|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 » »» конечном счете и в виде некоторой средне-результирующей линии. Каковы бы ни
были экономический строй, форма правления или идеологическая доминанта -
влечение существ противоположного пола друг к другу во все времена остается
одинаково неотвратимым; процессы зачатия, вынашивания плода и роды никоим
образом не станут зависимыми от того, какая нынче партия у власти, а
народившийся младенец будет искать чмокающими губами материнскую грудь и
получать причитающееся ему молоко, не обращая никакого внимания на то, какой
очередной политический самодур издевается в настоящий момент над народом.
Ортодоксальные последователи того же Энгельса на протяжении десятилетий
ухитрялись не замечать ключевой фразы о производстве самого человека и
продолжении рода, что, конечно же, просто обязано было получать отражение в
любых надстроечных феноменах. Потому-то - из-за какой то совершенно
непонятной, чуть ли не пуританской стыдливости - вместо вполне естественного
выявления в ромбическом орнаменте сексуальных мотивов и была придумана
легенда о "распаханном и засеянном поле". Ее даже ухитрились спроецировать
на территории, где земледелие из-за суровых климатических условий сроду не
практиковалось: у народов Крайнего Севера, в глаза не видевших
сельскохозяйственных орудий и понятия не имеющих, как с ними обращаться,
ромбы и треугольники распространены не менее, чем у исконных земледельцев -
жителей Черноземья. Да и коренится ромбический орнамент в таких
доисторических глубинах, когда земледелием вообще еще никто не занимался.
Зато всегда занимались и независимо от хозяйственной формации -
производством и воспроизводством себе подобных.
Если отвлечься от отечественной или переводной литературы, с которой в
основном и знаком российский читатель, то мировая наука говорит совершенно о
другом. Согласно давно установившемуся и в общем-то даже не дискутируемому
мнению ромб обозначает женское детородное начало вообще и женские гениталии
(vulva и vagina) в частности. При этом "чистый" ромб символизирует
девственность (в том числе и Божественную непорочность Девы Марии), а ромб с
точкой посередине - утрату девственности (дефлорацию), зрелую или рожавшую
женщину (см., напр.: Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 277;
Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. С.310).
Треугольные и ромбические элементы являются непременной составной частью
и ковровой орнаментики: в искусстве изготовления и украшения ковров
(особенно в исламских странах, где изображение человека и отдельных частей
его тела традиционно запрещены) женская детородная символика получила
особенно развитое и изощренное изображение. То же можно сказать и о янтрах -
тантрических диаграммах для медитации: во многих из них упор сделан на
треугольники и ромбы (см. рис.90) - живую память в том числе и о далекой
эпохе матриархата. Безусловно в настоящее время, после чуть ли не полной
утрате былых традиций сохранившийся практически в первозданном виде орнамент
никакой экспрессивной сексуальной нагрузки давно уже не несет. Однако
половая принадлежность по-прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало
в матриархальных глубинах, как и тысячи лет назад украшают в основном
женскую одежду, предметы женского быта и обихода или же свадебное убранство
невесты.
Отечественные приверженцы концепции "засеянного поля" правы лишь в одном:
архаичная матриархальная традиция, берущая свое начало от самых истоков
человеческого общества, в дальнейшем, по прошествии тысячелетий и после
преодоления ряда ступеней по пути социального и хозяйственного прогресса,
была спроецирована и на земледельческие культы. Тем более, что для этого
были веские основания: земля всегда ассоциировалась с жизнетворящим женским
началом, о чем уже достаточно подробно говорилось выше. На соответствующие
ритуалы, в особенности связанные с посевом и сбором урожая, была наложена
давно сформированная идеология прошлого и перенесена женская символика,
образцы которой встречаются на предметах материальной культуры и наскальных
рисунках со времен Древнекаменного века.
Оттуда же во многом ведет свое начало и церемониальная сторона,
принимавшая подчас самые разнузданные формы. Этнографы прошлого достаточно
потрудились, чтобы собрать множество убедительных доказательств, которые
подтверждают сохранившуюся практически до наших дней связь архаичных
сексуальных традиций с земледельческим культом. Данные факты суммированы, к
примеру, в классическом 12-томном труде Дж. Дж. Фрэзера "Золотая ветвь" (+
еще один так называемый "Дополнительный том"). Российскому читателю перевод
книги доступен как в сокращенном, так и в полном, неадаптированном виде,
откуда и заимствованы ниже приводимые отрывки:
"Обряды, с незапамятных времен связывающиеся с обеспечением племени
пищей, после того как источником ее стало земледелие вместо охоты,
естественно развились в магический церемониал, имеющий целью стимулирование
естественного плодородия. Вера в то, что половой акт не только помогает
получению обильного урожая, но даже прямо необходим для этого, получила
всеобщее распространение на ранних стадиях развития человеческой культуры.
<...> Жители Перу соблюдают строжайший пост и полностью воздерживаются от
половых сношений перед праздником, которым они отмечают созревание груш
(палта). При наступлении праздника нагие мужчины и женщины собираются вместе
и бегут наперегонки, после чего мужчины совершают половой акт с теми
женщинами, которых им удается догнать. Подобные же ежегодные празднества, во
время которых допускается неограниченная свобода половых сношений,
происходили в Чили, Никарагуа, а у некоторых мексиканских племен сохранились
и до наших дней. Священные празднества Джурупури у уопов и ряда других
племен в долине Амазонки представляют собою не что иное, как временное
допущение промискуитета, когда старые и молодые мужчины и женщины
совокупляются совершенно свободно. У чороти все ритуальные танцы
сопровождаются публично и без ограничения совершаемыми половыми актами.
Таковы же обычаи бороро. У патагонцев главный религиозный праздник,
называемый Камаруко, представляет собой всеобщую оргию. У племен, населяющих
прерии Северной Америки и низовья Миссисипи, празднества в честь урожая
связаны с допущением промискуитета, причем старые мужчины и женщины
увещевают молодежь, чтобы она предавалась половым сношениям безо всякого
разбора.
<...> На некоторых острова, которые расположены между западной частью
Новой Гвинеи и северной частью Австралии, языческое население рассматривает
Солнце как мужское начало, оплодотворяющее землю, являющуюся женским
началом... Каждый год в начале периода дождей господин Солнце нисходит в
священное фиговое дерево, чтобы оплодотворить землю... По случаю этого
праздника приносят в жертву множество свиней и собак. Мужчины и женщины
Страницы: «« « 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |