоит погибнуть в  кровавой  сече.  Один  из
сподвижников князя Дмитрия Донского - тоже Дмитрий Волынец - приник к  земле
правым ухом и услышал "землю рыдающую двояко:  одна  сторона  точно  женщина
громко рыдает о детях  своих  на  чужом  языке,  другая  же  сторона,  будто
какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным  голосом,  точно  в  свирель
какую, так что горестно слышать очень".
   В поэтизированном представлении русского человека Земля всегда  выступала
подлинной матерью и покровительницей всех людей: она не только  забирает  их
после смерти, но и является источником всего  живого.  "Земля,  земля,  мати
сырая! Всякому человеку земля отец и мать!" - говорится в одном из  духовных
стихов. А Голубиная книга расшифровывает:

   Телеса наши от сырой земли,
   Кости крепкие от камени,
   Кровь - руда от Черна моря
   Наши помыслы от облак небесных.

   Земля-заступница дает человеку силу и  могущество,  стоит  только  к  ней
прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются  в  богатырей,
обретают силу великую. Земля одновременно и  судья,  искупительница  грехов.
Клятва землею - одна из самых древних, страшных и крепких.  При  этом  землю
целовали и даже  ели.  Первый  русский  мыслитель-экономист  Иван  Тихонович
Посошков (1652-1726) в своей  знаменитой  "Книге  о  скудости  и  богатстве"
приводит факты, когда крестьяне, поклявшиеся землей (с дерном на голове), не
сдержавшие данного слова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
   В народе говорили: "Не лги - земля слышит"; "Грех землю бить -  она  наша
мать". Или: "Питай - как земля питает, учи - как  земля  учит,  люби  -  как
земля любит". Отсюда же строжайший запрет до 25 марта вбивать в землю  колья
-  иначе  она  отомстит  засухой.  Народное   благоговение   переед   землей
вдохновенно выражено в двух тютчевских строках:


Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера