Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»

яйца, как  это  описывается  в  сохранившихся,  к  счастью,  хотя  и  сильно
"брахманизированных"   письменных   источниках.   Ибо    у    всех    других
индоевропейских народов (включая и недошедшие части  древнеиранской  Авесты)
систематизированные космологические знания были утрачены  после  уничтожения
или вымирания языческих жрецов, не сумевших оставить преемников и обеспечить
передачу древнейшего знания последующим поколениям.
   В ведийской космогонии мировое яйцо - золотое. Это - и есть прообраз того
самого золотого яичка, которое сносит Курочка Ряба (мифологема Космотворящей
Птицы). Правда, в русской сказке весь  мифологический  антураж  испарился  и
остался только закодированный  образ-символ,  передаваемый  от  поколения  к
поколению и  усваиваемый  с  младенческих  лет.  Расшифровка  закодированной
архаичной символики сказки о  золотом  яичке  дана  еще  в  знаменитом  эссе
Максимилиана Волошина "Аполлон и мышь" (1911), которое в свое время  пленило
о. Павла Флоренского (он так и  написал:  "плененный...  мышью  -  Священник
Павел Флоренский). Все дело в том, что и Мышь и Золотое яйцо - аполлонийские
образы. Издревле известен культ Аполлона  Сминфея  (Мышиного)  (см.,  напр.,
Илиада, 1, 37-42), впитавшего память  о  древнейших  исторических  событиях,
истинный смысл которых был неясен уже во времена Гомера.
   Странное прозвище Аполлона предполагало победу  над  мышами.  Победителем
мыши, наступившим на нее стопой, изображен Солнцебог в известной  скульптуре
Скопаса. В память об этом совершенно непонятного с точки зрения современного
обывателя события жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей. На  монетах
троадской Александрии и о. Тендоса  фигура  мыши  выбивалась  перед  фигурой
сидящего или идущего Аполлона. А в храме, посвященном "Мышиному" Аполлону  в
Тимбре, совершались человеческие жертвоприношения.
   Аполлон - Бог Солнца, а золотое яйцо - его  символ.  Знаменитая  коллизия
ныне детской русской сказки: "мышка бежала, хвостиком махнула - яичко  упало
и разбилось" - закодированная информация о борьбе Солнца с Мышью, в  которой
Аполлон первоначально терпит поражение, так как  олицетворяемое  им  золотое
яйцо оказалось разбитым. Волошин блестяще проанализировал на  первый  взгляд
незамысловатый сюжет русской сказки с  символистской  точки  зрения,  выявив
глубинный смысл борьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что  золотое  яичко,
снесенное рябою курочкой, - это чудо, это божественный дар.  Оно  прекрасно,
но мертво и бесплодно. Новая жизнь из него возникнуть не может.  Оно  должно
быть разбито хвостиком пробегающей мышки  для  того,  чтобы  превратиться  в
безвозвратное  воспоминание,   в   творческую   грусть,   лежащую   на   дне
аполлонийского искусства. Между тем простое яичко - это  вечное  возвращение
жизни, неиссякаемый источник возрождений,  преходящий  знак  того  яйца,  из
которого довременно возникает все сущее".
   Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо другого - этносоциального  -
смысла борьбы Аполлона с Мышью, заключающегося в  древнейшем  противоборстве
между двумя первичными родоплеменными общностями  на  стадии  расщепления  и
обособления  языков  и  культур.  В   этом   смысле   Мышь   -   тотем   той
доиндоевропейской   этносоциальной    структуры,    которая    противостояла
родоплеменной структуре, связанной с Аполлоном, тотемом которого был Лебедь.
   Первоначально победил этнос, чьим тотемом  была  Мышь.  Возможно  и  даже
скорее всего, эта победа выражалась не в физическом  истреблении  людей  или
целого народа, а в вытеснении аполлонийской родоплеменной общности  с  ранее
занимаемых северных территорий, что в конечном счете привело к продвижению и
переселению прапредков эллинов на Балканы. В итоге же Аполлон и  аполлонийцы
могли считать себя победителями,  ибо  восторжествовала  Жизнь,  сохранилась
Культура и возникла новая Религия. Потому-то Аполлон  Сминфей  представлялся
эллинам Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.
   Заставляет задуматься и установленный учеными еще в  прошлом  веке  факт,
что мышь выступала в качестве тотема у семитских племен. Не  свидетельствует
ли это, что борьба Аполлона с Мышью (а быть может,  тотемов  Белой  и  Серой
Мышей) отражает эпоху первоначального разделения индоевропейцев и семитов  и
вычленения их из некогда единой этнической общности? Что  касается  русского
народа, то отголоски тотемических верований, связанных с мышью,  сохранились
и по сей день в некоторых  обычаях  и  фольклорных  сюжетах.  Так,  элементы
принесения в жертву прослеживаются в поговорке, сопрягаемой с  зубной  болью
или удалением молочного  зуба:  "Мышка-мышка,  возьми  зуб!"  Оберегательные
функции, присущие всякому тотему, явственно проступают в  популярном  сюжете
русской сказки, где мышка помогает падчерице спастись от медведя: бегает  от
него с колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь  ("Поймаю
- съем!").
   Еще   один   отголосок    древнейших    космологических    представлений,
закодированных в русских сказках, - яйцо, в котором сокрыта Кощеева  смерть,
а точнее - тайна бессмертия. Еще один популярный сюжет русского фольклора  -
золотое, серебряное и медное царства, каждое из которых возникает из яйца (и
может опять в него свернуться).
   Представление о Вселенной, как Космическом яйце,  не  было  случайным.  С
точки  зрения  обыденного  восприятия  звездное  небо  окружает  Землю,  как
скорлупа окружает содержимое яйца. Остальное также нетрудно домыслить:  яйцо
возникает не само по себе, а сносится несушкой,  значит,  и  у  Космического
яйца должен быть свой Творец; яйцо существует не ради  самого  себя,  а  для
произведения  потомства,  -  значит,  и  Космическое  яйцо   -   порождающее
средоточие жизни и всего многообразия мира. Потому-то  в  древних  культурах
яйцо олицетворяло Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил
природы. В русских сказках, по мнению  некоторых  исследователей  фольклора,
Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы  или
Зимы в образе колдуна или царя-чародея;  однако  Жар-птица  успевает  снести
золотое яйцо - источник последующей жизни, света и тепла.
   В иконографии Древнего Египта нередко встречается  изображение  яйца  как
атрибута Бога. Так, Солнцебог - Пта изображался с  яйцом,  символизировавшим
Солнце: считалось, что  Пта  катает  свое  яйцо-Солнце  по  небу  (любопытно
совпадение имени древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха",
что отнюдь не может считаться случайным совпадением - их  роднит  не  только
общее звучание, но и общая атрибутика, какой является яйцо).
   В мифологии полинезийцев  видимый  мир  олицетворяет  курица,  в  которой
скрывался создатель  мира  Бог  Тангароа,  впоследствии  вышедший  из  яйца.
Обломки этого яйца  образовали  полинезийские  острова.  Отголоски  подобных
космологических воззрений есть  и  в  славянском  фольклоре:  по  одному  из
вариантов украинской сказки, человек в войне птиц и зверей помог первым и  в
награду получил яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
   Архаичная  символика  яйца  в   виде   скорлупной   полусферы   явственно
обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ - многообразных  юртах,
эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках
(например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в Южной  Америке).
К тому же в преданиях этих народов происхождение, конструкция, ориентация по

Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера