Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

вестфальского магического алфавита в средневековой Западной Европе;  АЛМР  -
мистический слог в  начале  13-й  суры  Корана;  Эльмира  -  женское  имя  у
некоторых мусульманских народов (а исламе имена людей почти  всегда  глубоко
сакральны). А в "борейском" праязыке, на котором говорили где-то  на  Севере
более десяти тысяч лет назад, "лам" - влага и "рэ" - Солнце, рассвет.  Тогда
"Эльмора" - "Воды Зари"?
   ...На восток от горы Карнасурта тянется, чуть отклоняясь к северу,  узкое
и длинное нагорье. Одна из его пологих вершин называется Кемесьпахкчорр, что
переводят с саамского как "Гора любви". Однако  в  буквальном  переводе  это
слово означает  "Гора  скалы  глухариного  тока".  Да,  действительно  "Гора
любви", но только в птичьем облике... Не скрывается ли за  этим  продолжение
не дочитанного нами "мифа горы Карнасурта"? Похоже, что так. Тем  болев  что
"Гора любви" указывает на восток, где восходит Заря,  где  -  в  сокровенном
пространстве мифа - воскресает посвященный в древние таинства человек, да  и
весь страждущий и взыскующий бессмертия мир...

         Теперь мы вновь вновь вернемся к Небесным  Пряхам.  При  прядении  всякая
нить представляет собой вытянутые в спираль льняное  волокно  или  шерстяной
волос, скрученные при прядении. Спираль - только беспорядочную - образуют  и
нити в клубке (недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском
фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в  преодолении  самых
непреодолимых препятствий).
   По  народным  представлениям,  смерть   -   также   обрыв   нити   жизни.
Неудивительно, что в этом акте принимают участие и индийская Кали, и русская
Мокошь. Вот почему столь трепетным было во все века у всех народов отношение
к Богине Судьбы, прядущей нити  человеческих  жизней,  -  Вечной  Пряхе,  по
словам  Александра  Блока.  Ее  предначертания  "кажут  Солнцу   путь",   ей
подвластны сами Боги, бессильные изменить уготовленное Судьбой. От  древнего
языческого  мировоззрения  по  сей  день  сохранились  в   русском   обиходе
выражения:  "нить  жизни",  "нить  судьбы",  "узловой  момент",   "завязка",
"развязка". Сюда же примыкает  "повитуха",  "повивальная  бабка"  (от  слова
"вить"):   она   перевязывала   повитью    (скрученной    нитью)    пуповину
новорожденного, соединяя его тем самым с небесно-космической нитью жизни. По
архаичным обычаям пруссов - древнебалтийского племени, близкого по  языку  и
культуре славянам и поголовно истребленного  в  ходе  экспансии  Тевтонского
ордена на Восток, - мужчины и женщины обязаны были постоянно прясть в  угоду
Богам: первые пряли лен, вторые шерсть.
   Прялку и веретено как приспособления для скручивания  спираленитей  можно
смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки (ныне  их  можно
увидеть разве что в музее) изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца,
Луны, звезд, их символического  движения  по  небосклону.  Народный  космизм
привел  впоследствии   и   к   серьезным   философским   обобщениям.   Образ
древнерусской Богини Судьбы также  не  исчез  бесследно.  Он  сохранился  не
только в фольклоре и на русских вышивках. Частично ее функции  перешли  и  к
христианской Великой  Матери  -  Богородице.  В  киевском  Софийском  соборе
сохранилось ее изображение  с  веретеном  (рис.95),  вне  всякого  сомнения,
навеянное более ранними дохристианскими представлениями  о  Небесной  Пряхе.
Как Илья-пророк занял место Перуна, а св.  Власий  заменил  "скотьего  Бога"
Велеса, так и к Богородице  (а  также  и  к  другой  христианской  святой  -
Параскеве Пятнице) перешли многие функции языческой Великой Богини - Мокоши.
   Поскольку Богиня  Судьбы  предопределяла  жизнь  человека  с  самого  его
рождения (более того - с  момента  зачатия),  постольку  ее  покровительство
неизбежно  распространялось  и  на  великое  таинство  природы   -   процесс
деторождения.  Здесь  вспомогательными   Божествами   в   русской   культуре
традиционно выступают Рожаницы (рис.96) - спутницы Бога Рода. Однако Род как
носитель и выразитель патриархального мировоззрения - вне всякого  сомнения,
представляет позднейший  языческий  пантеон.  Мало  вероятно,  что  в  эпоху
матриархата за важнейший процесс родовспоможения отвечало существо  мужского
пола. Его роль и во времена господства патриархальных отношений  была  чисто
символической.
   Напротив, рожаницы издревле и по сути своей всегда  олицетворяли  женское
животворящее начало и почитались в  народе,  начиная  с  позднего  Каменного
века, откуда дошли их глиняные изображения. В дальнейшем  -  практически  до
наших дней  -  сохранились  обычаи  чтить  рожаниц.  Раньше  им  приносились
символические дары, устраивали  в  их  честь  массовые  рожаничные  трапезы,
изображали рожаниц различными способами, в том числе и  с  помощью  вышивки,
традиции которой передавались от поколения к поколению точно так же,  как  и
русская речь, устный фольклор, хозяйственные навыки. В стилизованных, хотя и
весьма  натуралистических  вышитых  изображениях   рожаниц   воспроизводится
процесс родов  -  жизненно  важный  акт  продолжения  человеческого  рода  и
одновременно великое таинство природы  (рис.97).  Отсюда  космический  смысл
всего связанного с рождением и сотворением, а  также  дожившее  до  ХХ  века
сближение рожаниц со звездами.
   Рожающая женщина - повсеместно распространенный  сюжет,  встречающийся  в
Старом  и  Новом  Свете.  Достаточно  упомянуть  найденные  в   Малой   Азии
(Чатал-Хююк)  различные  статуэтки,  в  том  числе  и  рожающей  Богини  (VI
тысячелетие до н.э.) или же  изображени  рожающих  -  древнеиранской  Богини
(рис.98), северной женщины (Х-ХII вв.) (рис.99) или  ацтекской  матери  (XIV
в.) (рис.100), скульптурное изображение которой воспроизведено на знаменитой
фреске Диего Риверы  и  т.п.  Культ  русских  рожаниц  неразрывно  связан  с
общечеловеческим культом Великой  матери,  повсеместно  распространенным  по
всему Древнему миру. Прообразы Великой матери встречаются во всех древнейших
цивилизациях,  включая   протославянскую,   и   уходят   в   самые   глубины
человеческого прошлого - вплоть до  палеолита.  Символика  Великой  кормящей
матери просматривается  в  гипертрофированных  женских  признаках  (особенно
грудей) многочисленных каменных статуэток, найденных на  территории  Евразии
(рис.101). Каждая из таких "венер" - обобщенно-собирательный символ женского
естества - деторождения и детокормления. В дальнейшем символика материнского
начала претерпела изменения. Была канонизирована, к примеру,  многогрудость,
что  нашло  свое  законченное  воплощение  в  классическом  образе  Артемиды
Эфесской (рис.102).
   По-своему хранил символику  Вечного  Материнства  русский  народ.  Помимо
традиционного орнамента,  выражающего  женское  начало  (об  этом  -  ниже),
нетленный образ Великой Матери сохранился в  ритуальных  глиняных  фигурках,
которые  в  условиях  жестокого   преследования   и   подавления   язычества
превратились в невинные на первый взгляд игрушки (рис.103).  На  самом  деле
перед нами типичный  архаичный  образ  Великой  Богини.  В  древнерусском  и
древнеславянском пантеоне наиболее  подробные  сведения  о  роли  Божеств  -

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера