|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 » »» Ясион, что более правильно, так как лучше отражает общеиндоевропейский
корень "яс" - тот же самый что и в русских словах "ясный", "ясень" и др).
Деметра, не стесняясь, увела избранника из-за свадебного стола прямо в ночь,
и в порыве неописуемой страсти они предались любви на трижды вспаханном
поле. И хотя Зевс, увидев перепачканную рубаху сестры, в наказание за
бесчестие тотчас же поразил Иасиона молнией, магический обряд соития с
женщиной на еще незасеянном поле сделался повсеместно распространенным. Эти
и другие обряды восходят к седой арийской древности, когда земледелие только
зарождалось и было немыслимо без магических действий, а человек не отделял
себя от жизнетворящей и плодоносящей природы. В лапидарной форме данная
истина высказана в Коране: "Ваши женщины для вас как поля". В одном из самых
архаичных и почитаемых ведийских памятников "Законы Ману" (глава 1Х) та же
мысль раскрыта более обстоятельно:
"33. Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением
семени; рождение всех одаренных телом существ [происходит] от соединения
поля и семени. <...> 37. Эта земля считается вечной утробой живых существ,
но семя не сохраняет в развитии никаких качеств утробы".
Сходные представления были присущи практически всем народам земли.
Приведем в качестве иллюстрации свидетельство, касающееся обычаев бытовавших
в Новом Свете (его приводит в одной из своих работ Мирча Элиаде).
Американо-индейский пророк Смохалла, из племени уматилла, отказался пахать
землю. "Грех, - сказал он, - рубить или резать, рвать и царапать нашу общую
мать, занимаясь земледелием", - и добавил: "Вы говорите мне копать землю? Я
что, должен взять нож и вонзить его в грудь моей матери? Но тогда, после
того, как я умру, она не примет меня снова к себе. Выговорите мне копать и
выбрасывать камни. Что же, я должен увечить ее плоть, чтобы стали видны
кости? Тогда я больше никогда не смогу войти в ее тело и родиться вновь. Вы
говорите мне косить траву и жать хлеба, чтобы стать богатым, как белый
человек. Но как я могу осмелиться резать волосы своей матери?"
Названные и им подобные верования связаны напрямую с древнейшим народным
космогоническим мировоззрением. По убеждениям предков и прапредков многих
народов, космогония вообще сродни эмбриогонии, поэтому каждый человек носит
в себе подсознательные сведения о собственной эмбриональной жизни, появлении
на свет в процессе родов, а космогонический миф дает людям возможность
косвенным образом снова пережить - через макроскопическую проекцию - свое
прошлое внутриутробное состояние и соответствующие ощущения.
Перенос на Космос выводов из житейского сексуального опыта - это лишь
одна сторона проблемы. Вторая же состоит в том, что в космическо-небесных
силах видели и первоисточник сексуальной энергии - мужской и женской. В
наибольшей степени данный аспект был развит в тайных оргиастических
мистериях и ритуалах, а впоследствии получил отражение в многочисленных
трактатах о любви - китайских, индийских, японских, арабских и т.п. По
канонам христианским половая любовь всегда считалась чем-то греховным,
требующим очищения и жесткой регламентации. Однако в народных традициях,
несмотря на преследования со стороны церкви и властей, оставалась
неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом - небесные силы,
которые якобы и обусловливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в
положительном, так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший
о поэзии русских заговоров и заклинаний главу для "Истории русской
литературы", называл это постоянным ощущением древней души любовного
единения с природой.
В народном сознании таинственная и правящая всем миром сила - могучая и
которой "нет конца" - связывалась в основном с понятным каждому образом огня
(пламени), его качествами и производимыми им действиями: "а жги ты, сила
могучая, ее кровь горючую, ее сердце кипучее на любовь к полюбовному
молодцу". Стихия огня, скрывающая в себе все потенции любви, теснейшим
образом сопрягается с силами небесными. "Зажечь горячую кровь и ретивое
сердце", чтоб кипели они да горели, можно лишь встав "под утреннюю зорю, под
красное солнце, под млад месяц, под частые ярые звезды". При этом поминается
и древняя Прародина мировых цивилизаций с полярной горой Меру посреди
Вселенной: "Под частыми ярыми звездами стоит гора белокаменна...".
В представлении многих народов Небо - не только часть или полное
выражение Космоса, но и активная сторона космогонического или теогонического
процесса. В большинстве древних культур, находившихся на стадии патриархата,
Небо имело мужское обличие (редкое исключение - древнеегипетская мифология,
где Небо - Нут - женского рода), оно наделялось мужской потенцией и
представлялось с ясно выраженной мужской атрибутикой. В связи с
распространенными сказаниями о браке Земли и Неба Млечный путь представлялся
фаллосом Небесного Бога. Так, древние греки полагали, что Млечный путь -
гигантский фаллос Бога Урана. Отголоском общеарийских воззрений может
служить русская народная сказка из афанасьевского сборника "Русских заветных
сказок" о волшебном кольце, благодаря которому фаллос героя вытягивается на
семь верст и достигает неба.
Треугольными и ромбическими символами не ограничивается космическая
эмблематика, которая может насыщаться как женским, так и мужским
содержанием, попеременно переходя одно в другое. Это хорошо видно на примере
классической солнечной (солярной) символики. Начиная с Древнекаменного века
Солнце повсюду обозначалось одинаково - как круг (или двойная окружность) с
точкой в центре. Среди разнообразных знаков женского естества, которыми
испещрены места обитания первобытных людей, постоянно встречаются и фигуры с
точкой посередине (рис.116). По той же схеме издревле изображались и женские
женская груди с сосками в виде центрально расположенных точек или
концентрических кружков (рис.117). Данная традиция не подвластна ни времени,
ни пространству. Практически одинаковые солярно стилизованные изображения
женских грудей можно отыскать и на далеких островах Полинезии (рис.118), и в
центре индийской цивилизации (рис.119). Таким образом, суть солнечной и
женской символики объективно совпадали.
Сказанное хорошо прослеживается на примере знаменитых Врат Солнца -
памятника доинкской цивилизации, расположенного в современной Боливии, в
районе высокогорного озера Титикака (рис.120). Памятник перенасыщен
матриархальной символикой, Во-первых, это сами врата, созданные из цельного
блока и олицетворяющие женское естество. Во-вторых, голова центральной
фигуры южноамериканского мегалитического памятника окаймлена короной из
кружкового (солярного) орнамента. Это полностью совпадает с общемировой
архаичной традицией, в соответствии с которой Солнце представлялось светилом
Страницы: «« « 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |