|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 » »» Ночи темные от дум Господних
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа.
Дробен дождик от слез Христа,
Наши помыслы от облац небесных,
У нас мир-народ от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда наша от Черна моря.
Но известны и иные версии. В Русском Устье, на побережье реки Индигирки
(еще один "северный Инд"!) пришлое население - носитель архаичной культуры -
находилось автономно-культурной изоляции, начиная с ХV11 века (еще до
церковного раскола). Это привело к консервации (а по существу - сохранению)
традиционных сюжетов. Так что неудивительно, что именно здесь были записаны
редкие варианты Голубиной книги, именуемой здесь даже по-особому - Книга
"Голубиный свет". Именно она сама и порождает все Мироздание - Белый свет,
Красно солнце, Свет„л месяц, Мать Сыру Землю, Сине море и другие природные
феномены. Подобный подход не нов: во множестве религиозных представлений
(включая Веды и Евангелие от Иоанна) мир трактуется производным от Слова -
оно-то и записано в Священную Книгу.
Точно так же расчлененный Первобог Голубиной книги восходит к самым
началам общеиндоевропейской космогонической традиции (возможно, в данной
роли как раз и выступал уже упомянутый Волот Волотович - бывший великан).
Это доказал еще Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) при анализе архаичной
русской обрядовой песни с мотивами людоедства (есть, оказывается, и такая -
да не одна!), где жена намеревается расчленить и съесть собственного мужа.
Записанная и опубликованная в середине прошлого века в Курской губернии
писательницей Надеждой Кохановской, эта страшная песня повергла в шок
читательскую публику, а развернувшаяся полемика обнаружила среди прочего
достаточную распространенность каннибалистского текста в разных областях
России. В песне беспристрастно рассказывается про то, как жена вместе с
подружками съела собственного мужа да еще попотчевала страшным угощением
мужнину сестру, подзадоривая ее загадками:
Я из рук, из ног коровать смощу,
Из буйной головы яндову скую,
Из глаз его я чару солью,
Из мяса его пирогов напеку,
А из сала его я свечей налью.
Созову я беседу подружек своих,
Я подружек своих и сестрицу его,
Загадаю загадку неотгадливую. Ой, и что таково: На милом я сижу, На
милова гляжу, Я милым подношу, Милым подчеваю, Аи мил пер'до мной, Что
свечою горит?
Никто той загадки не отгадывает.
Отгадала загадку подружка одна,
Подружка одна, то сестрица его:
- "А я тебе, братец, говаривала:
Не ходи, братец, поздным-поздно,
Поздным-поздно, поздно вечером".
Никто не сомневался в глубокой архаичности женских причитаний, но никто
не мог толком объяснить их истинного смысла. Хомяков же, посвятивший данному
вопросу специальную заметку, уловил в русской песне древнюю космогоническую
тайнопись по аналогии с древнеегипетскими, древнеиндийскими и
древнескандинавскими мифами. Более того, он назвал странную песню "Голубиной
книгой в ее окончании". Чем же руководствовался Хомяков и каков ход его
рассуждений?
Мыслитель-славянофил напоминает, что северная мифология и космогония
строила мир из разрушенного образа человеческого - из частей великана Имира,
растерзанного детьми Первобога Бора. В восточных мифологиях и космогониях
Вселенная также строилась из мужского или женского исполинского образа - в
зависимости от того, кто был убийца-строитель - мужское Божество или
женское. В ходе дальнейшего космогонического процесса кости поверженного
великана делались горами, тело - землею, кровь - морями, глаза -
светоносными чашами, месяцем и солнцем. В соответствии с канонами и
традициями мифологической школы в фольклористике, Хомяков делает
предположение, что та же схема действовала и в славяно-русской мифологии,
что получило отражение и в Голубиной книге и "людоедской песне" (последняя -
один из осколков древней мифологии, который при достаточном воображении
можно сопрячь с некоторыми устойчивыми образами русского фольклора).
По Хомякову, мифологические рассказы при падении язычества теряли свой
смысл и переходили либо в богатырскую сказку, либо в бытовые песни, либо в
простые отрывочные выражения, которые сами по себе не представляют никакого
смысла. Таково, например, знаменитое описание теремов, где отражается вся
красота небесная, или описание красавицы, у которой во лбу солнце (звезда),
а в косе месяц. Точно так же из ряда вон выходящая каннибалистская песня,
резюмирует Хомяков, "есть, по-видимому, не что иное, как изломанная и
изуродованная космогоническая повесть, в которой Богиня сидит на
разбросанных членах убитого ею (также божественного) человекообразного
принципа... Этим легко объясняется и широкое распространение самой песни, и
ее нескладица, и это соединение тона глупо спокойного с предметом,
по-видимому, ужасным и отвратительным".
Необычное превращение в русской "людоедской" песне образа-символа
Вселенского великана - лишь одно из многих его расщеплений в мировой
мифологии после выделения самостоятельных народов, языков и культур из
единого в прошлом Праэтноса. Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и
в других индоевропейских мифологических картинах мира. Можно вспомнить, к
примеру, Первопредка иранского народа - великана Йиму. Общеиндоевропейская
корневая основа, закрепившаяся в его имени сохранилась также в современных
русских словах "имя", "иметь". Пои иранским преданиям, первочеловек Йима -
создатель мировой цивилизации, спасший человечество от потопа, обрушившегося
на Землю после жесточайшей зимы. При Йиме в подвластных ему странах царил
Золотой век, красочно описанный Фирдоуси в "Шахнаме". Но в конце жизненного
пути Йиму, как и великана Имира, ждало расчленение: он был распилен пополам
собственным братом-близнецом.
Страницы: «« « 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |