|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» Богини - например, Светлой Умы (рис.80) и Черной Кали (рис.81). Особенно
колоритна кровожадная Богиня Кали, одетая в содранную шкуру пантеры, с
ожерельем из черепов своих жертв, с отрубленными головами в двух руках и с
орудиями кровавого убийства - в двух других, ее рот широко разинут, и из
него свисает огромный язык, окрашенный жертвенной кровью (рис.107).
И, к сожалению, это не только абстрактный символ. Вплоть до ХХ века
зафиксированы кровавые жертвоприношения - особенно младенцев - в честь
Великой Богини. До провозглашения независимости Индии такие факты постоянно
фиксировались и суммировались колониальной администрацией. После 1949 года
статистика попросту не велась. Хотя средства массовой информации время от
времени сообщают об очередном человеческом жертвоприношении. Так, в начале
80-х годов индийские газеты сообщали о душераздирающих фактах: то отец
перерезал горло дочери прямо в храме перед изображением Богини Кали, то
другой отец и в другом храме - но перед тем же изображением зарубил топором
четырех своих маленьких детей.
Великая Богиня Кали - порождение триады Первобогов (Брахмы, Шивы и
Вишну), вложивших в божественное воплощение Смерти всю ужасающую
энергетическую мощь посюстороннего и потустороннего мира. Вот какой
космизированный образ Великой Богини рисует священный текст уже
процитированной выше "Девимахатмьи":
"Выслушав Богов, властители Вселенной разгневались; пламя их гнева изошло
из их уст и слилось в огненное облако, подобное горе; в том облаке
воплотились силы всех Богов. Из этой огненной тучи, озарившей грозным
блеском Вселенную, возникла женщина. Пламя Шивы стало ее лицом, силы Ямы -
ее волосами, мощь Вишну создала ее руки, Бог Луны сотворил ее грудь,
опоясала ее сила Индры могущество Варуны даровало ей ноги, Притхиви, Богиня
Земли, сотворила ей бедра, пятки ей создал Сурья, зубы - Брахма, глаза -
Агни, брови - Ашвины, нос - Кубера, уши - Ваю. Так возникла Великая Богиня,
могуществом и грозным нравом превзошедшая всех Богов и асуров. Боги дали ей
оружие. Шива дал ей трезубец, Вишну - боевой диск, Агни - копье, Ваю - лук и
колчан, полный стрел, Индра, владыка Богов, - свою прославленную ваджру
[молниевый скипетр], Яма - жезл, Варуна - петлю, Брахма даровал ей свое
ожерелье, Сурья- свои лучи, Вишвакарман дал топор, Химават, Владыка гор, -
льва, чтобы ездить на нем, Кубера - чашу с вином.
"Да победишь ты!" - вскричали небожители, а Богиня издала воинственный
клич, потрясший миры, и, оседлав льва, отправилась на битву. Асур Махиша
[буйвологоловый демон, с которым не могли справиться остальные Боги. -
В.Д.], услышав этот устрашающий клич, вышел ей навстречу со своим войском.
Он увидел тысячерукую Богиню, простершую длани, которые затмили все небо;
под ее поступью содрогались земля и подземные миры. И началась битва.
Тысячи врагов напали на Богиню - на колесницах, на слонах и верхом на
конях, - поражая ее ударами палиц, и мечей, и топоров, и коней. Но Великая
Богиня, играючи отразила удары и, невозмутимая и бестрепетная, обрушила свое
оружие на бесчисленное войско асуров". <...> (Пересказ Э.Н.Темкина и
В.Г.Эрмана)
Пространная цитата из священного текста, посвященного Великой Богине
Кали, приведена здесь не случайно. Чтобы было с чем сравнивать в русской
мифологии. А сравнивать с чем есть! Ведь в коллективоно-бессознательной
памяти русского народа и по сей день сохранились устойчивые мифологемы,
уходящие корнями в общее арийское прошлое. Нужно только повнимательней
заглянуть вглубь! Славянская и индийская мифология - ветви одного дерева.
Обратимся к общим моментам и пересечениям - они без сомнения
свидетельствуют, что образ Великой Богини в древнеиндийском и древнерусском
мировоззрении произрастает из единого источника.
В вдохновенном панегирике Богине Кали говорится об ее ладонях, которые
затмевают небо. Вот оно ключевая фраза. В мировой иконографии Великой Богини
она, как правило, изображается с непропорционально большими ладонями,
поднятыми к небу (рис.82). Это прямое свидетельство: архаичный образ имеет
общее древнейшее происхождение. А как у русских? Оказывается то же
изобразительное клише сплошь и рядом присутствует на вышивках, в особенности
сделанных северными мастерицами. Кто не видел загадочной фигуры с огромными
вознесенными вверх ладонями (рис.83)! Вот оно - зримое свидетельство
индоарийской основы русской культуры.
Народное искусство сумело сохранить многие устойчивые черты древней
идеологии. Уцелели в основном символические образы. Языческие храмы, алтари,
идолы, тексты (включая исторические хроники) - все это безвозвратно погибло.
Но практически то же самое уцелело в закодированной форме - в виде узоров,
смыслозначимых знаков орнаментальных образов. Этнографы зафиксировали факты:
еще совсем недавно живы были хранители древнего знания, которые умели
"читать" по вышитому орнаменту. Во время свадебного обряда старушки-умелицы
объясняли невесте смысл символов, вышитых на венчальном убранстве.
Большеруко существо на русских вышивках принято связывать с языческой
Мoкошью - единственным женским Божеством, письменно упомянутым в летописях.
Имя ее произносится по-разному. Академик Рыбаков зовет ее Макошью. В Словаре
Даля она значится, как Макешь. В северных деревнях ее кличут Мокушей -
считается, что она по ночам выстригает у овец шерсть для пряжи, а все ночные
звуки относят к работе ее веретена. Однако в исходном рукописном тексте
летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской, Рдзивиловской и других) начертано -
Мокошь. Откуда взялась в языческом пантеоне Богиня с таким странным для
русского языка именем - сказать толком никто не может.
Вопрос считается настолько трудным и запутанным, что некоторые даже не
берутся за его объяснение. Те же, кто отважился, чего только не наговорили.
Пытались увязать имя Мокоши с финно-угорской традицией и, в частности, с
мордовскими (мокшанскими) верованиями. Высказывалось и более экстравагантное
мнение: по-еврейски мокош - понятие, обозначающее низших языческих Богов или
демонов. Нельзя не заметить и практически абсолютное сходство имени
древнерусской языческой Богини с санскритским словом "мокша", означающим
прежде всего "освобождение" и "спасение души". На это обратил внимание Г.В.
Вернадский во 2-м томе своей многотомной "Истории России". Мокша - одно из
ключевых понятий индийской философии и доктрины; в смысловом отношении оно
неизбежно сопряжено с понятием судьбы, всегда предопределяющей
индивидуальное освобождение (спасение души). Данную интерпретацию
поддерживает и Н.Р.Гусева: в ее толковании мокши акцент делается в плане
понимания освобождения души от тела, то есть смерти. Между прочим, в
неопубликованном "Прологе 1383 года", хранящемся в ЦГАДА (ф. 381, ј72)
Мокошь так и именуется Мокш (а Хорс - Хурс).
Страницы: «« « 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |