|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »»
Правда, в другой песни Эдды уже говорится о множестве
норн-прорицательниц. Но этому удивляться не приходится: у Богинь Судьбы было
множество ипостасей, со временем они приобретали вполне самостоятельное
значение и даже материализовывались в виде отдельных особей. Русские
мифологи (И.П.Боричевский, А.Н.Афанасьев) проиллюстрировали это на примере
языческих верований литовцев. По их представлениям главная Богиня Судьбы -
Верпея (переводится "Пряха") восседает на небесном своде и прядет нить
человеческой жизни, привязав ее конец к звезде. Когда же приходит смертный
час, Верпея перерезает нитку, и звезда гаснет. По убеждениям многих
индоевропейских народов, у каждого из нас на небе своя звезда. Она
нарождается, когда человек появляется на свет и исчезает (или "падает"),
когда обрывается нить жизни и индивид умирает. На Русском Севере вообще
полагали: на небе ровно столько звезд, сколько людей на земле.
Однако у литовцев в старину насчитывалось не одна, а семь судьботкущих
Богинь. Первая - Верпея - прядет нить жизни из кудели; другая мотает
выпряденные нити и делает из них основу; третья ткет холст; четвертая
поддерживает своих сестер песнями и байками, а когда те очаровываются,
портит их работу (отчего на человека обрушиваются беды, болезни и неудачи);
пятая, напротив, противодействует четвертой и направляет жизнь человека к
лучшему; шестая обрезает холст, когда человек умирает; седьмая стирает
изготовленную ткань и вручает ее Верховному Судье. Из сотканного холста
изготовляется рубашка, на которой написана вся история жизни умершего, и его
душа облачается в нее навечно.
Похожие представления бытовали и у народов иных культур и традиций. Так,
на Африканском континенте из дагомейской мифологии известна Великая богиня
Минона - покровительница, женщин, занимающихся прядением, и ее божественная
дочь отвечающая за судьбу людей. На севере Евразии эвенки представляли
Судьбу - Маин - как невидимую нить, идущую от головы каждого человека к
Небу. У тех же эвенков, а также долган разрыв такой нити означает смерть. У
нганасан нить жизни отождествляется с солнечным лучом, а ее разрыв (и
соответственно - смерть человека) осуществляется Луной.
Архаичные представления о прядущей Богине сохранились и у саамов, - быть
может, единственного коренного народа Севера, у которого по сей день
существуют четко выраженные матриархальные отношения. В саамской семье
женщина всегда занимала главенствующее положение, а мужчине отводилась более
скромная роль - работника и добытчика. Для сравнения степени сохранности
матриархальных пережитков у народов Севера достаточно обратиться к традициям
ненцев, в корне отличающихся от саамских. Здесь женщина играет не
доминирующую, а явно подчиненную роль. На нее распространяется невероятно
большое число запретов. Считается, что их малейшее нарушение грозит бедой не
только ей одной но и всему роду. По свидетельству этнографов прошлого и
начала нынешнего века, во время трапезы, когда целиком съедался забитый или
добытый охотниками олень, женщинам доставалась одна требуха.
Как рассказала автору уже упомянутая саамская писательница и
собирательница народных преданий - Надежда Большакова, культ Матери-земли в
древней саамской мифологии был неотделим от культа огня. Верховная Богиня
так и величалась - Мать-Огонь. Поскольку покровительницей очага у лопарей
всегда была женщина, соответственно и огонь приобрел женское и материнское
начало, Великая Богиня Мать-Огонь считалась покровительницей лопарской семьи
и в особенности женщин: она предупреждала хозяйку о надвигающейся беде или
опасности и помогала при родах. Из истории мировой культуры хорошо известны
Богини, наделенные теми же функциями. В греческой мифологии и религии это
Гестия (римская Веста) - олимпийская Богиня домашнего очага, хранительница
негасимого огня и живое олицетворение огненного начала Космоса, которое, по
представлениям эллинов, объединял мир Богов и людей. В главном храме
древнего Рима служительницы Весты - целомудренные жрицы-весталки -
поддерживали вечный огонь - символ государственного могущества и
стабильности власти.
У саамской Матери-Земли Мадероакки было три дочери. Младшая Уксахкка
(Дверная Женщина) защищала вход в землянку-вежу и следила за первыми шагами
ребенка. Средняя Юксахкка (Лук-женщина) - что-то вроде северной
Артемиды-Дианы: она покровительствовала охоте, но, главное, являлась
хранительницей постели и брачного ложа. Наконец, самая почитаемая - старшая
Сарахкка (Прядущая Женщина) - объединяла в одном лице и Богиню Любви и
Богиню Судьбы: она считалась и Божеством соития и оплодотворения, а также
повитухой, помогающей родам и у людей, и у животных, и у растений. Именно ей
приносилась в жертву первая чашка супа или чая, которая выливалась в огонь.
Ей же приносились жертвы и во время родов и после рождения ребенка.
Характерно, что в жертву приносились животные только женского пола, а во
время жертвоприношения позволялось присутствовать только женщинам и
жертвенное мясо также разрешалось есть только женщинам. Богиня-Пряха не
забыта и сегодня: ее имя "Сарахкка" носит международное объединение саамских
женщин России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Кроме того, вполне возможно,
что от имени Богини происходит и древнее название Лапландии - Сариола: в
"Калевале" вдохновенно описывается такая Небесная Пряха, которая прядет
золотую нить, сидя на радуге: ее-то и повстречал вещий Вяням„йнен в далекой
северной Похъ„ле.
неожиданным образом подтвердилась во время экспедиции "Гиперборея-98",
проходившей в самом сердце Русской Лапландии. Московский отряд
Транснациональной школы выживания "Vitalis" (А.В.Ушков, А.В.Иванов и
А.Т.Гутин), входивший в состав экспедиции, обнаружил на дне (!) Сейдозера
гигантскую фигуру из трех крестообразно соединенных треугольников, отдаленно
напоминающих современный предупредительный знак радиационной опасности.
Увидать таинственную циклопическую фигуру можно только с вершины
противолежащей горы при хорошем солнечном освещении. Западная часть Сейдявра
достаточно мелководна, и с высоты хорошо просматривается загадочный контур,
выложенный из глыб (рис.85). Его размеры не могут не поразить воображение:
200 х 100 м!
Как воссоздать под водой из тяжелых булыжников геометрически правильный
контур? По мнению открывших удивительный гидрофеномен поисковиков, каменные
стенки можно выложить зимой по льду, а весной они аккуратно опустятся на
дно. Хотя трудно представить, кому потребовалось проделывать столь адскую
работу. Сдвинуть с места даже одну глыбу трудоемкая задача даже для
нескольких человек. Правда, Евгений Лазарев - командир другого поискового
отряда - не без оснований полагает, что выкладка производилась посуху.
Когда-то на месте подводной кладки не было никакого озера, а вода
Страницы: «« « 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |