Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»

   Еще одним подтверждением смысловой идентичности сокола с  русским  именем
Рарог-Рерик-Рюрик служит княжеская символика рода  Рюриковичей  (рис.  154).
Как известно, она имеет  форму  трезубца  и  в  этом  смысле  стала  основой
украинской государственной геральдики.  Между  тем  существует  версия,  что
знаменитый "трезубец" на  самом  деле  является  стилизованным  изображением
сокола-рерика  (рис.155).  Впервые  эту  гипотезу   выдвинул   С.А.Гедеонов,
впоследствии  она   получила   дальнейшее   обоснование.   Версия   выглядит
романтичной  и  привлекательной  и  обычно  вызывает  горячие   читательские
симпатии.  Однако  символ  трезубца,  триглава,  треножника  как   выражение
священной троичности чрезвычайно распространен в мировой культуре. Выходя за
пределы индоевропейской традиции, его можно обнаружить в вариантах,  близких
к символике киевских князей, и в древних онежских петроглифах (рис.156), и в
этрусско-кельтской символике (рис.157),  и  в  китайской  каллиграфии,  и  в
гигантских  (около  200  м)  древних  рисунках-геоглифах  на   тихоокеанском
побережье Южной Америки (рис.158), и в шаманских жезлах  енисейских  остяков
(кетов) (рис.159). Так что какая бы  то  ни  было  славянская  самостийность
здесь ни при чем.
   В русском мировосприятии  сокол  часто  сопряжен  с  лебедем.  Обе  птицы
пребывают друг с другом в беспрестанной борьбе? Сокол нападает,  преследует;
лебедь спасается, защищается. Но всегда ли так? Ничуть! У Пушкина в  "Сказке
о  царе  Салтане",  целиком  построенной  на  образах  и  сюжетах   русского
фольклора,  Лебедь-птица  добивает  и  топит  злодея-коршуна.   В   народной
символике коршун - ипостась  сокола,  а  все  хищные  птицы  едины  суть.  В
"Задонщине" -  Слове  Софония-рязанца  соколы,  кречеты,  ястребы  совокупно
олицетворяют ратников Дмитрия Донского и перечисляются через  запятую:  "Ужо
бо те соколе и кречеты,  белозерскыя  ястребы  борзо  за  Дон  перелетели  и
ударилися о многие стада гусиные и лебединые" (а  чуть  раньше  были  еще  и
орлы). Потом это повторит Александр Блок:

   Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

   Лебедь также во многом собирательный символ. В русском  фольклоре  вообще
считается нормой  нерасчлененный  образ  "гуси-лебеди".  В  "Задонщине"  они
оказались наложенными на Мамаеву орду.  Исторически  это  вполне  объяснимо:
сходная птице-звериная символика распространена у разных народов.


         Бык (корова).
   Культ быка и его атрибута в виде черепов, масок и  изображений  уходит  в
самую глубину веков.  Глиняная  модель  храма,  украшенная  бычьими  рогами,
найдена при раскопках  поселения  Трипольской  культуры  на  реке  Рось  (IV
тысячелетие  до  н.э.).  В  Туве  на  скалах   Вижиктич-Хая   близ   поселка
Кызыл-Мажалык  обнаружены  петроглифы  Солнечных  быков,  все  тело  которых
испещрено солярными знаками. Среди многих солярных петроглифов, обнаруженных
в урочище Тамгалы близ Алма-Аты, есть изображение  Солнцебога,  стоящего  на
быке  (рис.160).  Аналогичная  атрибутика  известна  и  в  других  культурах
(рис.161).
   Обожествление быка и коровы, обращение их в культ  неизбежно  означало  и
наделение их космическими функциями. В Древнем Двуречии, Средней Азии, Индии
и Иране бык олицетворял Лунное Божество. В  древнегреческой  мифологии  Луна
также символизировала быка или корову. В первую очередь это объясняется тем,
что лунный серп по своей естественной форме более всего  напоминает  коровьи
(или  бычьи)  рога.  Именно  поэтому  эллинская   Богиня   Луны   -   Селена
представлялась передвигающейся по небу в  колеснице,  запряженной  коровами.
Известно также изображение Селены с коровьими рогами (храм в Элиде).
   Этимологически   русские   слова   "луна"   и    "месяц"    восходят    к
праиндоевропейскому прошлому. Особый интерес представляет практически полное
сходство этрусско-латинской номинации и символики со  славянской  традицией.
Так, из древнеримской  мифологии  известна  Богиня  Ночного  света,  которая
именовалась точно так же, как и в русском языке, - Луна  (по  ее  имени  был
назван также этрусский город в Лигурии). Впоследствии это архаичное Божество
было вытеснено культом Дианы (римский коррелят греческой Артемиды), и к  ней
перешли  все  лунные  функции  прежних  Богов.  Однако,  одержав   очередную
идеологическую победу, новая религия  оказалась  не  в  состоянии,  как  это
обычно  и  случается,  вытравить  из  памяти  народа   древнюю   космическую
кодировку, сохранившуюся в языке и обычаях. Практически до  падения  Римской
империи римская знать (и, в частности, сенаторы) носила на башмаках пряжки в
виде полумесяца, которые так и назывались - lunula. Эти "лунулы" в  точности
соответствовали древнерусским амулетам-лунницам (рис.162). Но и это  еще  не
все. Некоторые виды русских праздничных женских головных уборов - кокошников
также имеют форму лунного серпа, обращенного  "рогами"  вниз  (рис.  162-а).
"Лунарные" кокошники и по сей день продолжают жить в торжественном убранстве
женщин, хотя бы в ритуально-свадебных или танцевальных обрядах.  Корнями  же
своими они уходят в праиндоевропейскую древность. Неспроста ведь силуэт  уже
другого - высокого кокошника один к  одному  повторяет  контур  классических
индуистских головных уборов с той лишь разницей, что в  Индии,  Индокитае  и
Индонезии ими обрамляют голову не только женщин, но и мужчин.
   Античная культура -  крито-микенская,  древнегреческая,  древнеримская  -
неотделимы от мифов и обрядов, связанных с быком. В быка превращается  Зевс.
В качестве жертвы быка приносили Юпитеру. У древних славян существовал точно
такой же обычай: согласно  Прокопию  Кессарийскому  (VI  в.  н.э.),  славяне
жертвовали  быков  Богу  -  "творцу  молний".  Впоследствии  обряд  заклания
приурочивался ко дню Ильи-пророка, который,  как  известно,  просто  заменил
вытесненного Бога-громовержца Перуна.
   Архетипы космических быка и коровы  закодированы  и  в  образах  русского
фольклора. Архаичные верования отложились и сохранились в известной  русской
сказке об Иване Быковиче - волшебном герое, обладавшем даром  оборотничества
и контактировавшем с традиционными персонажами русской  мифологии  (Чудо-юдо
многоглавое, Баба Яга, безымянное чудовище,  наподобие  Вия,  которому  веки
вилами  поднимают).   Космическая   символика   закодирована   в   некоторых
солярно-астральных образах этой сказки.  Во-первых,  герой  сказки,  хотя  и
Быкович по отчеству, но родила его корова-мать  от  златоперого  ерша,  поев
остатки от царского обеда. Золотая же рыбка - всего лишь  трансформированный
образ Солнца - но не того, что на небе, а того, что отражается в воде (море,
реке, озере) и кажется золотой рыбкой в глубине  (нашим  предкам  оптические
законы физики известны не  были).  Во-вторых,  Иван  Быкович  занят  поиском
Царицы  Золотые  Кудри  и  женится  на  ней.  Царица  эта  звездно-небесного
происхождения: под конец сказки она обращается звездой и  прячется  на  небе

Страницы: «« « 100   101   102   103   104   105   106   107   108  109   110   111   112   113   114   115   116   117   118  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера