Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»

частям света и внутренний интерьер  таких  жилищ  однозначно  связывается  с
космическими представлениями. Впоследствии космоархитектурная символика была
перенесена  на  купола  церквей,  мечетей,  гробниц,   индуистских   храмов,
некоторых буддийских ступ и т.п.
   Индоевропейская  традиция  (включая  славянскую  и  русскую),   выводящая
миротворение из золотого космического яйца, восходит к арийским и доарийским
временам.  В  Законах  Ману  -  одном  из  самых  известных  древнеиндийских
литературных источников - космогенез начинается с истечения мужского  семени
в первичный океан. В результате появляется золотое  яйцо  -  местопребывание
творца-прародителя Брахмы. Он-то и разделяет яйцо надвое: верхняя половина -
небо, нижняя - земля, а между ними - воздух. Классическим считается описание
Яйца Брахмы во 2-й главе 1-й киги "Вишну-Пураны":

   "53. Оно постепенно разрастается как круги на воде;  это  огромное  яйцо,
(составленное из) первоэлементов, покоящееся на водах и наделенное первичной
материей (считается) явлением Вишну в образе  Брахмы.  54.  Властитель  мира
Вишну, исконный образ которого неявленный, (обретает) здесь явленный образ и
сам пребывает в исконном образе Брахмы. 55. Внутренней оболочкой наделенного
великим Атманом (Мирового яйца) была (гора  Меру),  а  внешней  оболочкой  -
горы; околоплодные воды образованы океанами. 56. И в этом Яйце,  о  брахман,
были горы, континенты, океаны, планеты, миры, Боги,  асуры  и  люди.  57.  С
внешней стороны Яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а  также
источником первоэлементов, первоэлементами, наделенными десятью качествами и
великим принципом творения. 58. И  еще  оно  окутано  неявленной  (первичной
материей), о брахман, - (окутано)  всеми  ими  вместе  с  великим  принципом
творения;  эти  семь  оболочек,  наделенные  свойствами  первичной  материи,
окутывают Яйцо как слои скорлупы кокосового ореха".

   Божественное  прозвище  Брахмы  было  -   Лебедь-Калаханса   (поэтому   и
космическое яйцо считалось лебединым). В санскрите kala-ha.nsa обозначает  и
лебедя  и  гуся.  Из  последней  части  санскритского  слова  путем  сложных
трансформаций возникло и русское "гусь" (ср.: немецк. Gans - "гусь"). Отсюда
же и устойчивое словосочетание русского фольклора "гуси-лебеди".  Интересно,
что и название первичного  космогенного  океана  сохранилось  в  современном
языке в разных обличиях. В  Законах  Ману  он  именовался  Нара  (n-ar-a)  -
"воды". К данной лингвистической  основе  восходят  русские  слова:  нырять,
нора,  понурый,  нерпа  (норпа),  нарвал,  а  также  множество  разноязычных
названий, связанных с водными источниками: реки в Индостане (притоки  Инда);
Нара (приток Оки) в Подмосковье,  Нарва  (Норова)  -  река  и  город,  Нарым
(приток Иртыша), Нарын (приток Сыр-Дарьи), озеро Неро,  город  Норильск  (от
"нор" - "омут", "яма с водой") (ср.: также монг. "нар" - "озеро"; коми "нюр"
- "болото").
   Отголоски индоевропейских мифов о Мировом яйце  сохранились  в  фольклоре
краинских сербов. По их представлениям, сначала земля была пуста. Не было на
ней ничего, кроме одного-единственного камня. Наконец. Бог сжалился и послал
петуха,  чтобы  он  оплодотворил  землю.  Петух  скрылся  в  пещере  и  снес
необыкновенное яйцо. Яйцо раскололось, и из него вытекли 7 рек. Реки оросили
землю, и вскоре она зазеленела, принесла плоды, яблоки, сливы и  даже  белый
хлеб. В мир пришел Золотой век!
   По древней славянской и общеиндоевропейской традиции  петух  олицетворяет
Солнце или тождественен ему. (Отсюда и русский фольклорный эпитет -  Петушок
Золотой  [то  есть  "солнечный"]  Гребешок).  В  апокрифе  "О  всей  твари",
включенном в рукописный сборник  XV1  века,  хранящийся  в  Троице-Сергиевой
Лавре,  сохранились  отголоски  древнейших  общеарийских   представлений   о
гигантском солнечном Петухе (по-древнерусски  -  "кур"),  который  живет  на
далеком океане (а море ему по колено) и каждый день рождает светлый день:

   "Солнце течет на воздухе в день, а в  нощи  по  окияну  низко  летит,  не
омочась, но токмо трижды омывается в  окияне.  Глаголят  писания:  есть  кур
[петух], ему же глава до небеси, а море до колена. Егда же солнце  омывается
в кияне, тогда же акиян всколебается [в оригинале  тройное  написание  слова
"океан": через "о", через "а" и вообще без  начальной  гласной.  -  В.Д.]  и
начнут волны кура бити по перью, он же очютив  волны  и  речет  "кокореку!",
протолкуется:  "Светодавче  Господи!  Дай  же  свет  мирови!"  Егда  же   то
воспое=„т, тогда все кури воспоют в един час по всей вселенней".

   Закодированная формула "мир-яйцо" была настолько стойкой и неискоренимой,
что пересилила христианскую догматику и проникла в  церковную  литературу  -
сначала в Византии, а затем и на Руси. В одной старинной рукописи читаем: "О
яйце свидетельство Иоанна Домаскина: небо и земля по всему  подобны  яйцу  -
скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки земля".
   Из глубокой древности идет обычай одаривать друг друга яйцами и  величать
их в  священных  песнопениях.  Древнеримский  обычай  красить  яйца  Плутарх
объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе его  заключающего.  У
персов  задолго  до  появления  христианства  также  был   известен   обычай
приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных  в  разные  цвета.
Яйца  клали  в  храмах,  закапывали  в  тех   местах,   где   предполагалось
строительство (существует предание, что Неаполь построен на яйце).
   Неоспоримым  свидетельством  древнейшего  почитания  у  славян  яйца  как
символа  жизнепреемственности  и  космического  возрождения  является  также
обычай крашения и расписывания яиц. Обычай, в настоящее  время  увязанный  с
христианской Пасхой, в  действительности  уходит  в  самые  дальние  глубины
этнической  истории  славян  и  индоевропейцев.  Археологи  находят  писанки
(расписные  яйца)  в  древних  курганах;  в  форме  народного  декоративного
искусства они широко распространены  у  восточных  славян  (рис.110).  Между
прочим, в свое время на Полтавщине в  этнографическом  отделе  города  Лубны
существовала  коллекция,  где  были  собраны  тысячи  писанок  -   бесценных
памятников архаичной культуры. Писанки донесли до наших времен свидетельство
о древнейших космологических и  космогонических  представлениях,  социальных
ориентирах и предпочтениях,  эстетических  ценностях  и  идеалах.  На  яйцах
воспроизводились солнечные, лунные и звездные знаки,  другие  смыслозначимые
символы, означавшие и родоплеменную принадлежность. По архаичным орнаментам,
как по опорным пунктам и вехам памяти, можно  восстановить  далекое  прошлое
народов России и основные этапы становления и развития человеческого бытия.
   И по сей день остаются актуальными слова В.В. Стасова, высказанные  им  в
теперь уже ставшем классическим труде "Русский народный орнамент" (1872 г.):

   "Орнаменты всех вообще новых народов идут  из  глубокой  древности,  а  у
народов древнего мира орнамент никогда не заключал не единой праздной линии.
Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением

Страницы: «« « 80   81   82   83   84   85   86   87   88  89   90   91   92   93   94   95   96   97   98  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера