|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» цветов, трав листьев и веток естественным образом соединилась символика
вечного возвращения растительной жизни и небесно-космического круговорота,
тайна жизни и тайна смерти. Магические функции венков чрезвычайно
разнообразны: величальная (увенчание головы победителя или надевание
цветочной гирлянды на шею); дожиночная, связанная с завершением сбора
урожая; свадебная (откуда возникло само понятие "венчание"); погребальная
(похоронные венки, надеваемые на усопшего или возлагаемые на могилу) и т.д.
Магический смысл имеет уже сама форма венков - круг, тор, колесо, что
полностью соответствует матриархальной семантике и распространяется на
другие предметы, имеющие вагинальную форму - с отверстием посередине:
кольца, обручи, звенья цепи, навершие ключей, выпечку - калачи, бублики,
баранки и т.п. В фольклоре эти и другие аналогичные символы облекались в
образно-иносказательную форму. Так, в былине о Ставре Годиновиче, известной
еще по "Сборнику Кирши Данилова", акт любовного соития описывается при
помощи традиционных метафор. Поэтические строки произносятся неузнанной
молодой женой героя - Василисой Микулишной (предположительно дочерью Микулы
Селяниновича), переодетой в мужское платье:
"Гой еси, Ставер, веселой молодец,
Как ты мене не опозноваешь,
А доселева мы с тобой в сайку игрывали:
У тебя-де была свайка серебреная,
У меня кольцо позолоченное,
И ты меня поигрывал,
А я тебя толды-вселды".
В другом варианте былины, записанной П.Н. Рыбниковым в Кижах Олонецкой
губернии от крестьянина А.Е. Чукова, меняются образы, но не меняется
символика женского и мужского начал:
"Ты помнишь ли, Ставер, да помятуешь ли,
Мы ведь вместе с тобой в грамоты училися:
Моя была чернильница серебряная,
А твое было перо позолочено?
А я-то помакивал тогда-всегда,
А ты-то помакивал всегда-всегда?"
Круг, олицетворяющий женское начало, одновременно символизирует и
оберегательные функции женской утробы, с которыми связано множество древних
ритуалов: очерчивание кругом как защита от невзгод и несчастий, доение или
процеживание молока сквозь венок, а также пролазание, протаскание,
наблюдение, переливание, умывание, еда и питье - и все через венок. Вера
славян в волшебную силу венка наглядно проявляется в их полифункциональном
использовании в архаических празднествах - святочных, масленичных, троицких,
купальских.
На Семик с утра до ночи водились женские хороводы. Праздник был
исключительно женский, уходящий своими корнями в матриархальную старину;
мужчины к нему и близко не подпускались, лишь позднее нравы несколько
смягчились. Праздновалось само таинство жизни, олицетворяемое женщиной. И
березка символизировала это таинство, выступая подлинным Древом жизни. Пик
неформальных семикско-троицких празднеств приходился на Духов день. Вопреки
общеизвестным религиозным истолкованиям, именно в этот день до предела
обнажалась подлинная подоплека древних языческих обрядов и их ярко
выраженная сексуально-оргиастическая сущность. До недавнего времени истинный
смысл троицкой обрядности был известен ограниченному кругу людей:
непосредственным участникам, наблюдателям и этнографам-фольклористам.
Последние, однако, не могли опубликовать собранные сведения из-за их
откровенной "срамоты". Лишь в самое последнее время в научной печати
появились тексты языческого происхождения.
Срамные троицкие песни исполнялись исключительно женщинами, изобиловали
ненормативной лексикой, носили вызывающе похабный характер и сопровождались
плясками со столь же выразительной жестикуляцией. О матриархальных
пережитках свидетельствует также и непременное изготовление чучела бабы с
подчеркнуто большими грудями. Оно делалось из двух березок, обряжалось в
платье, украшалось лентами и в долгом шествии с песнями и танцами относилось
к реке, раздевалось и топилось. Это языческое шествие с трясучкой и ловлей
мужчин во многом напоминает аналогичные ритуальные действия, устраиваемые во
время античных дионисий и вакханалий.
Тотемные предпочтения русского народа и тотемные реликты далекого
прошлого явственно обнаруживаются и в причитаниях Северного края, например,
в плаче (точнее было бы сказать - вопле), когда профессиональная
плакальщица, используя в течение веков и тысячелетий выработанные клише,
обращается к покойнику с такими словами:
Хоть с чиста поля явись ясным соколом,
Хоть с глубокого озера серой уточкой,
Хоть с погоста прилети да сизой галочкой. <...>
Хоть с-под кустышка приди да серым заюшкой,
Из-под камышка явись да горностаюшком...
Принадлежность конкретного тотема какому-либо роду-племени или, что одно
и то же, принадлежность какого-то семейно-кланового или половозрастного
образования конкретному тотему наглядно демонстрирует
узнавательно-разграничительную функцию последнего, что помогает выявить себе
подобных или отличать своих от чужих. В частности, это проявляется в
особенностях одежды, головного убора, прически, украшений, косметики,
татуировок, которые, как показывают данные археологии, в древности были
распространены повсеместно. Например, русский женский головной убор кика по
форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого
крика - кика (кикать - "кликать, кричать"). Отсюда же и древнегреческое
наименование лебедя - "Кикн" (так звали и сына Аполлона, превращенного после
смерти в созвездие Лебедя).
Тотемное прошлое живет и во множестве русских фамилий, восходящих к
древним обозначениям тотемной принадлежности людей. Сами фамилии
сравнительно недавнего происхождения. У простого люда они появились после
отмены в России крепостного права. Речь, конечно, не идет о христианских
именах, имеющих, в свою очередь, греческое, римское или библейское
Страницы: «« « 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |