Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»

Богини - например, Светлой Умы (рис.80) и  Черной  Кали  (рис.81).  Особенно
колоритна кровожадная Богиня Кали,  одетая  в  содранную  шкуру  пантеры,  с
ожерельем из черепов своих жертв, с отрубленными головами в двух руках  и  с
орудиями кровавого убийства - в двух других, ее рот  широко  разинут,  и  из
него свисает огромный язык, окрашенный жертвенной кровью (рис.107).
   И, к сожалению, это не только  абстрактный  символ.  Вплоть  до  ХХ  века
зафиксированы кровавые жертвоприношения  -  особенно  младенцев  -  в  честь
Великой Богини. До провозглашения независимости Индии такие факты  постоянно
фиксировались и суммировались колониальной администрацией. После  1949  года
статистика попросту не велась. Хотя средства массовой  информации  время  от
времени сообщают об очередном человеческом жертвоприношении. Так,  в  начале
80-х годов индийские газеты  сообщали  о  душераздирающих  фактах:  то  отец
перерезал горло дочери прямо в храме  перед  изображением  Богини  Кали,  то
другой отец и в другом храме - но перед тем же изображением зарубил  топором
четырех своих маленьких детей.
   Великая Богиня Кали  -  порождение  триады  Первобогов  (Брахмы,  Шивы  и
Вишну),  вложивших  в   божественное   воплощение   Смерти   всю   ужасающую
энергетическую  мощь  посюстороннего  и  потустороннего  мира.   Вот   какой
космизированный  образ   Великой   Богини   рисует   священный   текст   уже
процитированной выше "Девимахатмьи":

   "Выслушав Богов, властители Вселенной разгневались; пламя их гнева изошло
из их уст  и  слилось  в  огненное  облако,  подобное  горе;  в  том  облаке
воплотились силы всех  Богов.  Из  этой  огненной  тучи,  озарившей  грозным
блеском Вселенную, возникла женщина. Пламя Шивы стало ее лицом, силы  Ямы  -
ее волосами, мощь Вишну  создала  ее  руки,  Бог  Луны  сотворил  ее  грудь,
опоясала ее сила Индры могущество Варуны даровало ей ноги, Притхиви,  Богиня
Земли, сотворила ей бедра, пятки ей создал Сурья, зубы  -  Брахма,  глаза  -
Агни, брови - Ашвины, нос - Кубера, уши - Ваю. Так возникла Великая  Богиня,
могуществом и грозным нравом превзошедшая всех Богов и асуров. Боги дали  ей
оружие. Шива дал ей трезубец, Вишну - боевой диск, Агни - копье, Ваю - лук и
колчан, полный стрел, Индра, владыка  Богов,  -  свою  прославленную  ваджру
[молниевый скипетр], Яма - жезл, Варуна -  петлю,  Брахма  даровал  ей  свое
ожерелье, Сурья- свои лучи, Вишвакарман дал топор, Химават, Владыка  гор,  -
льва, чтобы ездить на нем, Кубера - чашу с вином.
   "Да победишь ты!" - вскричали небожители, а  Богиня  издала  воинственный
клич, потрясший миры, и, оседлав льва, отправилась  на  битву.  Асур  Махиша
[буйвологоловый демон, с которым  не  могли  справиться  остальные  Боги.  -
В.Д.], услышав этот устрашающий клич, вышел ей навстречу со  своим  войском.
Он увидел тысячерукую Богиню, простершую длани, которые  затмили  все  небо;
под ее поступью содрогались земля и подземные миры. И началась битва.
   Тысячи врагов напали на Богиню - на колесницах, на  слонах  и  верхом  на
конях, - поражая ее ударами палиц, и мечей, и топоров, и коней.  Но  Великая
Богиня, играючи отразила удары и, невозмутимая и бестрепетная, обрушила свое
оружие  на  бесчисленное  войско  асуров".  <...>  (Пересказ  Э.Н.Темкина  и
В.Г.Эрмана)

         Пространная цитата из  священного  текста,  посвященного  Великой  Богине
Кали, приведена здесь не случайно. Чтобы было с  чем  сравнивать  в  русской
мифологии. А сравнивать с  чем  есть!  Ведь  в  коллективоно-бессознательной
памяти русского народа и по  сей  день  сохранились  устойчивые  мифологемы,
уходящие корнями в  общее  арийское  прошлое.  Нужно  только  повнимательней
заглянуть вглубь! Славянская и индийская мифология -  ветви  одного  дерева.
Обратимся  к  общим   моментам   и   пересечениям   -   они   без   сомнения
свидетельствуют, что образ Великой Богини в древнеиндийском и  древнерусском
мировоззрении произрастает из единого источника.
   В вдохновенном панегирике Богине Кали говорится об  ее  ладонях,  которые
затмевают небо. Вот оно ключевая фраза. В мировой иконографии Великой Богини
она,  как  правило,  изображается  с  непропорционально  большими  ладонями,
поднятыми к небу (рис.82). Это прямое свидетельство: архаичный  образ  имеет
общее  древнейшее  происхождение.  А  как  у  русских?  Оказывается  то   же
изобразительное клише сплошь и рядом присутствует на вышивках, в особенности
сделанных северными мастерицами. Кто не видел загадочной фигуры с  огромными
вознесенными  вверх  ладонями  (рис.83)!  Вот  оно  -  зримое  свидетельство
индоарийской основы русской культуры.
   Народное искусство  сумело  сохранить  многие  устойчивые  черты  древней
идеологии. Уцелели в основном символические образы. Языческие храмы, алтари,
идолы, тексты (включая исторические хроники) - все это безвозвратно погибло.
Но практически то же самое уцелело в закодированной форме - в  виде  узоров,
смыслозначимых знаков орнаментальных образов. Этнографы зафиксировали факты:
еще совсем недавно  живы  были  хранители  древнего  знания,  которые  умели
"читать" по вышитому орнаменту. Во время свадебного обряда  старушки-умелицы
объясняли невесте смысл символов, вышитых на венчальном убранстве.
   Большеруко существо на русских вышивках  принято  связывать  с  языческой
Мoкошью - единственным женским Божеством, письменно упомянутым в  летописях.
Имя ее произносится по-разному. Академик Рыбаков зовет ее Макошью. В Словаре
Даля она значится, как Макешь. В  северных  деревнях  ее  кличут  Мокушей  -
считается, что она по ночам выстригает у овец шерсть для пряжи, а все ночные
звуки относят к работе ее веретена.  Однако  в  исходном  рукописном  тексте
летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской, Рдзивиловской и других) начертано  -
Мокошь. Откуда взялась в языческом пантеоне  Богиня  с  таким  странным  для
русского языка именем - сказать толком никто не может.
   Вопрос считается настолько трудным и запутанным, что  некоторые  даже  не
берутся за его объяснение. Те же, кто отважился, чего только не  наговорили.
Пытались увязать имя Мокоши с финно-угорской традицией  и,  в  частности,  с
мордовскими (мокшанскими) верованиями. Высказывалось и более экстравагантное
мнение: по-еврейски мокош - понятие, обозначающее низших языческих Богов или
демонов.  Нельзя  не  заметить  и  практически  абсолютное  сходство   имени
древнерусской языческой Богини с  санскритским  словом  "мокша",  означающим
прежде всего "освобождение" и "спасение души". На это обратил внимание  Г.В.
Вернадский во 2-м томе своей многотомной "Истории России". Мокша -  одно  из
ключевых понятий индийской философии и доктрины; в смысловом  отношении  оно
неизбежно   сопряжено   с   понятием   судьбы,    всегда    предопределяющей
индивидуальное   освобождение   (спасение   души).   Данную    интерпретацию
поддерживает и Н.Р.Гусева: в ее толковании мокши  акцент  делается  в  плане
понимания освобождения души  от  тела,  то  есть  смерти.  Между  прочим,  в
неопубликованном "Прологе 1383 года",  хранящемся  в  ЦГАДА  (ф.  381,  ј72)
Мокошь так и именуется Мокш (а Хорс - Хурс).

Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера