|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » »» Космическая оберегательная сила яйца и его магическое значение явственно
прослеживается в некоторых сказках, древняя мифологическая подоплека которых
как-то упускалась из виду специалистами. В сказке, записанной на русском
Севере Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,
другой - серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой в утку с
одним крылом золотым, а другим серебряным. После встречи с мужем-царем,
когда он плюнул три раза, утка родила от той слюны двух мальчиков-самобратов
и отдельно - волшебное яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно
золотое) охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они
забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее предупреждавшее братьев обо
всех опасностях, испекается в горячем песке и замолкает, а те погибают.
Счастливое окончание этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской
губернии. Золотая Утка приносит живой и мертвой воды, оживляет детей,
принимает человеческий вид и вновь становится женой царя. Интересно, что
царица, которая сначала была простой девушкой, имела золотую и серебряную
ступни (что в славянском фольклоре соответствует солнечному и лунному
свету), стала золотой Уткой (вариант с золотым и серебряным крыльями).
Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно золотое, другое
- серебряное), широко известен среди русского населения. Он был настолько
популярен, что в прошлом веке повсеместно распространялся в виде лубочного
издания. В афанасьевском Сборнике приводятся два варианта сказки про утку с
золотыми яйцами. В одной из них есть словесная формула, которая звучит как
заклинание: "Есть зеленый луг, на том лугу береза, у той березы под
кореньями утка; обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет
нести тебе яички - один день золотое, другой день серебряное". В другой
сказке из афанасьевского Сборника рассказывается о Царевне Серой Утке, но
такой, что сродни Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой
осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!".
Материально-вещественным закреплением памяти тех давних - не веков -
тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для воды (вина, пива,
меда, браги) в виде утки.
Наконец, пришло время и остановиться. Столь подробный анализ древних
космогонических преданий, сопряженных с калевальским сюжетом, потребовался
потому, что именно они позволяют проникнуться архаичным миропониманием наших
далеких предков и прапредков.
Теперь после продолжительного экскурса в разные исторические пласты
народного мировоззрения вновь вернемся к героям "Калевалы". Былая общность
культур явственно обнаруживается и в мотиве расчлененного человеческого
тела, части которого становятся стихиями и объектами Вселенной. В
индоарийской традиции классическим образом такого типа, как было показано
выше, выступает вселенский великан Пуруша, из частей которого создается весь
видимый и невидимый мир. Но аналогичные представления имеются во множестве
других древних культурах и мифологиях - как индоевропейских, так и
неиндоевропейских. Данный почти что навязчивый образ связан, по-видимому, с
тем, что на заре мировой истории повсюду были распространены человеческие
жертвоприношения, имевшие магический смысл.
Точно так же и в "Калевале" содержатся реминисценции архаичных и общих
некогда для всех народов Евразии представлений о расчлененном теле.
Например, на много кусков разрубается и тело убитого Лемминкяйнена; их потом
с огромным трудом собирает его мать и с помощью заклинаний оживляет сына
(рис. 69-а). По существу здесь тот же сюжет, что и в древнеегипетском мифе
об убийстве и расчленении тела Осириса, которого потом по кускам собирала и
оживляла Исида. Налицо также параллели между карело-финской "Калевалой" и
русской "Голубиной книгой" - прямое свидетельство былой общности культур и
мифологий.
Реликт космического расчленения отчетливо просматривается и в эпизоде
гибели Айно - первой из несостоявшихся невест Вяням„йнена, которые, не
сговариваясь, отказываются выходить замуж за старика. Встреча безутешной
Айно с Морскими Девами, попытка доплыть до них через залив и погружение
вместе с надтреснутой скалою в пучину вод - вс„ это несомненные
мифологические аллюзии. Сказанное подкрепляется и концовкой трагической
истории - части тела утопленницы становятся частями природы, о чем
девушка-лопарка сама сообщает белому свету:
"...Ведь все волны в этом море -
Только кровь из жил девицы;
Ведь все рыбы в этом море -
Тело девушки погибшей;
Здесь по берегу кустарник -
Это косточки девицы;
А прибрежные здесь травы
Из моих волос все будут".
Черты первобытной мифологической архаики несет на себе и образ другого
героя "Калевалы" - кузнеца Ильмаринена. "Вековечный кователь", как именует
его "Калевала", из рода волшебных космический кузнецов, известных многим
народам. Когда-то в незапамятные времена он выковал небесный свод (а по ходу
развития событий эпоса ему пришлось выковывать - правда, неудачно - еще и
Луну с Солнцем, когда настоящие оказались украденными и спрятанными злыми
силами). Но в большинстве рун кузнец озабочен чисто житейскими проблемами -
поисками невест, сватовством и женитьбой. Впрочем, и здесь Ильмаринен
постоянно демонстрирует свои чудесные способности. Так, после потери первой
жены он тотчас же выковал себе другую - из золота и серебра, но она частично
парализовала (заморозила) тело могучего кузнеца. Ранее он же - Ильмаринен -
выковал в уплату за невесту волшебную мельницу Сампо. Главным стержнем
"Калевалы", собственно, и является борьба за обладание этой волшебной
мельницей - источник беспрестанного процветания и символ Золотого века.
Вначале владетельницей чудесной мельницы, позволяющей людям жить в достатке,
не беспокоясь о завтрашнем дне, становится Лоухи (рис. 69-б) - хозяйка
далекой северной страны Похъ„лы-Лапландии (другое название - Сариола),
финно-угорского коррелята античной Гипербореи, где, по преданиям, как раз и
царил Золотой век.
В образе главной антагонистки сынов Калевы - Ведьмы Лоухи - заложена
важнейшая смысловая и философская нагрузка. "Редкозубая старуха" -
Страницы: «« « 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |