|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 » »» Ты будешь мне мужем, я буду тебе женою... Перевод Николая Гумилева
Но целомудренный герой отказывается от навязываемого счастья, ссылаясь на
бесстыдную неразборчивость Богини и тысячи ее жертв - загубленных
любовников. Отвергнутая Иштар, как и полагается разъяренной женщине, мстит
изощренно: насылает на родной город Гильгамеша - Урук - чудовищного быка, и
тот, подобно слону, сотнями давит ни в чем не повинных жителей и умертвляет
их своим смертоносным дыханием.
Богиня требовала непрерывных кровавых жертв. Что это были за жертвы
описывает уже в новое время известный античный писатель Лукиан (ок. 120 -
после 180) на примере более позднего культа Астарты, существовавшего на
Ближнем Востоке параллельно с уже с победно шествовавшим христианством. Вот
как описывается кульминация весеннего празднества в честь Великой Богини:
"В то время, как одни играют на флейтах и справляют оргии, на многих уже
находит безумие, и, хотя пришли они сюда только как на зрелище, начинают
делать следующее, - расскажу и о том, что они делают: юноша, которому
надлежит совершить это, с громким криком сбрасывает свои одежды, выходит на
середину и выхватывает меч; мечи эти постоянно находятся там, как я думаю,
для этих целей. Оскопив себя мечом, юноша носится по всему городу, держа в
руках то, что он отсек. И в какой бы дом он ни забросил это, оттуда он
получает женские одежды и украшения. Вот вс„, что совершается во время
оскопления".
Надо полагать, ранее этот изуверский ритуал был распространен
повсеместно, а его традиции уходят в глубь веков. Тем более, что уж чего,
чего, - а кровожадности в оргиастических ритуалах, особенно выполняемых
женщинами, хватало во все времена. Достаточно показательны - необузданные
оргии с бесконтрольно-сексуальным и кровавым финалом, который в античной
Греции был связан с культом Диониса-Загрея. Здесь шествия и радения
одурманенных вином и наркотиками толп сопровождались дикими конвульсиями и
бессвязными выкриками, преследованием и растерзанием всего живого.
Особенно неистовствовали женщины, прозванные менадами (буквальный перевод
- "безумствующие"). Наркотическое снадобье они вводили прямо во влагалище и
превращались в сексуально необузданных фурий. Полуобнаженные, едва прикрытые
звериными шкурами, увитые плющом и обвешанные задушенными змеями, со
спутанными волосами и искусственными фаллосами в руках, которые впоследствии
трансформировались в ритуальные свечи, - менады с дикими воплями носились по
лесам и горам, преследуя мужчин, а, насладившись ими, разрывали на части,
пили кровь своих жертв и других растерзанных живьем животных. Тем самым они
как бы приобщались к телу и крови самого Диониса, который, по наиболее
распространенной версии, был растерзан титанами, а куски его тела оказались
разбросанными по всей земле (еще один вариант о расчлененном космическом
Божестве), и лишь впоследствии Зевсу удалось оживить собранные части.
Уместно также вспомнить, что в свое время и на Крите существовал
архаичный обычай ежегодного принесения в жертву маленького мальчика. На день
его объявлялли царем, а потом живьем разрывали на части и съедали - в память
о растерзанном и съеденном титанами младенце Дионисе-Загрее. Позднее
обреченные к растерзанию дети стали заменяться бычками, которые, впрочем,
по-прежнему разрывались на части живьем и тут же поедались в сыром виде. Не
удивительно, что именно такие и подобные бесчеловечные обычаи послужили
одной из причин, по которой жестокие матриархальные отношения вообще
утратили свои позиции, вызвав неизбежный протест и справедливый бунт со
стороны мужской половины общества.
Великая Богиня во все времена выступала носительницей множества функций и
ипостасей, объединяла в себе как светлые, так и темные стороны. Это хорошо
прослеживается на примере древнеиндийской Великой Богини - Деви. В основе ее
имени лежит тот же самый архаичный корень, что и в русских словах "дева",
"девушка", "девица". Из скупых намеков можно понять, что в славянской
мифологии тоже было когда-то Божество с таким именем. Вообще же данный
теоним пережил невообразимые приключения и метаморфозы. После распада
некогда единой индоевропейской общности и утраты общих идеологических
доминант началось враждебное противостояние этносов и дискредитация
культурологических традиций конкурентов. Так вот, если в индуистской или
славянской традиции Деви и Дева почитались, как Божества, то среди
ираноязычных народов и тяготеющих к ним культур соответствующее понятие
демонизировалось и превратилось в синоним кровожадного людоеда - дэва.
Когда индоарии, мигрировав с Севера на Юг, оказались в Индостане, у них
доминировали патриархальные отношения. Подавляющее большинство ведийских
Богов мужского рода. Но и культ Великой Богини не был полностью утрачен. К
моменту вторжения арийских орд на Индостан там процветала самобытная и
высокоразвитая культура Мохенджо-Даро и Хараппы, обитали автохтонные смуглые
племена, говорившие главным образом на дравидских языках и не преодолевшие
еще матриархальных отношений. Белокожие арии уничтожили процветающие города
и сломали хребет южной цивилизации. Но одновременно восприняли и многие ее
традиции, включая изощренное поклонение универсальному Женскому началу, а
также символам, олицетворяющим женское естество. Вся сексуально-эротическая
культура современной Индии, все тантристские представления и ритуалы идут
оттуда.
Таким образом, культ Махадеви - Великой Богини Деви, каким он дожил до
наших дней, объединил в себе и древние доарийские представления, берущие
свое начало на Севере, и матриархальные традиции, сложившиеся и сохраненные
на Юге. В популярном трактате "Девимахатмья" ("Прославление величия
Богини"), входящем в состав "Маркандея-пураны" отмечается:
"Деви озаряла сиянием три мира, чертила тиарой по небосводу, потрясала
весь подземный мир звоном тетивы лука, заслоняла все небо тысячью рук".
Перевод Т.К.Посовой
В современном индуизме Деви считается супругой Великого Бога Шивы, но она
имеет множество ипостасей, имен и эпитетов - в общей сложности не менее 70.
В первую очередь Махадеви объединяет в себе благостные и устрашающие черты,
в соответствии с чем расщепляется на самостоятельные ипостаси и превращается
- в зависимости от ситуации - в благих Богинь - Парвати, Ума (Светлая).
Гаури (Белая), Джаганмата (Мать мира) - или, напротив, свирепых - Дурга,
Кали, Чанди (Гневная), Бхайрави (Ужасная) и т.д. Развитая иконография
позволяет сравнить разные и диаметрально противоположные ипостаси Великой
Страницы: «« « 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |