|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 » »» впоследствии было присвоено рекам на Аппенинах. Однако, гидронимы Эридан и
Родан наидревнейшего происхождения. Образующие их лексические основы уходят
своими корнями в индоевропейскую языковую общность. В названии обеих рек
один и тот же общий корень "дан", изначально означающий реку и входящий в
название других известных европейских рек - Дон, Данапр (Днепр), Донец,
Данувий (Дунай).
Все приведенные названия вторичны и образованы от имени древнего
Божества, которое в различных культурах принимало разные обличия. Имена,
содержащие данный корень, встречаются повсюду. Кстати, первичный смысл этих
теонимов обнаруживается в только что употребленном русском слове "данный" -
от слова "дать", "давать". Будучи спроецированным да имена Богов, оно и
означает "дающий", "дарующий": например русский Даждьбог, сочувственно
поминаемый еще в "Слове о полку Игореве", означает "дающий (дарующий) Бог".
Имена с тем же корнем встречаются и в Ветхом Завете (Дан, Даниил), и в
греческой мифологии (Данай, Даная, данаиды), и в ведийской или инуистской
традиции (данавы - класс демонов-асуров), и в китайских преданиях, где
знаменитая покровительница деторождения и родов Данай Фужень (Госпожа
Великая Бабушка) коррелирует с кельтской Прародительницей Богов - Дану -
тоже Великой Богиней и с той же корневой основой в имени. В славянской
мифологии известна Богиня Дана - Дева рек, давшая, по Костомарову, имена
многим великим восточноевропейским рекам. Но не только в гидронимах
сохранилась память о Дане. Спустя тысячелетия в местах ее былого почитания,
на Дунае, старуха Изергиль поведала молодому Максиму Горькому легенду об
огненосном Данко и его горящем сердце, которое "пылало так ярко, как солнце,
и ярче солнца".
Но вернемся к гиперборейским Эридану и Родану. Представляется более чем
вероятным, что в названии второй реки (притока) соединились два
индоевропейских корня "род" + "дан". Впрочем, и в первом названии, помимо
знакомого "дана" видится еще и "ирий" - славяно-русский "рай", вполне
соответствующий исконному смыслу самой Гипербореи как Страны Счастья (или
Острово Блаженных). Гиперборейские реки Эридан и Родан подробно описываются
в классической поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика", посвященной
знаменитому плаванью героев древней Эллады за золотым руном. В этой поэме
(как, впрочем, и в Гомеровой "Одиссее") соединены несколько пластов
информации, и наиболее архаичные знания перемешиваются с современными (для
эллинистического периода, разумеется). В результате получается совершенно
невообразимая география, когда корабль "Арго", плывущий в Колхиду по
Ионическому, Эгейскому, Мраморному и Черному морям, вдруг оказывается в
царстве полярной ночи. Аполлоний Родосский, понятия не имевший о
действительной северной географии, бесхитростно излагает смутные знания,
доставшиеся от предшественников:
После герои вошли в глубокие воды Родана,
Что в Эридан впадает; сливаясь в узкой теснине,
Воды обеих рек шумят, клокоча. А начало
В безднах берет он земли, где Ночи врата и жилище.
Взяв оттуда исток, он стремит к берегам Океана...
Но это было под конец. А перед тем аргонавты проследовали по бурным водам
Эридана, где, согласно мифологическим представлениям, когда-то упал Фаэтон,
не справившийся с управлением колесницы Бога Солнца - Гелиоса (рациональное
зерно мифа - воспоминание о какой-то космической катастрофе). Итак, вновь
слово Аполлонию Родосскому:
...Арго между тем, вперед поспешая
На парусах, вошел в Эридана далекого воды.
Некогда в грудь пораженный стрелами блестящих перунов,
Полусгорев, Фаэтон с колесницы низвергнулся Солнца
В бухту глубокую там, где река изливается. Тяжкий
Дым и доныне вздымается здесь от пылающей раны,
И ни единой невмочь, легковейные крылья расправив,
Птице перелететь через эти воды, - любая
Падает в пламя, едва пролетит полпути. Гелиады
Высятся стройно вокруг - в тополя обращенные девы,
Бедные жалобный стон издают постоянно, и наземь
С их ресниц янтаря ниспадают блестящие капли.
Капли эти порой на песке высыхают под солнцем,
Но едва только хлынут прибоем на берег волны
Темной бухты, гонимы дыханием шумного ветра, -
Сразу тогда в Эридан увлекаются все эти капли
Пенной волной... А кельты рассказ такой добавляют:
То Аполлона-де, сына Лето, уносятся слезы
В водовороте волны, что во множестве раньше он пролил,
К гипербореям когда удалился, к священному роду,
Светлое небо забыв...
Ну, вот, мы снова и вернулись к Аполлону, устремившемуся на своей
технически загадочной колеснице - в страну летающих гиперборейцев. На это
косвенно намекает и название главной реки Гипербореи - Эридана. Оно
происходит от имени Богини раздора Эриды, дочери Никты (Ночи - быть может,
даже и полярной), сестры, сподвижницы и спутницы Бога войны Ареса (Марса).
Эрида знаменита тем, что подбросив трем Богиням - Гере, Афине и Афродите -
свое знаменитое "яблоко раздора" с коварной надписью "Прекраснейшей!", что
перессорило трех женщин-Богинь и стало поводом для начала Троянской войны.
Так вот, эта Эрида, так или иначе связанная с Гипербореей, подобно Аполлону
и Артемиде Гиперборейским, также была летающим существом (рис.142).
Множество стилизованных бронзовых изображений птицелюдей было найдено в
разных местах Прикамского региона и Приполярного Урала - образцы так
называемого Пермского звериного стиля (рис.143). Почему-то их принято
именовать "чудскими древностями" и односторонне привязывать к финно-угорской
культуре: раз последними по времени аборигенами здесь являются коми, ханты,
манси и др. народы, значит, именно им и принадлежат обнаруженные археологами
предметы и изделия. Однако истоки финно-угорских, самодийских,
индоевропейских и всех других народов следует искать в северной Гиперборее с
единым языком и культурой. Именно в эту гиперборейскую древность уходят и
корни "пермского стиля" с его крылатыми птицелюдьми, распространенными,
впрочем, по всему земному шару - вплоть до Ю. Америки (рис.144) и о. Пасхи.
Описания "механизма" полетов во множестве сохранились в памяти северных
народов в виде устойчивых фольклорных образов, бережно передаваемых из
поколения в поколение. В саамских преданиях такой полет описывался очень
Страницы: «« « 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |