|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» апокрифов. В апокрифической беседе Панагиота с Фрязином Азимитом (по
рукописи XVI века) космическое мировое древо описано следующим образом: "А
посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того
древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает
ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от
него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12
источников".
Молочный источник (река) около огненного златовидного древа, достигающего
небес, - это смутный намек на Млечный путь - звездный Стержень видимого
Космоса - и одновременно воспоминание о Стране Блаженных - Гиперборее, где
царствовал Золотой век. По убеждению представителей мифологической школы в
фольклористике (к ней принадлежал и Афанасьев), - мировое древо вообще
является символом небесно-космической иерархии мира. Оно повернуто кроной к
земле, а ствол и корни уходят в неоглядные дали Вселенной. Видимая вершина,
с точки зрения мифологов, - это доступные земному наблюдателю тучи и облака.
Мнение достаточно распространенное, в XIX веке оно доминировало. Но традиции
подобных взглядов уходят в самые глубины народного миросозерцания. Один из
самых известных и древнейших русских заговоров гласит: "На море на Океане,
на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями".
Имеется значительный соблазн интерпретировать причудливый образ
представленным сверху, с точки зрения человека, летящего над землей которому
деревья представляются как бы перевернутыми: ближе к наблюдателю находятся
ветви и крона, дальше - корни; отсюда образ - корнями вверх. В
действительности же смысловая нагрузка, закодированная в символе мирового
древа, является совершенно иной. Мировое древо служит обозначением
космического жизненного процесса, направленного из прошлого через настоящее
в будущее. Корни такого древа - в прошлом, а крона в настоящем; вот почему
из быстротечного "теперь" оно представляется растущим вверх (на самом деле -
уходящим вглубь).
Следовательно, мировое древо - код для обозначения
пространственно-временных процессов, суть которых невозможно выразить на
языке Евклидовой геометрии; сам же трехмерный (объемный) или двухмерный
(изобразительный) образ мирового древа - символ, опорный образ мысли,
помогающий человеку проникнуть в суть и в глубь объективной реальности. В
наибольшей степени это относится к явлениям жизни, которые и не обрисовать
иначе, как в форме пространственно-плоскостного (или объемного) образа.
Потому-то оно и именуется древом жизни.
Но вернемся к треугольникам на дне священного лапландского Сейдозера.
Кстати, загадочная фигура оказалась не единственной. Отряд байдарочников из
Электростали под руководством Дениса Махачева, который летом 98-го года имел
задание обследовать Ловоз„ры со стороны Умбозера, увидел на склоне горы
противоположного хибинского берега примерно такой же контур из 3-х
треугольников и примерно тех же размеров, быть может, даже больше - до 300 м
(переплыть на байдарках непрерывно штормившее озеро и произвести точные
измерения не представилось возможным). Похоже на посадочные знаки - особенно
если их рассматривать в комплексе с подводными. Сам по себе символ
треугольника соответствует женскому началу и естеству, что прослеживается в
различных архаичных культурах (рис.90) вплоть до наших дней (например, йони
в индуизме). Священным символом грозной Богини Кали являются пять
равносторонних треугольников, вставленных один в другой и помещенные внутрь
восьмилепесткового лотоса. Известны также янтры (янтра - тантрическая
диаграмма), где треугольники образуют орнамент различных конфигураций
(рис.91).
Но почему тогда в лапландской фигуре 3 треугольника? Число 3 также
является священным во многих религиях: индуистская тримурти, буддийская
триратна, христианская троица и т.д. В античной мифологии троичны чудовищные
горгоны и несчастные грайи, Богини мести - эринии и благостные хариты
(римские грации). Техликой или техглавой (встречаются различные изображения)
была и Геката (рис.92) - всесильная греческая Богиня мрака, ночных призраков
и колдовства, во многом предопределявшая судьбу, но, как правило, с
трагическим исходом. Однако в индоевропейской культуре (в том числе и
славянской) хорошо известны также 3 Богини судьбы - 3 Пряхи (о них уже
говорилось выше), которые прядут нить человеческой жизни, определяя
настоящее и будущее каждого из нас.
Магические орнаментальные мотивы, включающие разное число треугольников
(разумеется, в уменьшенном виде) встречаются и в саамской шаманской
символике на бубнах (рис.93), и на оленьих тамгах, и в традиционных
национальных узорах. На самодельных детских люльках можно увидеть 3
треугольника, сгруппированные вокруг ромба (также одного из архаичных
символов женского естества - в ином, более откровенном, ракурсе). Саамский
орнамент вообще насквозь треугольный и ромбический: различные геометрические
сочетания во множестве повторяются на одежде и утвари - в виде меховой
мозаики, аппликаций по коже, цветовой орнаментации, бисерного шитья,
вязания, плетения, резьбы по дереву, кости и бересте.
Поэтому гигантская кладка на дне священного озера, включающая 3
треугольника, лишнее подтверждение матриархальной сущности гиперборейских
памятников. Почему матриархальной? Сам ландшафт к тому обязывает! Округлая
конфигурация Ловоз„рских тундр с озером посередине - лучшее тому
подтверждение. И даже названия окружающих гор говорят сами за себя: урочища
Нинчурт (Женские Груди), Кемесьпахкчорр (Гора Любви) и др. И так было
всегда. В глубокой древности люди поклонялись не абстрактным стихиям и
силам, а простым, близким и понятным каждому явлениям и объектам, включая
женское естество и процессы соития, зачатия и деторождения.
Памятником древнейшей эпохи, выражающим северное осмысление
"Вечноженственного" и вполне соответствующее гиперборейским временам, может
служить выявленный в ходе экспедиции культовый комплекс на горе Нинчурт,
идентифицированный как святилище Великой Богини. Здесь, у подножья отвесной
скалы в ущелье Чивруай была обнаружена загадочная металлическая фигурка
(рис.59), по форме похожая на известные глиняные, каменные, костяные и
деревянные статуэтки Великой Богини. Сама гора Нинчурт также напоминает
материнское лоно. Именно данное обстоятельство, видимо, и привлекало сюда
издревле всех, кто поклонялся Великому началу всего живого. Трудно назвать
другую причину выбора места для отправления культа с использованием
ландшафтных особенностей - прямо у входа в отверстие условного "чрева". Для
первобытного человека любые природные формы, отверстия и складки,
соответствующие женскому естеству, становились сакральными символами и
объектами поклонения.
Страницы: «« « 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |