|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» яйца, как это описывается в сохранившихся, к счастью, хотя и сильно
"брахманизированных" письменных источниках. Ибо у всех других
индоевропейских народов (включая и недошедшие части древнеиранской Авесты)
систематизированные космологические знания были утрачены после уничтожения
или вымирания языческих жрецов, не сумевших оставить преемников и обеспечить
передачу древнейшего знания последующим поколениям.
В ведийской космогонии мировое яйцо - золотое. Это - и есть прообраз того
самого золотого яичка, которое сносит Курочка Ряба (мифологема Космотворящей
Птицы). Правда, в русской сказке весь мифологический антураж испарился и
остался только закодированный образ-символ, передаваемый от поколения к
поколению и усваиваемый с младенческих лет. Расшифровка закодированной
архаичной символики сказки о золотом яичке дана еще в знаменитом эссе
Максимилиана Волошина "Аполлон и мышь" (1911), которое в свое время пленило
о. Павла Флоренского (он так и написал: "плененный... мышью - Священник
Павел Флоренский). Все дело в том, что и Мышь и Золотое яйцо - аполлонийские
образы. Издревле известен культ Аполлона Сминфея (Мышиного) (см., напр.,
Илиада, 1, 37-42), впитавшего память о древнейших исторических событиях,
истинный смысл которых был неясен уже во времена Гомера.
Странное прозвище Аполлона предполагало победу над мышами. Победителем
мыши, наступившим на нее стопой, изображен Солнцебог в известной скульптуре
Скопаса. В память об этом совершенно непонятного с точки зрения современного
обывателя события жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей. На монетах
троадской Александрии и о. Тендоса фигура мыши выбивалась перед фигурой
сидящего или идущего Аполлона. А в храме, посвященном "Мышиному" Аполлону в
Тимбре, совершались человеческие жертвоприношения.
Аполлон - Бог Солнца, а золотое яйцо - его символ. Знаменитая коллизия
ныне детской русской сказки: "мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало
и разбилось" - закодированная информация о борьбе Солнца с Мышью, в которой
Аполлон первоначально терпит поражение, так как олицетворяемое им золотое
яйцо оказалось разбитым. Волошин блестяще проанализировал на первый взгляд
незамысловатый сюжет русской сказки с символистской точки зрения, выявив
глубинный смысл борьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что золотое яичко,
снесенное рябою курочкой, - это чудо, это божественный дар. Оно прекрасно,
но мертво и бесплодно. Новая жизнь из него возникнуть не может. Оно должно
быть разбито хвостиком пробегающей мышки для того, чтобы превратиться в
безвозвратное воспоминание, в творческую грусть, лежащую на дне
аполлонийского искусства. Между тем простое яичко - это вечное возвращение
жизни, неиссякаемый источник возрождений, преходящий знак того яйца, из
которого довременно возникает все сущее".
Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо другого - этносоциального -
смысла борьбы Аполлона с Мышью, заключающегося в древнейшем противоборстве
между двумя первичными родоплеменными общностями на стадии расщепления и
обособления языков и культур. В этом смысле Мышь - тотем той
доиндоевропейской этносоциальной структуры, которая противостояла
родоплеменной структуре, связанной с Аполлоном, тотемом которого был Лебедь.
Первоначально победил этнос, чьим тотемом была Мышь. Возможно и даже
скорее всего, эта победа выражалась не в физическом истреблении людей или
целого народа, а в вытеснении аполлонийской родоплеменной общности с ранее
занимаемых северных территорий, что в конечном счете привело к продвижению и
переселению прапредков эллинов на Балканы. В итоге же Аполлон и аполлонийцы
могли считать себя победителями, ибо восторжествовала Жизнь, сохранилась
Культура и возникла новая Религия. Потому-то Аполлон Сминфей представлялся
эллинам Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.
Заставляет задуматься и установленный учеными еще в прошлом веке факт,
что мышь выступала в качестве тотема у семитских племен. Не свидетельствует
ли это, что борьба Аполлона с Мышью (а быть может, тотемов Белой и Серой
Мышей) отражает эпоху первоначального разделения индоевропейцев и семитов и
вычленения их из некогда единой этнической общности? Что касается русского
народа, то отголоски тотемических верований, связанных с мышью, сохранились
и по сей день в некоторых обычаях и фольклорных сюжетах. Так, элементы
принесения в жертву прослеживаются в поговорке, сопрягаемой с зубной болью
или удалением молочного зуба: "Мышка-мышка, возьми зуб!" Оберегательные
функции, присущие всякому тотему, явственно проступают в популярном сюжете
русской сказки, где мышка помогает падчерице спастись от медведя: бегает от
него с колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь ("Поймаю
- съем!").
Еще один отголосок древнейших космологических представлений,
закодированных в русских сказках, - яйцо, в котором сокрыта Кощеева смерть,
а точнее - тайна бессмертия. Еще один популярный сюжет русского фольклора -
золотое, серебряное и медное царства, каждое из которых возникает из яйца (и
может опять в него свернуться).
Представление о Вселенной, как Космическом яйце, не было случайным. С
точки зрения обыденного восприятия звездное небо окружает Землю, как
скорлупа окружает содержимое яйца. Остальное также нетрудно домыслить: яйцо
возникает не само по себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического
яйца должен быть свой Творец; яйцо существует не ради самого себя, а для
произведения потомства, - значит, и Космическое яйцо - порождающее
средоточие жизни и всего многообразия мира. Потому-то в древних культурах
яйцо олицетворяло Солнце как источник весеннего возрождения и творческих сил
природы. В русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора,
Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают силы Тьмы или
Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако Жар-птица успевает снести
золотое яйцо - источник последующей жизни, света и тепла.
В иконографии Древнего Египта нередко встречается изображение яйца как
атрибута Бога. Так, Солнцебог - Пта изображался с яйцом, символизировавшим
Солнце: считалось, что Пта катает свое яйцо-Солнце по небу (любопытно
совпадение имени древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха",
что отнюдь не может считаться случайным совпадением - их роднит не только
общее звучание, но и общая атрибутика, какой является яйцо).
В мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица, в которой
скрывался создатель мира Бог Тангароа, впоследствии вышедший из яйца.
Обломки этого яйца образовали полинезийские острова. Отголоски подобных
космологических воззрений есть и в славянском фольклоре: по одному из
вариантов украинской сказки, человек в войне птиц и зверей помог первым и в
награду получил яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы явственно
обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ - многообразных юртах,
эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках
(например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в Южной Америке).
К тому же в преданиях этих народов происхождение, конструкция, ориентация по
Страницы: «« « 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |