|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 » »»
Любопытные детали полета на "деревянном орле" (который в соответствии с
законами семиотики и семантики может символизировать вс„ что угодно)
содержатся в поморской сказке, записанной в начале века Николаем
Евгеньевичем Ончуковым (1872-1942). Оказывается, у этого "летательного
аппарата" есть винт: вправо повернешь - поднимешься, влево - опустишься.
Крылья - неподвижные: "летит птица и не машет крыль„м", поясняет рассказчик.
Подсолнечное царство также поминается в прозаических северных сказках.
Одну такую записал в 1906 году на Выгозере от сказочника Мануйлы Петрова
Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). В свою очередь, Мануйло услышал про
Подсолнечное царство у богомольцев. Как они сказывали, в царство то, где
солнышко летом не заходит, не пешком идти, а лететь требуется (как и в
былине). Самое заветное в Подсолнечном царстве - яйца, дающие людям вечную
молодость и бессмертие. Сказочник называл их "молодецкия яйця" (это то, что
в других сказках именуется "молодильными яблоками"). Чудодейственные плоды,
как и их эллинские прототипы - яблоки гесперид - восходят к общему
гиперборейскому источнику: именно в Гиперборее люди не ведали болезней и
старости.
Другое свидетельство, относящееся к гиперборейской старине и
зафиксированное многими авторами, в том числе Н.М.Карамзиным,
А.Н.Афанасьевым и А.А.Коринфским, касается легендарного Лукоморья.
Оказывается, это не сказочная страна, невесть где расположенная, а древнее
Северное царство: там люди на два месяца впадают в зимнюю спячку, чтобы
проснуться к возвращению весеннего Солнца. В настоящее время основательно
изучены 14 списков древнерусского сочинения, именуемого "О человецех
незнаемых в Восточной стране", где упомянутая легенда представлена в
различных вариантах.
Сохранились в народной памяти также смутные воспоминания и о так
называемой ледниковой эпохе, точнее о катастрофическом похолодании,
постигшем Северную украину Евразии. Выдающийся чешский поэт, историк и
фольклорист Карел Яромир Эрбен (1811-1870) свидетельствует, что хрустальная
или стеклянная гора славянских сказок есть не что иное, как образ ледяной
горы, трансформировавшийся в сознании людей, а также при устной передачи от
поколения к поколению (в чешском фольклоре известен и город Ледян - сродни
русскому Лeденцу, - что значит "ледяной"). Чтобы убедиться в правомочности
данного вывода, достаточно еще раз внимательно просмотреть волшебную русскую
сказку "Хрустальная гора". Здесь тридесятое царство наполовину втягивается в
хрустальную гору (что наглядно воспроизводит действие наступающего ледника).
Но главное в другом: чтобы спасти гибнущее царство и заточенную в
хрустальной горе царевну, герой, победив змея о двенадцати головах,
"разрезал его туловище и на правой стороне нашел сундук; в сундуке - заяц, в
зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - семечко, зажег и отнес к хрустальной
горе - гора скоро растаяла". Растопить подобным образом, как не трудно
догадаться, можно только лед и никак не хрусталь (стекло).
В славянском фольклоре имеются и другие любопытные подробности,
касающиеся стеклянной горы. На ее вершине растет чудесная яблоня с золотыми
молодильными яблоками. Стережет ее беспощадный сокол, сметающий вниз
всякого, кто пытается одолеть скользкие, как лед, склоны. Потому-то все
подножье стеклянной горы сплошь усеяно человеческими костями. Герой одной
карпатской сказки сумел перехитрить кровожадного сокола - носителя тотемной
символики; с помощью рысьих когтей он незаметно поднялся на вершину и отсек
хищному стражу волшебной горы ноги. Кровь пролилась вниз, и все жертвы
безжалостной птицы ожили. Обо всем этом можно узнать из сборника "Повести и
предания народов славянского племени" (СПб., 1840), изданного ныне
совершенно забытым этнографом и историком Иваном Петровичем Боричевским
(1810-1870). Русские исследователи фольклора справедливо усматривали в
сказочной стеклянной (хрустальной) горе отголоски общеарийской мифологии -
воспоминания о вселенской горе Меру. Между прочим, этнографы зафиксировали
любопытное поверье, распространенное в ряде исконно русских областей: здесь
считается недопустимым выбрасывать состриженные ногти, так как они
потребуются они потребуются после смерти, когда душа умершего будет
карабкаться на стеклянную гору, дабы добраться до райских кущ. Аналогичные
верования зафиксированы и у манси.
В известной словацкой сказке о солнечном коне также подробно описывается
полночная страна, где люди приспосабливались к ночной жизни среди гор и
боролись с тьмой с помощью волшебного коня с Солнцем во лбу. Как бы ни
трансформировался сказочный сюжет за свою долгую жизнь - он неоспоримо
свидетельствует об одном: далекие предки словаков и, надо полагать, предки
всех славян знали о такой стране за Полярным кругом, где царит долгая ночь и
бушует нескончаемая буря. А.Н.Афанасьев в одной из своих статей
("Поэтические предания о светилах небесных") также приводит русское предание
о временах, когда Солнца не было и "люди жили в потемках".
Современное русское слово "буря" имеет древнеарийские корни: bhurati в
древнеиндийском означало - "двигается", "вздрагивает", "барахтается". Но в
достопамятную старину "буря" произносилась и писалось как "боуря" (с юсом
малым на конце). Вот он и Борей - северный ветер, а значит, [гипер]бореи -
те, кто с бурей дружит да и проживает в его или за его владениями - на краю
земли. Именно так характеризует Софокл Северную страну - отчину Аполлона
(Феба), куда Борей унес похищенную Орифию:
...Через всю морскую гладь, на край земли,
К потокам ночи, на простор небес
И к ветрограду Феба древнему...
Известен синоним "ураганного ветра", одного корня со словом "буря". Это -
"бора": так именуют ураган на море и турки, и итальянцы, и русские. Но,
вопреки безапелляционному утверждению этимологов (и в частности такого
авторитета, как М.Фасмер), в русский язык слово "бора" никак не могло
попасть из турецкого, так как турки появились на берегах Черного и
Средиземного морей сравнительно недавно и, скорее всего, сами заимствовали
данное понятие у аборигенов.
Сказанное подтверждают и данные германо-скандинавской мифологии.
Первобогом-прародителем древних германцев и скандинавов, согласно Старшей и
Младшей Эдде, был Бури, а его сыном - Бор (Б„р) - отец Одина, главы пантеона
северных Богов. Рождение Бури сопряжено с мировым катаклизмом, когда Север
"заполнился тяжестью льда", что сопровождалось его таянием и неотвратимым
потопом. Из гигантской ледяной глыбы (айсберга?) в течение трех дней и
Страницы: «« « 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |