|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 » »» носительница многих матриархальных черт, а борьба за Сампо отражает в
поэтической форме непримиримое противоборство как между Золотым и
последующими веками (в особенности - Медным и Железным), так и между
отступающим матриархатом (когда властвовали женщины) и наступающим
патриархатом (когда править стали мужчины). Похъ„ла матриархальна, так
сказать, по определению, ибо означает Т„мное царство, то есть Страну Тьмы,
или Полярной Ночи. А Ночь (Тьма), согласно наиболее архаичным представлениям
древних и примитивных народов, олицетворяет именно Женское начало,
космически обусловленное материнство и деторождение: она - Ночь, подобно
роженице, рожает свое дитя - День.
Это - исключительно важная и устойчивая мифологема. Противоположная (с
обратным знаком, так сказать) схема взаимосвязи между Ночью (Тьмой) и Днем
(Светом) в истории мировой культуры не прослеживается: никто и никогда не
считал, что День может родить Ночь. Умереть он может - да. Умереть, дабы
уступить место новому акту рождения, а роженицей вновь и вновь окажется
Ночь. Таково наследие матриархального мировоззрения.. Другой непременный
атрибут матриархального прошлого - хтонизм, то есть связь с землей (таково
значение данного термина в переводе с древнегреческого). При этом ведь земля
- вовсе не обязательно пахота или луг, она охватывает всю твердь - и горы, и
минералы, и глину, и песок, и пыль, и камни.
Между прочим в переводе с финского Лоухи означает "скала", "камень". Тем
самым в имени хозяйки Похъ„лы явственно обнаруживаются следы и
Древнекаменного века. Некотрые финские ученые вообще склонны считать, что
"лоухи" вовсе не имя собственное, а эпитет с соответствующим "каменным"
содержанием и в этом смысле знаменитый рефрен - "Лоухи Похъ„лы хозяйка" в
действительности следует переводить, как Скала Похъ„лы. Вс„ это вполне
вписывается в общемировую традицию почитания камней, которая дожила и до
наших дней (о чем подробно говорилось в 1-й части). По всей России -
особенно на Севере - известно почтительно-суеверное отношение к отдельным
выдающимся камням, вне всякого сомнения сохраняющееся на протяжении многих
веков и тысячелетий. При этом христианские представленя тесно переплетаются
и мирно уживаются с, казалось бы, давно и навсегда отжившими языческими
верованиями. Точно также и в местах распросранения ислама сохранилась
древнейшая явно доисламская традиция совершать молитву (намаз) у заповедных
больших камней, находящихся, как правило, в труднодоступных местах. На
Тянь-шане, Памире такие камни до сик пор являются предметом особого
поклонения, наверняка сохранившегося еще со времен Каменного века.
Борьба Калевалы и Похъ„лы - как она представлена в эпосе - это борьба
Света и Тьмы, Добра и Зла, Нового и Старого. Но Похъ„ла - Царство Зла лишь с
точки зрения позднейших интерпретаторов - авторов и исполнителей, - живших в
более поздние времена, когда былая гармония Золотого века уже ушла в
прошлое, а его идеалы полностью утрачены. При расколе общества на
противоборствующие силы, как правило, наблюдается взаимная демонизация
противостоящих друг другу лагерей и активное вылепливание "образа врага".
Так как до наших дней дошла версия только одной из сторон, то
демонизированой в глазах современного читателя оказалась лишь Лапландия.
Сохранилась бы противоположная точка зрения - там бы все выглядело наоборот.
Вообще-то демонизация противника - элементарный субъективно-психологический
акт, с которым приходится сталкиваться на каждом шагу. Разве редкость,
когда, разругавшись с кем-то или обидевшись на кого-либо, человек начинает
видеть в своем противнике исключительно отрицательные стороны и старается
всячески навредить обидчику?
По сюжету "Калевалы" сыны Калевы пытаются вернуть Сампо и поначалу им это
удается. Но на обратном пути их настигает воинство Похъ„лы (причем здесь
описываются удивительные летательные способности северных народов). Посреди
Ледовитого океана развертывается грандиозное морское сражение с участием
летательного аппарата. В конечном итоге Лоухи перехватывает Сампо, но не
удерживает и роняет ее в морскую пучину. Волшебная мельница оказывается
навсегда утерянной.
Неоднократно предпринимались попытки объяснить вразумительно, что же
такое Сампо. Уже во времена первых публикаций эпоса, было выдвинуто по
меньшей мере семь различных толкований: Сампо - или 1) музыкальный
инструмент; или 2) водяная мельница; или 3) языческий идол; или 4) торговый
корабль; или 5) талисман; или 6) все земли Карелии и Финляндии; или 7)
Мировой столп, вершиной которого является Полярная звезда (то есть по
существу коррелят полярной горы Меру). Академик Б.А.Рыбаков высказал
оригинальную и вполне обоснованную мысль, что если в "Калевале" и
описывается мельница, то это ни какой-нибудь классический ветряк или
колесное сооружение на речной запруде, а древняя каменная зернотерка,
символически олицетворяющая счастье и благоденствие. На Севере такую глубоко
закодированную смысловую нагрузку как раз и несут саамские сейды (см:
Рыбаков Б.А. Сампо и сейды // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984,
С. 73).
Вполне возможно, что многочисленные сейды, которые и по сей день
сохранились высоко в горах и других глухих местах Русской Лапландии и есть
воплощенный в камне символ Сампо. Кстати, исходя из былого единства всех
языков мира уместно предположить, что в основе до сих пор нерасшифрованного
слова "сейд" лежит та же корневая основа, что и у русского указательного
слова "сей", а у самоназвания лопарей - саами - одинаковый с русским корень
"сам". Тот же протокорень и в названии Сампо. Аналогичным образом в
самоназвании одного из ответвлений карелов - людиков - явственно
обнаруживается та же корневая основа, что и в русском слове "люди".
Аналогично называют себя карелы и ливвиковского наречия.
Такова была жизнь древних аборигенов Севера на обширных землях
Гипербореи, в число культурных очагов которой входил и нынешний Мурманский
край - священная земля древнего языческого Солнцебога Коло, и Карельская
земля - родина "Калевалы".
У Александра Блока есть пронзительные "гиперборейские" строки. Впервые
они и были опубликованы в альманахе "Гиперборей" (вып.2; СПб., 1912),
издававшемся Михаилом Лозинским:
...Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг.
Бери свой челн, плыви на дальний полюс
В стенах из льда - и тихо забывай,
Как там любили, гибли и боролись... И забывай страстей бывалый край.
Страницы: «« « 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |