|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» Птиц? Рыб? Трав? Деревьев? Камней? Озер? Рек? Городов? И т.д. Древнейшие
арийские и доарийские представления невообразимо далеких - и в сущности
гиперборейских - времен, когда прапредки современных народов и этносов имели
общую культуру, идеологию, религиозные верования и даже язык, прослеживаются
в Голубиной книге повсюду и подчас в самых неожиданных местах. Вернемся еще
раз к блоку космогонических вопросов. Порядок здесь такой: за Солнцем и
Месяцем обычно следуют зори (правда, иногда появляется еще и Луна, что также
свидетельствует о глубокой архаике, ибо, согласно донаучным представлениям,
Луна и Месяц считались разными светилами так же, как зимнее, весеннее и
летнее Солнце):
От чего зачалася заря утрення? От чего зачалася и вечерняя?
В тексте, записанном еще Киршей Даниловым, зори даже предшествуют
звездам. В любом случае зори - равноправные члены сплоченной семьи дневных и
ночных светил. Случайна ли это? Безусловно, нет! Почетное место и
основополагающее значение зари досталось Голубиной книге от той эпохи, когда
слабо дифференцированные индоевропейские племена обитали еще на Крайнем
Севере (оттуда они мигрировали на Юг из-за резкого похолодания) и полярные
зори являлись носителями жизненно важного смысла, знаменующего рождение
солнечного света, В Ригведе Богиня утренней зари Ушас - одна из главнейших в
ведийском пантеоне. Ей посвящено множество самых поэтических и вдохновенных
гимнов. Поэтому вовсе не удивительно, что мифологема "утреней зари"
перекочевала в свое время в протограф древнерусского текста и прочно в нем
закрепилась, заняв столь высокое место в "небесной иерархии" Голубиной
книги.
Другой не менее характерный пример: одним из таинственных персонажей
русской Книги Книг выступает Индрик-зверь. Не надо иметь семь пядей во лбу,
чтобы уловить его несомненную связь с ведийским и индуистским Божеством -
Индрой, от имени которого, в конечном счете, идут названия и страны - Индии,
и священной реки - Инда, и народа - индийцев, и религии - индуизма. Как было
проиллюстрировано выше, на Русском Севере до сих пор сохранилось немало
топонимов и гидронимов с древнейшим общеиндоевропейским корнем "инд". Между
прочим, в одном из текстов Голубиной книги загадочный Индрик-зверь именуется
просто Индра. Вот только почему зверь? Вполне допустимо следующее
объяснение. В эпоху нерасчлененной древнеарийской этнокультурной общности
Индре как верховному Богу индоевропейцев подчинялись все "царства", включая
животное. После распада индоевропейской праобщности и ухода ариев с Севера в
памяти русских сохранилась одна из много численных "номинаций" Индры - Царь
зверей, "всем зверям мати". Кроме того, на него, вне всякого сомнения,
распространялись и многие тотемные признаки. При распаде этнической
целостности, обособлении языков, культур и обычаев для самостоятельных
народов, оказавшихся в новой культовой и мифологической среде, представления
соседних и тем более мигрировавших народов деформировались, превращались в
fata morgana, обрастали неправдоподобной атрибутикой, отождествлялись с
тотемными (как правило, звериными) клише.
Лишним подтверждением того, что древнерусский Индрик первоначально был
очень близок (если не тождественен) с ведийским Индрой, свидетельствуют и
его характеристики, сохранившиеся в Голубиной книге. Здесь Индрик ростом
"уво всю землю Вселенную", а от его деяний "вся Вселенная всколыбается". Это
живо напоминает характеристику Индры в Ригведе (111 46, 2-3) как царя всей
Вселенной:
Единственный царь всего света,
<...> (Своими) размерами он превосходит Богов,
Сверкающий, неодолимый во всем,
Индра пре(восходит) величием небо (и) землю,
Пре(восходит) широкое, великое воздушное пространство...
И, главное, вполне соответствует космическим деяниям классического Индры - повелителя Вселенной, владыки молнии и грома. Именно с его деяниями связано отделение Земли от Неба (отсюда идет, по всей видимости, и вышеприведенный образ Голубиной книги - не совсем привычная с точки зрения здравого смысла привязка Земли ко Вселенной). Выпив священного напитка сомы, Индра вырос до гигантских и настолько устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом, разлетелись в противоположные стороны, разлучившись тем самым навеки, а Вседержитель и Потрясатель Вселенной заполнил собой все пространство между ними:
По ту сторону (видимого) пространства, неба
Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь
О дерзкий мыслью,
Сделал землю противовесом (своей) силы,
Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо. Ты стал противовесом земли, Ты
стал господином высокого (неба) с великими героями. Все воздушное
пространство ты заполнил (своим) величием. Ведь поистине никто не равен
тебе.
Ригведа. 1, 52, 12-13.
Но на этом процесс миротворения не завершился. В Ригведе рассказывается,
как владыка всего сущего прародитель Богов Праджапати сотворил вместе с ними
вселенского человека Пурушу (и лишь затем были созданы обычные люди). Однако
его вскоре принесли в жертву. Тело Пуруши было расчленено на части, и из
них-то возникли небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и
т.п.: Пуруша - тысячеглавый, Тысячеглазый, тысяченогий. Со всех сторон
покрыв землю, Он возвышался (над ней еще) на десять пальцев. Ведь Пуруша -
это Вселенная, Которая была и которая будет. Он также властвует над
бессмертием <...> Когда Пурушу расчленили, На сколько частей разделили его?
Что его рот, что руки? <...> Луна из (его) духа рождена, Из глаза Солнце
родилось, Из уст - Индра и Агни, Из дыхания родился ветер. Из пупа возникло
воздушное пространство, Из головы развилось небо, Из ног земля, стороны
света - из уха, Так они устроили миры <...>
Ригведа. Х 90, 1-14.
В русской же мифологической и космогонической традиции отзвуки этих
древних доарийских представлений однозначно просматриваются в различных
"редакциях" Голубиной книги, где все богатство видимого мира, в полном
соответствии с общеиндоевропейской традицией, истолковывается, как части
некоего космического Божества:
Белый свет от сердца его.
Красно солнце от лица его,
Светел месяц от очей его,
Часты звезды от речей его...
Другой вариант Голубиной книги имеет следующее продолжение с учетом
христианизированной "правки":
Страницы: «« « 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |