|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 » »» Еще одним подтверждением смысловой идентичности сокола с русским именем
Рарог-Рерик-Рюрик служит княжеская символика рода Рюриковичей (рис. 154).
Как известно, она имеет форму трезубца и в этом смысле стала основой
украинской государственной геральдики. Между тем существует версия, что
знаменитый "трезубец" на самом деле является стилизованным изображением
сокола-рерика (рис.155). Впервые эту гипотезу выдвинул С.А.Гедеонов,
впоследствии она получила дальнейшее обоснование. Версия выглядит
романтичной и привлекательной и обычно вызывает горячие читательские
симпатии. Однако символ трезубца, триглава, треножника как выражение
священной троичности чрезвычайно распространен в мировой культуре. Выходя за
пределы индоевропейской традиции, его можно обнаружить в вариантах, близких
к символике киевских князей, и в древних онежских петроглифах (рис.156), и в
этрусско-кельтской символике (рис.157), и в китайской каллиграфии, и в
гигантских (около 200 м) древних рисунках-геоглифах на тихоокеанском
побережье Южной Америки (рис.158), и в шаманских жезлах енисейских остяков
(кетов) (рис.159). Так что какая бы то ни было славянская самостийность
здесь ни при чем.
В русском мировосприятии сокол часто сопряжен с лебедем. Обе птицы
пребывают друг с другом в беспрестанной борьбе? Сокол нападает, преследует;
лебедь спасается, защищается. Но всегда ли так? Ничуть! У Пушкина в "Сказке
о царе Салтане", целиком построенной на образах и сюжетах русского
фольклора, Лебедь-птица добивает и топит злодея-коршуна. В народной
символике коршун - ипостась сокола, а все хищные птицы едины суть. В
"Задонщине" - Слове Софония-рязанца соколы, кречеты, ястребы совокупно
олицетворяют ратников Дмитрия Донского и перечисляются через запятую: "Ужо
бо те соколе и кречеты, белозерскыя ястребы борзо за Дон перелетели и
ударилися о многие стада гусиные и лебединые" (а чуть раньше были еще и
орлы). Потом это повторит Александр Блок:
Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.
Лебедь также во многом собирательный символ. В русском фольклоре вообще
считается нормой нерасчлененный образ "гуси-лебеди". В "Задонщине" они
оказались наложенными на Мамаеву орду. Исторически это вполне объяснимо:
сходная птице-звериная символика распространена у разных народов.
Бык (корова).
Культ быка и его атрибута в виде черепов, масок и изображений уходит в
самую глубину веков. Глиняная модель храма, украшенная бычьими рогами,
найдена при раскопках поселения Трипольской культуры на реке Рось (IV
тысячелетие до н.э.). В Туве на скалах Вижиктич-Хая близ поселка
Кызыл-Мажалык обнаружены петроглифы Солнечных быков, все тело которых
испещрено солярными знаками. Среди многих солярных петроглифов, обнаруженных
в урочище Тамгалы близ Алма-Аты, есть изображение Солнцебога, стоящего на
быке (рис.160). Аналогичная атрибутика известна и в других культурах
(рис.161).
Обожествление быка и коровы, обращение их в культ неизбежно означало и
наделение их космическими функциями. В Древнем Двуречии, Средней Азии, Индии
и Иране бык олицетворял Лунное Божество. В древнегреческой мифологии Луна
также символизировала быка или корову. В первую очередь это объясняется тем,
что лунный серп по своей естественной форме более всего напоминает коровьи
(или бычьи) рога. Именно поэтому эллинская Богиня Луны - Селена
представлялась передвигающейся по небу в колеснице, запряженной коровами.
Известно также изображение Селены с коровьими рогами (храм в Элиде).
Этимологически русские слова "луна" и "месяц" восходят к
праиндоевропейскому прошлому. Особый интерес представляет практически полное
сходство этрусско-латинской номинации и символики со славянской традицией.
Так, из древнеримской мифологии известна Богиня Ночного света, которая
именовалась точно так же, как и в русском языке, - Луна (по ее имени был
назван также этрусский город в Лигурии). Впоследствии это архаичное Божество
было вытеснено культом Дианы (римский коррелят греческой Артемиды), и к ней
перешли все лунные функции прежних Богов. Однако, одержав очередную
идеологическую победу, новая религия оказалась не в состоянии, как это
обычно и случается, вытравить из памяти народа древнюю космическую
кодировку, сохранившуюся в языке и обычаях. Практически до падения Римской
империи римская знать (и, в частности, сенаторы) носила на башмаках пряжки в
виде полумесяца, которые так и назывались - lunula. Эти "лунулы" в точности
соответствовали древнерусским амулетам-лунницам (рис.162). Но и это еще не
все. Некоторые виды русских праздничных женских головных уборов - кокошников
также имеют форму лунного серпа, обращенного "рогами" вниз (рис. 162-а).
"Лунарные" кокошники и по сей день продолжают жить в торжественном убранстве
женщин, хотя бы в ритуально-свадебных или танцевальных обрядах. Корнями же
своими они уходят в праиндоевропейскую древность. Неспроста ведь силуэт уже
другого - высокого кокошника один к одному повторяет контур классических
индуистских головных уборов с той лишь разницей, что в Индии, Индокитае и
Индонезии ими обрамляют голову не только женщин, но и мужчин.
Античная культура - крито-микенская, древнегреческая, древнеримская -
неотделимы от мифов и обрядов, связанных с быком. В быка превращается Зевс.
В качестве жертвы быка приносили Юпитеру. У древних славян существовал точно
такой же обычай: согласно Прокопию Кессарийскому (VI в. н.э.), славяне
жертвовали быков Богу - "творцу молний". Впоследствии обряд заклания
приурочивался ко дню Ильи-пророка, который, как известно, просто заменил
вытесненного Бога-громовержца Перуна.
Архетипы космических быка и коровы закодированы и в образах русского
фольклора. Архаичные верования отложились и сохранились в известной русской
сказке об Иване Быковиче - волшебном герое, обладавшем даром оборотничества
и контактировавшем с традиционными персонажами русской мифологии (Чудо-юдо
многоглавое, Баба Яга, безымянное чудовище, наподобие Вия, которому веки
вилами поднимают). Космическая символика закодирована в некоторых
солярно-астральных образах этой сказки. Во-первых, герой сказки, хотя и
Быкович по отчеству, но родила его корова-мать от златоперого ерша, поев
остатки от царского обеда. Золотая же рыбка - всего лишь трансформированный
образ Солнца - но не того, что на небе, а того, что отражается в воде (море,
реке, озере) и кажется золотой рыбкой в глубине (нашим предкам оптические
законы физики известны не были). Во-вторых, Иван Быкович занят поиском
Царицы Золотые Кудри и женится на ней. Царица эта звездно-небесного
происхождения: под конец сказки она обращается звездой и прячется на небе
Страницы: «« « 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |