|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» вестфальского магического алфавита в средневековой Западной Европе; АЛМР -
мистический слог в начале 13-й суры Корана; Эльмира - женское имя у
некоторых мусульманских народов (а исламе имена людей почти всегда глубоко
сакральны). А в "борейском" праязыке, на котором говорили где-то на Севере
более десяти тысяч лет назад, "лам" - влага и "рэ" - Солнце, рассвет. Тогда
"Эльмора" - "Воды Зари"?
...На восток от горы Карнасурта тянется, чуть отклоняясь к северу, узкое
и длинное нагорье. Одна из его пологих вершин называется Кемесьпахкчорр, что
переводят с саамского как "Гора любви". Однако в буквальном переводе это
слово означает "Гора скалы глухариного тока". Да, действительно "Гора
любви", но только в птичьем облике... Не скрывается ли за этим продолжение
не дочитанного нами "мифа горы Карнасурта"? Похоже, что так. Тем болев что
"Гора любви" указывает на восток, где восходит Заря, где - в сокровенном
пространстве мифа - воскресает посвященный в древние таинства человек, да и
весь страждущий и взыскующий бессмертия мир...
Теперь мы вновь вновь вернемся к Небесным Пряхам. При прядении всякая
нить представляет собой вытянутые в спираль льняное волокно или шерстяной
волос, скрученные при прядении. Спираль - только беспорядочную - образуют и
нити в клубке (недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском
фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых
непреодолимых препятствий).
По народным представлениям, смерть - также обрыв нити жизни.
Неудивительно, что в этом акте принимают участие и индийская Кали, и русская
Мокошь. Вот почему столь трепетным было во все века у всех народов отношение
к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней, - Вечной Пряхе, по
словам Александра Блока. Ее предначертания "кажут Солнцу путь", ей
подвластны сами Боги, бессильные изменить уготовленное Судьбой. От древнего
языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе
выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент", "завязка",
"развязка". Сюда же примыкает "повитуха", "повивальная бабка" (от слова
"вить"): она перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину
новорожденного, соединяя его тем самым с небесно-космической нитью жизни. По
архаичным обычаям пруссов - древнебалтийского племени, близкого по языку и
культуре славянам и поголовно истребленного в ходе экспансии Тевтонского
ордена на Восток, - мужчины и женщины обязаны были постоянно прясть в угоду
Богам: первые пряли лен, вторые шерсть.
Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно
смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки (ныне их можно
увидеть разве что в музее) изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца,
Луны, звезд, их символического движения по небосклону. Народный космизм
привел впоследствии и к серьезным философским обобщениям. Образ
древнерусской Богини Судьбы также не исчез бесследно. Он сохранился не
только в фольклоре и на русских вышивках. Частично ее функции перешли и к
христианской Великой Матери - Богородице. В киевском Софийском соборе
сохранилось ее изображение с веретеном (рис.95), вне всякого сомнения,
навеянное более ранними дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе.
Как Илья-пророк занял место Перуна, а св. Власий заменил "скотьего Бога"
Велеса, так и к Богородице (а также и к другой христианской святой -
Параскеве Пятнице) перешли многие функции языческой Великой Богини - Мокоши.
Поскольку Богиня Судьбы предопределяла жизнь человека с самого его
рождения (более того - с момента зачатия), постольку ее покровительство
неизбежно распространялось и на великое таинство природы - процесс
деторождения. Здесь вспомогательными Божествами в русской культуре
традиционно выступают Рожаницы (рис.96) - спутницы Бога Рода. Однако Род как
носитель и выразитель патриархального мировоззрения - вне всякого сомнения,
представляет позднейший языческий пантеон. Мало вероятно, что в эпоху
матриархата за важнейший процесс родовспоможения отвечало существо мужского
пола. Его роль и во времена господства патриархальных отношений была чисто
символической.
Напротив, рожаницы издревле и по сути своей всегда олицетворяли женское
животворящее начало и почитались в народе, начиная с позднего Каменного
века, откуда дошли их глиняные изображения. В дальнейшем - практически до
наших дней - сохранились обычаи чтить рожаниц. Раньше им приносились
символические дары, устраивали в их честь массовые рожаничные трапезы,
изображали рожаниц различными способами, в том числе и с помощью вышивки,
традиции которой передавались от поколения к поколению точно так же, как и
русская речь, устный фольклор, хозяйственные навыки. В стилизованных, хотя и
весьма натуралистических вышитых изображениях рожаниц воспроизводится
процесс родов - жизненно важный акт продолжения человеческого рода и
одновременно великое таинство природы (рис.97). Отсюда космический смысл
всего связанного с рождением и сотворением, а также дожившее до ХХ века
сближение рожаниц со звездами.
Рожающая женщина - повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в
Старом и Новом Свете. Достаточно упомянуть найденные в Малой Азии
(Чатал-Хююк) различные статуэтки, в том числе и рожающей Богини (VI
тысячелетие до н.э.) или же изображени рожающих - древнеиранской Богини
(рис.98), северной женщины (Х-ХII вв.) (рис.99) или ацтекской матери (XIV
в.) (рис.100), скульптурное изображение которой воспроизведено на знаменитой
фреске Диего Риверы и т.п. Культ русских рожаниц неразрывно связан с
общечеловеческим культом Великой матери, повсеместно распространенным по
всему Древнему миру. Прообразы Великой матери встречаются во всех древнейших
цивилизациях, включая протославянскую, и уходят в самые глубины
человеческого прошлого - вплоть до палеолита. Символика Великой кормящей
матери просматривается в гипертрофированных женских признаках (особенно
грудей) многочисленных каменных статуэток, найденных на территории Евразии
(рис.101). Каждая из таких "венер" - обобщенно-собирательный символ женского
естества - деторождения и детокормления. В дальнейшем символика материнского
начала претерпела изменения. Была канонизирована, к примеру, многогрудость,
что нашло свое законченное воплощение в классическом образе Артемиды
Эфесской (рис.102).
По-своему хранил символику Вечного Материнства русский народ. Помимо
традиционного орнамента, выражающего женское начало (об этом - ниже),
нетленный образ Великой Матери сохранился в ритуальных глиняных фигурках,
которые в условиях жестокого преследования и подавления язычества
превратились в невинные на первый взгляд игрушки (рис.103). На самом деле
перед нами типичный архаичный образ Великой Богини. В древнерусском и
древнеславянском пантеоне наиболее подробные сведения о роли Божеств -
Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |