Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»

далекого прошлого может послужить  еще  один  факт,  продолжающий  "крылатую
тематику". Археологов не перестает удивлять обилие так называемых  "крылатых
предметов", постоянно находимых в  эскимосских  могильниках  и  относимых  к
самым отдаленным временам  истории  Арктики  (рис.145).  (Между  прочим,  по
эскимосским преданиям, прародители этого народа когда-то прилетели на  Север
на железных птицах). Сделанные из моржового клыка (откуда  их  поразительная
сохранность),  распростертые   крылья   из   эскимосских   могильников,   не
вписывающиеся ни в какие каноны, сами  собой  наводят  на  мысль  о  древних
летательных приспособлениях.
   Антон Дождинов - читатель моей  предыдущей  книги  (где  упомянут  данный
факт) проанализировал техническую сторону эскимосских феноменов и  пришел  к
выводу, что они представляют собой  модели  многофункциональных  летательных
аппаратов вертикального взлета и посадки; машина  имела  достаточно  большие
размеры и предназначалась для  дальних  перелетов  с  дозвуковой  скоростью.
Приложенная  графическая  модель   северного   самолета   очень   напоминает
упомянутое     выше     описание     древних      летательных      аппаратов
атлантов-гиперборейцев (о документах, откуда оно заимствовано  Антон  ничего
не знал).
   Впоследствии крылатые символы,  передаваясь  из  поколения  в  поколение,
распространились по всему свету и закрепились практически  во  всех  древних
культурах:  египетской   (рис.146),   ассирийской,   хеттской,   персидской,
ацтекской, майя и так - до Полинезии  (рис.147).  Ныне  парящие  крылья  как
архетип  (подсознательная  память  о  заре  человечества)   стали   эмблемой
российской авиации и космонавтики (рис.148).
   Возможные летательные способности гиперборейцев замыкаются  еще  на  одну
тему, которое  имеет  важнейшее  значение  для  понимания  истоков  культуры
Русского Севера (как, впрочем, и  всего  остального  мира).  Речь  пойдет  о
тотемизме,  который  уже  неоднократно   поминался   на   протяжении   всего
предыдущего изложения.


   РУССКИЙ СЕВЕР - ЗЕМЛЯ ДРЕВНИХ ТОТЕМОВ

   Чем была бы земля
   Без зеленых лесов островерхих?
   Чем была бы земля
   Без раздольных лесов голубых?
   Потому навсегда
   Сохранится в любом человеке
   Уваженье к земле
   Как к кормилице предков своих.
   Есть богатство в лесах -
   Это ягоды, птицы и звери.
   Сколько рыбы в озерах и реках -
   Поди сосчитай.
   Много люди хранят
   О природе чудесных поверий.
   И природе о людях
   Известно достаточно тайн.
   Октябрина ВОРОНОВА - саамская поэтесса

   Тотем   -   слово   экзотического   происхождения,   взято    из    языка
североамериканских индейцев, в научный оборот  введено  в  прошлом  веке.  А
родилось оно в той самой поэтической стране оджибуэев, с упоминания  которой
(среди прочих) начинается "Песнь о Гайавате"  Генри  Лонгфелло.  Переводится
"тотем" как "его род" и означает родовую принадлежность, но не  по  семейным
узам, а по объединению себя и своего  рода-племени  с  каким-либо  животным,
растением,  стихией  (например,  водой,  ветром,  молнией)   или   предметом
(например, камнем). Несмотря на кажущуюся нерусскость понятия  "тотем",  оно
созвучно самым что ни на есть русским словам "отец", "отчество",  "отчим"  и
т.п.  В  собственно   индейской   вокализации   слово   "ототем"   ("тотем")
произносилось  как  "оте-отем",  где  "оте"  означает  "род",  а  "отем"   -
местоимение "его" (по совокупности получается "его род"), а индейский корень
"оте" полностью совпадает с русским наименованием отцовской  принадлежности.
Могут ли быть еще более убедительные доказательства былого единства  всех  и
любых языков мира?
   Аналогичные параллели нетрудно отыскать  и  в  других  индоевропейских  и
неиндоевропейских (например, тюркских) языках, ввиду былой общности  языков,
верований, обычаев и,  соответственно,  тотемов.  Тотемизм  -  наследие  тех
древнейших  верований  и  обычаев  человеческой  предыстории,   когда   само
человечество,  его  праязык  и  пракультура  были  нерасчленены,  а   вместо
современной палитры народов царил мир тотемов, тотемного мышления и тотемных
привязанностей. В те далекие времена  люди  не  отделяли  себя  от  природы,
видели в животных и  растениях  себе  подобных  -  защитников  и  союзников.
Н.Я.Марр даже считал, что в древности существовал особый тотемический  строй
с коллективным охотничьим производством (на тотемной основе). Джеймс  Джордж
Фрэзер определял данный феномен следующим образом:

   "Тотемизм - это система  полусоциальная,  полусуеверная,  которая  весьма
распространена среди  дикарей  прошлого  и  настоящего  времени  и  согласно
которой племя или коммуна разделена на несколько  групп  или  кланов,  члены
которой считают себя соединенными родством и общим почитанием  какого-нибудь
вида  среди  явлений  природы,  каковым   обычно   является   животный   или
растительный вид. Этот вид,  животный  или  растительный,  или  охватывающий
предметы неорганической природы, называется тотемом  клана,  и  каждый  член
клана проявляет свое почтение к тотему путем воздержания  от  нанесения  ему
вреда. Это почитание тотема часто объясняется верованием, согласно  которому
члены клана являются родственниками и даже потомками тотема  и  представляет
собой суеверный аспект тотемизма. Что касается социального аспекта  системы,
то она проявляется в ограничениях, препятствующих членам одного  и  того  же
клана вступать в брак между собою,  так  что  они  оказываются  вынужденными
искать себе жен или мужей в другом клане".

   Для чего нужны тотемы и почему они появились? Каждому человеку необходимо
отличать себя от других. На персональном или семейном уровне никаких проблем
не возникает. Но как  подчеркнуть  свою  уникальность  и  неповторимость  на
уровне  рода,  племени,  этноса?  Вот  здесь-то  и   выработалась   традиция
различаться по тотемам, связав себя  неразрывными  узами  с  миром  живой  и
неживой природы.  В  прошлом  и  по  существу  тотемизм  предполагал  полную
идентификацию с конкретным животным (растением, предметом), включение  их  в

Страницы: «« « 94   95   96   97   98   99   100   101   102  103   104   105   106   107   108   109   110   111   112  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера