Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110   111   112   113  » »»

систему "человек-тотем", где они полностью растворялись друг в друге. В этой
взаимосвязанной системе тотему отводилась роль оберега: он охранял,  защищал
человека, помогал ему в трудных ситуациях (отсюда все сказочные  животные  -
помощники).
   В свою очередь, все тотемные животные и  растения  табуированы:  то,  что
считалось тотемом, нельзя было убивать, обижать, употреблять в пищу.  Тотему
поклонялись, ему приносились жертвы, он  прославлялся  и  изображался  всеми
доступными способами. Тем не менее, тотемизм - это не религия, а  приобщение
себя и тотемных родичей к определенной части или стороне объективного мира и
даже уподобление животным, растениям, предметам и стихиям с целью  получения
защиты со стороны тотема и психологической  уверенности,  что  такая  защита
непременно будет обеспечена.
   Тотемы как символическая номинация  родоплеменной  принадлежности  бывают
родоплеменными,  половозрастными,  семейными  и  индивидуальными.   Наиболее
устойчивыми, сохраняющими свои регулятивные функции на  протяжении  веков  и
тысячелетий, оказываются клановые и племенные  тотемы,  их  охранительная  и
объединительная  семантика  передается  от  поколения  к  поколению   и   на
определенных стадиях  общественного  развития  может  закрепляться  в  форме
геральдической символики: именно таково происхождение многочисленных  львов,
орлов и иных животных на государственных и дворянских  гербах.  До  нынешних
времен, однако, - если брать историю индоевропейской культурной  традиции  -
сохранилась лишь малая  часть  тотемической  символики  прошлого,  да  и  то
преимущественно   в   виде   культурных   памятников    или    исторических,
беллетристических и фольклорных текстов. Только в памяти,  материализованной
в рисунках, рельефах, скульптурах или зафиксированных преданиях, сохранились
данные о тотемических верованиях древних народов.
   Множество  пережитков  тотемизма  отмечено  в  религии  Древнего  Египта:
десятки зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, среди которых  быки  и
коровы,  козлы  и  бараны,  кошки  и  собаки,  обезьяны  и  свиньи,  львы  и
гиппопотамы, соколы и ибисы, змеи и крокодилы, скарабеи и скорпионы и т.д. и
т.п. На Крите почитался  бык  и  обоюдосторонний  топор-секира.  Фетишизация
топора  как  боевого  оружия  и  многофункционального  орудия   труда   была
повсеместно распространена среди древнего населения Старого и Нового  Света,
уходя своими  корнями  в  эпоху  Золотого,  Бронзового  и  Железного  веков.
Славяно-русская культура изобилует  не  только  разнообразными  натуральными
топорами, возведенными, к примеру, у карпатских славян в  особый  культ,  но
также разного рода имитациями в виде украшений-подвесок, амулетов-оберегов и
даже детскими игрушками (рис. 148-а).
   В Древнем Риме  наиболее  экзотическим  тотемом  был  дятел,  а  наиболее
известным - волк (Капитолийская  волчица,  выкормившая  Ромула  и  Рема).  У
галлов название племен давалось по именам тотемов -  быки,  кабаны,  вороны.
Такой  же  обычай  существовал  и   у   других   нецивилизованных   народов.
Многообразные рудименты тотемизма обнаруживаются в  традициях  и  верованиях
Древней Греции. Общим для всех эллинов считалось их  происхождение  от  рыб.
Особые тотемы имели отдельные племена и народы: считалось,  что  мирмодоняне
произошли от муравьев, фракийцы и  аркадцы  -  от  медведей,  ликийцы  -  от
собаки, фивяне - от ласки. Несомненные отпечатки тотемизма носят и  предания
об оборотничестве, распространенные во всех древних культурах. Животное  или
растение, в которое обращается  мифологический  или  сказочный  персонаж,  в
конечном счете и может представлять тотем какого-либо  конкретного  племени,
клана, семьи, округи, города или святилища.
   Греческая мифология  особенно  богата  превращениями  Богов  и  героев  в
животных,  растения  и  некоторые  неодушевленные  объекты  (камни,   скалы,
звезды). В мифах и их поэтических переложениях (Овидий написал на  эту  тему
15   книг,   объединенных   в   знаменитые   "Метаморфозы")    зафиксированы
оборотничества: Зевса - в быка; Гелиоса - во льва, вепря, пантеру; Афины - в
оленя, спутников Одиссея - в свиней и т.д. Тотемическое происхождение  имеют
и атрибуты-символы Олимпийских Богов: орел Зевса, сова Афины, лебедь, сокол,
дельфин Аполлона,  голубь  Афродиты,  конь  Посейдона.  Зафиксировано  также
почитание Геры в виде коровы, а Артемиды - с лошадиной головой (в  Фигалии).
Тотемическая история эллинов нашла опоэтизированное  отображение  во  многих
мифологических сюжетах. Без учета  тотемного  прошлого  трудно,  к  примеру,
понять, почему в Древней Греции был столь популярен миф о Калидонской  охоте
(в ней приняли участие многие из знаменитых героев Эллады). С  точки  зрения
современного читателя  охота  на  кабана  -  пусть  даже  очень  большого  -
достаточно заурядное событие. Но если взглянуть на него сквозь  тотемическую
призму, все предстает в ином обличии: Калидонская охота символизирует победу
над  тотемом  вепря  (кабана)  в  период  разложения  протоэтносов.   Хорошо
известно, что  в  древней  Европе  тотем  вепря  в  наибольшей  степени  был
распространен среди кельтов. Потому-то  и  в  мифе  об  охоте  на  вепря  за
позднейшими наслоениями и дополнениями недвусмысленно просматривается  былое
противоборство между эллинскими и кельтскими племенами и  поражение  кельтов
(тотема вепря). Но можно пойти еще дальше. Как мы помним, согласно концепции
Рене Генона, одним из  древнейших  значений  Гипербореи  могло  быть  "Земля
Вепря" (Кабана). Не  подлежит  сомнению,  что  данное  название  носит  ясно
выраженный  тотемический  оттенок.  В  таком  случае  и   высказанное   выше
предположение о противостоянии эллинам тотема вепря  (кабана)  могло  как-то
увязываться с Гипербореей и с тотемическими коллизиями происходивших  оттуда
этносов.

         Русская  и  славянская  культура  знает  тотемизм  в  основном  в   форме
пережитков, рудиментов, запретов. Данный вопрос  был  глубоко  исследован  в
ряде фундаментальных работ замечательного русского этнографа и  фольклориста
Дмитрия Константиновича Зеленина (1878-1954): "Тотемический культ деревьев у
русских  и  белорусов"  (1933  г.),  "Идеологическое  перенесение  на  диких
животных социально-родовой организации людей" (1935 г.),  "Тотемы-деревья  в
сказаниях и обрядах европейских народов" (1937 г.) и др. У русских отголоски
тотемизма сохранились главным образом в  обрядовом  фольклоре,  связанном  с
почитанием и величанием деревьев, птиц,  зверей,  в  сказках  -  особенно  о
животных. Многие традиционные русские образы-символы зверей и птиц несут  на
себе  следы  тотемов.  Об  этом  явственно   свидетельствуют   положительные
человеческие черты, которыми  народ  наделил  сказочных  животных,  а  также
оберегательные функции,  которые  они  выполняют  (первейшее  предназначение
тотема - оказывать помощь всем, кто находится с ним в  социально-родственных
отношениях). Среди наиболее популярных персонажей  русских  сказок  -  звери
(лиса, заяц, волк, медведь, козел, баран, корова, бык и др.),  птицы  (гусь,
утка, петух, курица, ворон, сокол, лебедь и др.).
   Древнее тотемическое  мышление  обнаруживается  во  множестве  популярных

Страницы: «« « 95   96   97   98   99   100   101   102   103  104   105   106   107   108   109   110   111   112   113  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера