|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» родился Бури с помощью космотворящей коровы Аудумлы. Она паслась на льду,
облизывая соленые (морские?) ледяные глыбы, подобные камню. К концу первого
дня на вершине одной из глыб появились волосы, на другой день - целая
голова, а к концу третьего дня могучий титан Бури родился окончательно.
Как уже упоминалось, в утраченной Иоакимовской летописи, согласно
Татищеву, упоминается князь Буревой, отец легендарного Гостомысла, правивший
в Новгороде до появления Рюрика и упорно боровшийся с варяжской экспансией.
Корень "бор" древнейшего, вероятно, доиндоевропейского происхождения. Он
образует любопытное лексико-смысловое гнездо, позволяющее судить и о
многообразии функций, проецируемых и на Бога Борея. Прежде всего, "бор" -
это "хвойный, преимущественно сосновый, лес". У болгар, сербов и хорватов
"бор" означает "сосну". Но не только у славян: название народа "буряты"
дословно означает "лесные" и по смыслу смыкается с русским "бор" - "лес".
Затем ряд однокоренных слов: "борьба", "борец", "брань" ("боронь" - в смысле
"битва" и в смысле "ругань"), "оборона", "борзой", "борозда", "борона",
"борода", "боров", бородавка", "борщ", "собор", "боркан" ("морковь"), "борт"
(в смысле "борта лодки, корабля"). Разветвленность смыслов - лучшее
доказательство древности исходного слова. Кстати, о Сивке-бурке - откуда
такое словосочетание? Если Сивка (светлая), то почему Бурка (темная)? Не
зебра же ведь это, у которой полоска - черная, полоска - белая.
Все дело, оказывается, в том, что прозвище Бурка первоначально звучало
как Бурька. А если взглянуть на его истоки, то обнаруживаются явственные
следы Борея. Обратившись темногривым жеребцом, Бог - покровитель Севера -
оплодотворил двенадцать кобылиц и стал отцом двенадцати чудесных жеребят,
что могли летать по поднебесью над землей и морями. Такими их описывал еще
Гомер в "Илиаде" (XX, 220-230):
Бурные, если они по полям хлебородным скакали,
Выше земли, сверх колосьев носилися, стебля не смявши;
Если ж скакали они по хребтам беспредельного моря,
Выше воды, сверх валов рассыпавшихся, быстро летали.
Точно так же описывается полет волшебных коней в русском и славянском
фольклоре, где прозываются они Сивками-бурками, Бурушками-косматушками, что
в конечном счете значит - Бурьки-Борейки. Не случайно и мифический летучий
конь алтайских сказаний также зовется Буура. Между прочим: до сих пор имеет
распространение славянская фамилия Борейко (вспомним героя-поручика из
романа А.Н.Степанова "Порт-Артур").
У ираноязычных осетин в их знаменитых нартских сказаниях также действует
могучий богатырь по имени Бора. Повествуется о его встрече со счастливым в
духе "золотого века" морским народом - донбеттырами ("дон", как уже было
продемонстрировано, - общеиндоевропейское понятие для обозначения любых
водных объектов). Бора пришел в их страну, минуя царство ночи. Там он нашел
огненное озеро (читай - море) с загадочным хрустальным образованием на самом
дне (в фольклоре хрусталь - коррелят льда). Вот как описывает древний
сказитель тектоническую битву огня и льда:
Вертящийся хрусталь на самом дне
Кремень огромный точит в глубине
И высекает пламенные искры
Движением молниеносно-быстрым.
А озера бушующего дно
Как будто светом дня озарено...
Воистину картина вселенской катастрофы. Как явствует из фольклора,
первоначально нарты жили не в горах, а в пределах морских просторов - они
часто упоминаются в осетинских сказаниях. По преданию, нарты вообще были
потомками Морского царя - Донбеттыра.
Нельзя не вспомнить и древнегреческое название Днепра - Борисфен. А
древнейшее, еще дошумерское название Ефрата было Буранум. Кстати, в
шумерийском языке слово buru означает одновременно и "река" и "влагалище"
Еропейские мореплаватели, добравшиеся в XVII веке до устья Печоры,
столкнулись на побережье Северного Ледовитого океана с
туземцами-борандийцами. Да и в названии северо-восточной страны
скандинавских саг, именовавших регион от Беломорья до приполярного Урала
Бьярмией (подробнее - в 3-й части), улавливается искаженное имя Борея.
Крылатый чернобородый Бог Борей считался эллинами сыном Астрея (Звездного
неба) и Эос (Утренней зари) (рис.64). По Диодору Сицилийскому, потомки Борея
- Бореады (их не следует смешивать с его сыновьями Калаидом и Зетом -
участниками похода аргонавтов) были владыками (царями) главного города
Гипербореи и хранителями сферического (!) храма - святилища Аполлона, куда
Солнцебог прилетал каждые 19 лет.
В русском фольклоре есть сказочный Буря-богатырь - чем не Борей? В
афанасьевском сборнике сказок Буря-богатырь - не просто могучий исполин - он
еще и Коровий сын: корова слизала остатки (помои) от златокрылой щуки,
которую приготовили на обед бездетной царице. Буря-богатырь сражается на
знаменитом Калиновом мосту поочередно - с шестиглавым, девятиглавым и
двенадцатиглавым змеями - сыновьями Бабы-яги (они же чуда-юда - мосальские
губы). Здесь же и волшебная яблоня, и Сивка-бурка, и утка, что кличет беду,
и свинья-оборотень (да и сам Буря-богатырь оборачивается тотемным соколом),
и Морской царь с золотой головой, которую отрывают и используют для
распутывания злых козней (вспомним титана Форкия - Морского старца,
обитавшего близ Гипербореи). Все это гиперборейская закодированная символика
- она еще ждет своей расшифровки.
В индоевропейское лексическое гнездо с корневой основой "бу(р)" входят
слова со смыслом "буйный", означающий: 1) "яростный", "бурный"; ср.: буйная
удаль, буйные ветры, Буй-Тур Всеволод в "Слове о полку Игореве", буйвол =
дикий (буйный) бык (вол ); 2) "плодоносный", "обильный" (ср.: буйная -
растительность, лес, травы, хлеба, пшеница, рожь, овес). В этом ряду и
знаменитый символический образ русского фольклора - Остров Буян,
присутствующий как в сказках (присказках), так и в магических заговорах: что
свидетельствует о глубочайшей древности самого образа. Но чтобы произвести
его полную смысловую реконструкцию, необходимо подняться на высоту птичьего
полета.
В современном обыденном понимании буян - это человек, склонный к буйству,
попросту - скандалист. Не так в прошлом, когда слово "буян" означало совсем
другое. В "Слове (Молении) Даниила Заточника" (ХII в.) буян - это гора
(холм), а за буяном кони пасутся: "Дивиа за буяном кони паствити".
Исторический анализ дает целый букет значений слова "буй" и производного от
него "буян": 1. высокое место: гора, холм, бугор; глубокое место в море,
Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |