Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»

землю. Явились четыре кита, сомкнулись  они  головами  с  первыми  тремя,  а
хвостами раскинулись в разные стороны и стали держать землю. С того  времени
и до наших дней земля держится на семи китах.
   В то время как росла и ширилась земля на китах, - росла и ширилась  также
земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что сильно раздуло щеки у сатаны. Бог
это заметил и спрашивает сатану:
   - С чего это у тебя щеки-то раздуло? И сатана должен был сознаться:
   - Виноват! Прости Господи: я утаил во рту  немного  земли.  -  Выплевывай
землю изо рта! - приказал Бог. И сатана стал выплевывать землю. И  там,  где
сатана плюнет, - появляются всякие дикие и нечистые места, - горы и  овраги,
лесные трущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и  чиста  и  во
всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весь мир.
   Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал отдохнуть. Вытащил он
лодочку из воды на землю, перевернул ее  вверх  дном,  а  сам  улегся  около
лодочки и скоро  уснул  крепким  сном.  Сатана,  при  виде  уснувшего  Бога,
замыслил недоброе дело, - он задумал погубить Бога. Сатана думал так:
   - Брошу я сонного Бога в воду и утоплю его, и тогда - земля будет  моя  и
лодочка будет моя.
   Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере  приближения  сатаны  к
воде земля перед ним все росла и ширилась, а вода перед ним все  убегала  да
убегала. Так сатана и не мог донести Бога до воды. Повернул тогда  сатана  в
другую сторону и понес Бога к другому берегу земли,  думал,  не  удастся  ли
бросить Бога с другого берега земли. Но и там  повторилась  та  же  история.
Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около лодочки, как будто бы он и
не касался Бога.
   Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде.  Земля  продолжает
расти и теперь, - и когда она вырастет и увеличится настолько,  что  и  семь
китов не в состоянии будут держать ее, - тогда  киты  уйдут  в  воду;  земля
рассыплется и провалится в водные  бездны.  Тогда  и  наступит  конец  мира.
Говорят, что это время уже недалеко".

   Известны и другие варианты. Один из них - более лаконичный  -  записан  в
конце прошлого века в Смоленской губернии собирателем русского и славянского
фольклора В.Н.Добровольским. В записи  и  публикации  неутомимого  этнографа
зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает  в  образе  лебедя,  и  Бог
заставляет его трижды нырять на дно моря за песком,  чтобы  сотворить  сушу.
Здесь же приводится  еще  одна  редкая  русская  космогоническая  легенда  о
происхождении Луны из Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись
на одно из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное Богу, что
оно стало совершенно бледным - и  зовется  оно  с  тех  пор  уже  месяцем  и
светится только ночью". Понятно, что на протяжении  тысячелетий  в  процессе
этнической дифференциации  многие  первоначальные  мифологические  сюжеты  и
образы трансформировались, обрастали  новыми  подробностями  или,  напротив,
утрачивали старые. Однако исходные моменты народная память удерживала цепко.
   Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ древнее -  утка
(гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и  другой  выступали  тотемами  различных
родов или племен. Несомненно одно:  древнейшие  представления  о  сотворении
мира на стадии недифференцированной культурной и языковой  общности  народов
Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным Океаном,  который  в
конечном счете является космическим океаном.  Для  подтверждения  сказанного
приведем  еще  раз  финский  -  теперь  прозаический  -  вариант  легенды  о
сотворении мира.

   "Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман. Дух сатана является
гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гоголь сказал: "Я птица  водяная,  ведь
мое место на море". - "Но что же ты здесь на море, когда нет земли?" -  "Где
же взять землю, раз она вовсе не существует!" - "Земля ведь находится на дне
моря. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гоголь  погружается  на
дно моря и несет земли в клюве. У него осталось ея мало, так как вода  смыла
часть ее. Дух сатана говорит: "Сходи  еще  раз,  принеси  побольше".  Гоголь
принес еще. "Сходи еще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз
и принес еще больше. Они сделали себе участок земли на море  и  начали  жить
там.
   Очутился дух Божий среди них. "Откуда  у  вас  здесь  земля?"  -  "Гоголь
сходил на дно моря". - "Начнем вместе творить, раз у вас есть земля..." Злой
дух взял земли в рот, отделяя часть ее для своей  земли.  Бог  все  говорит:
"Должно быть больше земли, так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется:
"Больше нет". Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли
землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что ее нет?"  Тот
выплевывает землю на север, где из нее стали расти камни, скалы, горы".

   Отголоски  древнейших  представлений  о  Космическом  яйце  находим  и  в
некоторых  украинских  космогонических  сказаниях  (а  архаичный  украинский
фольклор - он одновременно и фольклор Киевской Руси, то есть всех населявших
ее народов - великороссов,  малороссов  и  белоруссов).  Так,  по  одной  из
легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного шара (аналог
Космического яйца). Из яиц же появляются и люди. После изгнания из  рая  Бог
повелел Еве каждый день нести столько яиц, сколько в тот день людей умрет. И
так - вечно. А Бог берет те яйца, делит каждое на две половинки и бросает на
землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка. А потом  они
подрастают и женятся. Но иногда бывает, что одна  половинка  яйца  падает  в
море, а другая - на землю или какой-нибудь зверь съедает одну из  половинок.
И тогда человек, родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и
всю жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной.
   У других народов Евразии также распространен сюжет о нырянии на дно  моря
(океана) с целью сотворения земли, что  лишний  раз  доказывает  близость  и
былое единство верований  и  культур.  У  марийцев  в  этой  роли  выступают
легендарные Юма (Бог) и Керометь (Сатана), у мордовцев  -  Чам-Пас  (Бог)  и
Мастер-Пас (Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а  на
дно моря ныряет гагара. Хорошо  известна  обработанная  для  детей  Виталием
Бианки сибирская легенда о птице-чомге Люле, которая трижды ныряет в глубины
океана, чтобы добыть  земли:  всем  она  достала,  а  себя  обделила.  Сюжет
обретения земли птицей нашел отображение в древнем народном искусстве -  как
русского, так и сопредельных народов.
   Космогоническое сказание о появлении земли из  моря,  откуда  ее  достают
животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.  Евразийскому  варианту,
где главным героем выступает птица, противостоит американо-индейский вариант
(ирокезское предание), где звери и птицы оказались бессильными, а  землю  со
дна моря добывает жаба-лягушка. Всесилие лягушки наводит, кстати, на мысль о
сходстве данного образа  с  известной  русской  сказкой  о  Царевне-лягушке.

Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера