|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 » »» национальной обособленности, и представители одних тотемных родов женились
или выходили замуж за иноплеменников иной тотемической принадлежности. Как
сейчас говорят: "вышла замуж за русского (татарина, якута, осетина и т.д.)",
- так тогда говорили: "вышла замуж за сокола (лебедя, гоголя, ворона,
журавля и т.п.), имея в виду принадлежность жениха или мужа к конкретному
тотему.
Песен с тотемными отголосками записано великое множество: они не канули в
Лету, а по сей день выступают неотъемлемой исполнительской стороной русского
свадебного обряда. Естественно, соколами и лебедями, селезнями и утками
обрядовый фольклор не ограничивается. Известно, к примеру, множество
вариантов шуточной песни про свадьбу совы, что вышла замуж за "белого луня,
за милого друга". Здесь тотемная сова заменила традиционную лебедь (утицу),
а тотемный сокол превратился в свою более редкую для фольклора ястребиную
разновидность - луня. Русские песни сохранили множество свидетельств и о
древнейших дендрототемах. Знаменитая "Калинка-Малинка" - не что иное, как
закодированный тотемный пароль, фиксировавший когда-то конкретную тотемную
принадлежность. А рефрен типа "Ой, кaлина моя! Ой, мaлина моя!" сродни
припевам "Ой, Дид-Ладо!" с призывами к славянским языческим Богам Диду и
Ладу. Былинный Калин-царь - отголосок все тех же тотемных времен и подчас
жестокого противоборства различных тотемов; лишь впоследствии произошло его
совмещение с воспоминаниями о более знакомых по злодеяниям врагах, в
основном - о степняках-кочевниках, что веками терзали Русь. Из того же
тотемного прошлого и сказочный Калинов мост как символ кланово-племенного
рубежа.
В новейшем - небезынтересном, хотя и спорном - переложении на современный
литературный язык "Слова о полку Игореве" ("Молодая гвардия". 1995. ј1.
Перевод В.Молоканова) лебеди и соколы напрямую истолковываются как тотемы.
Прав или не прав переводчик, по-новому объясняя значение древнерусских слов
и восстанавливая якобы имеющиеся пропуски, - это лишь одна сторона медали.
Другая же такова: скрытый смысл или подтекст угаданы правильно. Дословно
знаменитый фрагмент из зачина древнерусской поэмы - в отличие от
канонических версий - переведен так:
Помнили ибо народы
древних племен тотемы.
Пускали тогда соколов
десять на стадо лебедей, -
кто догонял (свою лебедь,
тот и женился на ней),
да прежде того песню пел...
Конечно, понятие "тотем", заимствованное из языка одного из индейских
племен, выглядит более чем инородным даже в контексте современного перевода.
Однако автору оригинальной интерпретации никак нельзя отказать в достаточной
аргументированности. Термин "тотем" возникает в поэтическом переложении
знаменитой фразы о вещем Бояне, помнящем "первых времен усобицы". В
древнерусском тексте стоит "усобицъ", но смысл в ту пору данное слово имело
двоякий: во-первых, "распря", во-вторых, "особь". В древнерусских текстах
можно встретить слово "усобичный" - "родственный", "единоплеменный". Из
лексического гнезда однокоренных слов с основами "усоб-особ" вышла целая
смысловая цепочка: "особо", "особый", "особенный", "обособленный", "особь",
"особа" ("лицо"). В сочетании с древнейшим смыслом, означающим
"родственность" и "единоплеменность", а также будучи спроецированным на
социальные, родоплеменные отношения, слово "усобицы" и позволяет истолковать
его как "тотемы": особый род - это и есть тотем.
История тотемов - русских и мировых - неисчерпаемый кладезь знаний о
далеком прошлом, охватывающем отрезок времени, несоизмеримый с письменной
историей. В учебниках и научных книгах обычно описывается история,
занимающая 2 тысячи лет новой эры и 3 тысячи лет до новой эры, итого - 5
тысяч лет. Это всего лишь жизнь 150 поколений, если считать по
демографическому канону: 3 поколения в столетие. Не так уж и много с учетом
того, что сюда умещается вся история мировых цивилизаций, начиная с
расщепления арийской этнокультурной общности и становления древнейших
государств Индостана, Китая, Двуречья, Малой Азии и Египта. Тотемная же
история неизмеримо богаче и шире: 40 тысяч лет (условно) существования
человечества, начиная с утра цивилизации - Гипербореи - и до нынешнего этапа
его развития, - это 1200 поколений. Так не будем обеднять собственную
историю! Тем более что тотемное прошлое не исчезло бесследно. Оно живет в
современных символах, государственной и сословной геральдике, обрядах,
традициях и, наконец, во многих фамилиях, названиях рек, озер, древних
городов, селений и просто заповедных мест. По ним-то и удается расшифровать
пути древних миграций и восстановить мысленные контуры истории и предыстории
человечества.
ДО ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА РУКОЙ ПОДАТЬ
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
Валерий БРЮСОВ
Имеется еще один интересный аспект гиперборейской истории и предыстории,
который требует особого внимания и отдельного рассмотрения. Предполагается,
что во времена катастрофических климатических и геофизических изменений
часть тогдашнего населения планеты попыталась спастись от смертоносного
похолодания и ожидаемого очередного потопа не с помощью миграций на юг или
перекочевки в высокогорье, а путем поиска убежищ прямо на месте - под
землей. Для этого использовались прежде всего естественные подземные
пустоты. Но не только они. Преданиями о подземных царствах и подземных
жителях перенасыщен фольклор разных стран и разных народов. Есть ли в этих
легендах рациональное зерно? Скорее всего есть! Дыма без огня не бывает.
Особенно много подобных сказаний на территории Севера вообще и
Российского Севера в частности. Среди русского населения, а также аборигенов
Европейской и Азиатской частей России особенно популярны рассказы о
"подземной чуди", обитающей глубоко под землей и ведущей особый образ жизни.
"Чудь" - собирательное название для древних неведомых народов, некогда
живших на поверхности земли, но из-за неблагоприятных обстоятельств
вынужденных переселиться под землю или даже под воду. У Николая Рериха есть
даже символическая картина на данную тему, написанная в 1928-1930 гг.
Страницы: «« « 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |