Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»

особенно жутко почему-то становилось на душе, когда,  шевеля  тонким  лучом,
будто подтягивался к веранде, будто делался ближе...  -  <...>  Что  это  за
огонь мигает, Илья? Где это? Это рыбаки?
   Старик повернулся к озеру, долго  смотрел,  даже  рукою  прикрылся,  хотя
давно погасла заря, пожевал неодобрительно губами.
   - Никак нет, это не рыбаки. Это ... в печорах.
   - Где? - переспросила хозяйка.
   - Так точно. В печорах.  Там  рыбаков  не  бывает.  Каменья  там,  скалы,
гранит. Глухое место... Это в печорах.
   Хозяйка спросила с неудовольствием:
   - Там пещеры?
   - Так точно, печоры. К самой воде подходят, а потом в землю, в скалу,  на
Фильянскую сторону. Говорят, на большие тыщи верст  под  землей  эти  печоры
самые, очень глухое место, прямо, можно сказать, темное.
   - А огонь там откуда?
   Старый плотник пожевал губами еще неодобрительнее.  Покосился  в  сторону
огонька, покрестился на звуки благовеста. Отозвался нехотя:
   - Так то...Нечистота.
   - Что такое? - хозяйку, видимо, не на шутку заинтересовал жуткий  огонек.
- Что ты говоришь, Илья? Какая нечистота?
   - Обнакновенно какая...  -  Плотник  решился,  махнул  на  огонь  шапкой,
заговорил скороговоркой. - Вы, сударыня, себе этим не  беспокойте,  оставьте
безо внимания. Не к добру это, не  к  ночи  будет  сказано  -  просто  можно
сказать, к несчастью. Тут, в этих местах. в старое время  чудь  жила.  Очень
обнакновенно, не извольте смеяться...Жила, стало быть, чудь, а  потом  чухны
этой стороной завладели,  так  точно.  Вот  она,  стало  быть,  и  ушла  под
землю...Чудь эта самая. Живет себе никому невидимо. Ну, а как,  стало  быть,
перед бядой, перед несчастьем  каким,  сейчас  она  повылазит.  Огонь  жжет,
аукает,  людей  пужает...прямо,  можно  сказать  невежество.  А  изымать  ее
человеку никак невозможно. Подойдешь, а она в землю уходит".

   Надо полагать, Барченко знал, что описывал. И именно это искал! Нашел ли?
В 1-й части уже говорилось, что экспедиция  "Гиперборея-98",  через  75  лет
следуя по маршруту Барченко, обнаружила взорванный лаз под  землю.  Кто  его
взорвал? Когда? И почему? На эти вопросы еще предстоит ответить...
   В  мифологизированном  сознании  русского  народа  "подземная  чудь"   не
обязательно локализовывалась на Севере. На  Алтае  среди  староверов  ходили
столь же колоритные и подробные рассказы о подземных хранителях  "ключей  от
счастья". Впрочем, старообрядцы пришли на Алтай после церковного  раскола  и
гонений  не  ранее  конца  ХV11  века.  А  давно  известные  легенды  просто
спроецировали  на  "местные  условия".  Память  о  Золотом  веке   оказалась
неискоренимой. И привязывалась она к вечной Стране счастья - Беловодью:

   "Вот здесь и ушла Чудь под  землю.  Когда  Белый  Царь  пришел  на  Алтай
воевать и как зацвела Белая Береза в нашем краю,  так  и  не  захотела  Чудь
остаться под Белым Царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы  каменьями.
- Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда  ушла  Чудь.  Когда
вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и  дадут  всему  народу
Великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами".

   Сказания о Подземном  царстве  -  излюбленный  фольклорный  сюжет  разных
народов мира. У манси оно располагается  в  районе  Ледовитого  океана.  Его
властитель - Бог Куль-отыр (один из сотворцов Вселенной)  -  живет  здесь  в
золотом дворце (мифологема Золотого века) в  окружении  свиты  из  подземных
карликов. У русских особенно любима  во  все  времена  была  сказка  о  трех
подземных царствах -  Медном,  Серебряном  и  Золотом.  Популярность  ее  не
поддается сравнению. Только  опубликованных  различных  версий  ее  известно
около пятидесяти. Хотя главный стержень во всех известных вариантах остается
неизменным. Да и сюжет - в общем-то достаточно незамысловатый - тоже.
   Суть такая: главный герой - естественно, младший брат, всеми  презираемый
(имя и сословная принадлежность у него в разных сказках может не  совпадать,
и  уж  совсем  не  обязательно  -  Иван-царевич)  попадает  под  землю,  где
попеременно попадает в Медное, Серебряное и Золотое. Надо полагать,  царства
располагаются друг над другом, но из контекста  сие  не  следует.  В  каждом
царстве живет распрекрасная девица-хозяйка  -  одна  краше  другой.  (Виктор
Михайлович Васнецов посвятил им одну из лучших  своих  картин  "Три  царевны
Подземного  царства",  которые  существуют  в  двух  далеко  нетождественных
вариантах: один (1881 г.) можно  увидеть  в  Третьяковской  галереи,  другой
(1884 г.) - в Киевском музее русского искусства). После  ряда  неизбежных  в
таких  случаях  приключений  и  преодоления  смертельной  опасностей   герой
возвращается на родную землю, женится на  самой  ослепительной  красавице  -
хозяйке Золотого царства, да еще и братьям своим по жене дарит.
   Какими-либо уж очень уникальными подробностями сказки не  блещут.  Однако
кое-что все-таки имеется. Во первых, попасть в Подземные царства не так уж и
сложно: нужно отворотить большой камень (конечно, заветный), а там - "дыра в
землю"; дальше - главное: не теряться и не бояться. Во-вторых, во всех  трех
царствах светло, как днем, - тоже  немаловажно.  В-третьих,  счастье  там  и
изобилье: ешь - не хочу. Одним словом, перед  нами  классическая  мифологема
"трех веков" (трех стадий первоначального развития человечества) -  Медного,
Серебряного и Золотого, облаченная в сказочную форму.
   Любопытно однако: почему этакая благодать  оказалась  под  землей,  а  не
наверху, не на поверхности земли-матушки. Впрочем,  с  точки  зрения  Матери
Сырой Земли все части ее "тела" прекрасны: внутри или, так сказать, во чреве
даже теплей  и  уютней.  Но  не  спроста  ведь  Страна  счастья  под  землей
оказалась? Пока что запомним это, а ответить на вопрос постараемся  попозже.
Другая отличительная особенность русских  сказок  про  Подземное  царство  -
обратное возвращение  главного  героя  домой.  Если  вниз  он  проник  через
довольно таки узкое отверстие, то назад, вверх  возвращается,  как  правило,
сидя  верхом  на  могучей  птице.  Зоологическая  принадлежность  птицы  тут
решительно никакой роли не играет, а вот летательный аспект  путешествия  на
поверхность земли - вряд ли здесь случаен. Мы уже видели, с чем  он  связан.
Не гиперборейские ли опять отзвуки?


         У других народов России и Российского Севера  подземные  жители  известны
под разными именами (рис.168). Наиболее известны  рассказы  ненцев  о  сиртя
(другие  варианты  произнесения  -  сииртя,   сихиртя,   сирте).   Об   этих
таинственных подземных жителях иностранные мореплаватели, искавшие  северный

Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера