Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»

конечном счете и в виде некоторой средне-результирующей линии. Каковы бы  ни
были экономический строй, форма правления  или  идеологическая  доминанта  -
влечение существ противоположного пола друг к другу во все времена  остается
одинаково неотвратимым; процессы зачатия, вынашивания плода  и  роды  никоим
образом не станут зависимыми  от  того,  какая  нынче  партия  у  власти,  а
народившийся младенец будет искать чмокающими  губами  материнскую  грудь  и
получать причитающееся ему молоко, не обращая никакого внимания на то, какой
очередной политический самодур издевается в настоящий момент над народом.
   Ортодоксальные последователи того же Энгельса на  протяжении  десятилетий
ухитрялись не замечать ключевой  фразы  о  производстве  самого  человека  и
продолжении рода, что, конечно же, просто обязано было получать отражение  в
любых  надстроечных  феноменах.  Потому-то  -  из-за  какой  то   совершенно
непонятной, чуть ли не пуританской стыдливости - вместо вполне естественного
выявления в ромбическом  орнаменте  сексуальных  мотивов  и  была  придумана
легенда о "распаханном и засеянном поле". Ее даже  ухитрились  спроецировать
на территории, где земледелие из-за суровых климатических условий  сроду  не
практиковалось:  у  народов   Крайнего   Севера,   в   глаза   не   видевших
сельскохозяйственных орудий и понятия не имеющих,  как  с  ними  обращаться,
ромбы и треугольники распространены не менее, чем у исконных земледельцев  -
жителей  Черноземья.  Да  и   коренится   ромбический   орнамент   в   таких
доисторических глубинах, когда земледелием вообще еще  никто  не  занимался.
Зато  всегда  занимались  и   независимо   от   хозяйственной   формации   -
производством и воспроизводством себе подобных.
   Если отвлечься от отечественной или переводной литературы,  с  которой  в
основном и знаком российский читатель, то мировая наука говорит совершенно о
другом. Согласно давно установившемуся и в общем-то даже  не  дискутируемому
мнению ромб обозначает женское детородное начало вообще и женские  гениталии
(vulva  и  vagina)  в  частности.  При  этом  "чистый"  ромб   символизирует
девственность (в том числе и Божественную непорочность Девы Марии), а ромб с
точкой посередине - утрату девственности (дефлорацию), зрелую  или  рожавшую
женщину (см., напр.: Купер Дж. Энциклопедия  символов.  М.,  1995.  С.  277;
Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999. С.310).
   Треугольные и ромбические элементы являются непременной составной  частью
и  ковровой  орнаментики:  в  искусстве  изготовления  и  украшения   ковров
(особенно в исламских странах, где изображение человека и  отдельных  частей
его  тела  традиционно  запрещены)  женская  детородная  символика  получила
особенно развитое и изощренное изображение. То же можно сказать и о янтрах -
тантрических диаграммах для медитации: во  многих  из  них  упор  сделан  на
треугольники и ромбы (см. рис.90) - живую память в том  числе  и  о  далекой
эпохе матриархата. Безусловно в настоящее время, после  чуть  ли  не  полной
утрате былых традиций сохранившийся практически в первозданном виде орнамент
никакой экспрессивной  сексуальной  нагрузки  давно  уже  не  несет.  Однако
половая принадлежность по-прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало
в матриархальных глубинах, как  и  тысячи  лет  назад  украшают  в  основном
женскую одежду, предметы женского быта и обихода или же свадебное  убранство
невесты.

         Отечественные приверженцы концепции "засеянного поля" правы лишь в одном:
архаичная матриархальная традиция, берущая  свое  начало  от  самых  истоков
человеческого общества, в дальнейшем,  по  прошествии  тысячелетий  и  после
преодоления ряда ступеней по пути социального  и  хозяйственного  прогресса,
была спроецирована и на земледельческие культы. Тем  более,  что  для  этого
были веские основания: земля всегда ассоциировалась с жизнетворящим  женским
началом, о чем уже достаточно подробно говорилось выше.  На  соответствующие
ритуалы, в особенности связанные с посевом и сбором  урожая,  была  наложена
давно сформированная идеология  прошлого  и  перенесена  женская  символика,
образцы которой встречаются на предметах материальной культуры и  наскальных
рисунках со времен Древнекаменного века.
   Оттуда  же  во  многом  ведет  свое  начало  и  церемониальная   сторона,
принимавшая подчас самые разнузданные формы. Этнографы  прошлого  достаточно
потрудились, чтобы собрать  множество  убедительных  доказательств,  которые
подтверждают  сохранившуюся  практически  до  наших  дней  связь   архаичных
сексуальных традиций с земледельческим культом. Данные факты суммированы,  к
примеру, в классическом 12-томном труде Дж. Дж. Фрэзера "Золотая  ветвь"  (+
еще один так называемый "Дополнительный том"). Российскому читателю  перевод
книги доступен как в сокращенном, так и  в  полном,  неадаптированном  виде,
откуда и заимствованы ниже приводимые отрывки:

   "Обряды, с  незапамятных  времен  связывающиеся  с  обеспечением  племени
пищей,  после  того  как  источником  ее  стало  земледелие  вместо   охоты,
естественно развились в магический церемониал, имеющий целью  стимулирование
естественного плодородия. Вера в то, что  половой  акт  не  только  помогает
получению обильного урожая, но даже  прямо  необходим  для  этого,  получила
всеобщее распространение на ранних стадиях развития  человеческой  культуры.
<...> Жители Перу соблюдают строжайший пост и  полностью  воздерживаются  от
половых сношений перед праздником,  которым  они  отмечают  созревание  груш
(палта). При наступлении праздника нагие мужчины и женщины собираются вместе
и бегут наперегонки,  после  чего  мужчины  совершают  половой  акт  с  теми
женщинами, которых им удается догнать. Подобные же ежегодные празднества, во
время  которых  допускается   неограниченная   свобода   половых   сношений,
происходили в Чили, Никарагуа, а у некоторых мексиканских племен сохранились
и до наших дней. Священные празднества  Джурупури  у  уопов  и  ряда  других
племен в долине Амазонки представляют  собою  не  что  иное,  как  временное
допущение  промискуитета,  когда  старые  и  молодые   мужчины   и   женщины
совокупляются  совершенно  свободно.   У   чороти   все   ритуальные   танцы
сопровождаются публично и  без  ограничения  совершаемыми  половыми  актами.
Таковы  же  обычаи  бороро.  У  патагонцев  главный  религиозный   праздник,
называемый Камаруко, представляет собой всеобщую оргию. У племен, населяющих
прерии Северной Америки и низовья  Миссисипи,  празднества  в  честь  урожая
связаны  с  допущением  промискуитета,  причем  старые  мужчины  и   женщины
увещевают молодежь, чтобы она предавалась  половым  сношениям  безо  всякого
разбора.
   <...> На некоторых острова, которые  расположены  между  западной  частью
Новой Гвинеи и северной частью Австралии, языческое население  рассматривает
Солнце  как  мужское  начало,  оплодотворяющее  землю,  являющуюся   женским
началом... Каждый год в начале периода дождей  господин  Солнце  нисходит  в
священное фиговое дерево,  чтобы  оплодотворить  землю...  По  случаю  этого
праздника приносят в жертву множество свиней  и  собак.  Мужчины  и  женщины

Страницы: «« « 82   83   84   85   86   87   88   89   90  91   92   93   94   95   96   97   98   99   100  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера