Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

национальной обособленности, и представители одних тотемных  родов  женились
или выходили замуж за иноплеменников иной тотемической  принадлежности.  Как
сейчас говорят: "вышла замуж за русского (татарина, якута, осетина и т.д.)",
- так тогда говорили:  "вышла  замуж  за  сокола  (лебедя,  гоголя,  ворона,
журавля и т.п.), имея в виду принадлежность жениха или  мужа  к  конкретному
тотему.
   Песен с тотемными отголосками записано великое множество: они не канули в
Лету, а по сей день выступают неотъемлемой исполнительской стороной русского
свадебного обряда. Естественно, соколами  и  лебедями,  селезнями  и  утками
обрядовый  фольклор  не  ограничивается.  Известно,  к  примеру,   множество
вариантов шуточной песни про свадьбу совы, что вышла замуж за "белого  луня,
за милого друга". Здесь тотемная сова заменила традиционную лебедь  (утицу),
а тотемный сокол превратился в свою более редкую  для  фольклора  ястребиную
разновидность - луня. Русские песни сохранили  множество  свидетельств  и  о
древнейших дендрототемах. Знаменитая "Калинка-Малинка" - не  что  иное,  как
закодированный тотемный пароль, фиксировавший когда-то  конкретную  тотемную
принадлежность. А рефрен типа "Ой,  кaлина  моя!  Ой,  мaлина  моя!"  сродни
припевам "Ой, Дид-Ладо!" с призывами к славянским  языческим  Богам  Диду  и
Ладу. Былинный Калин-царь - отголосок все тех же тотемных  времен  и  подчас
жестокого противоборства различных тотемов; лишь впоследствии произошло  его
совмещение с  воспоминаниями  о  более  знакомых  по  злодеяниям  врагах,  в
основном - о степняках-кочевниках, что  веками  терзали  Русь.  Из  того  же
тотемного прошлого и сказочный Калинов мост  как  символ  кланово-племенного
рубежа.
   В новейшем - небезынтересном, хотя и спорном - переложении на современный
литературный язык "Слова о полку  Игореве"  ("Молодая  гвардия".  1995.  ј1.
Перевод В.Молоканова) лебеди и соколы напрямую истолковываются  как  тотемы.
Прав или не прав переводчик, по-новому объясняя значение древнерусских  слов
и восстанавливая якобы имеющиеся пропуски, - это лишь одна  сторона  медали.
Другая же такова: скрытый смысл или  подтекст  угаданы  правильно.  Дословно
знаменитый  фрагмент  из  зачина  древнерусской  поэмы  -   в   отличие   от
канонических версий - переведен так:

   Помнили ибо народы
   древних племен тотемы.
   Пускали тогда соколов
   десять на стадо лебедей, -
   кто догонял (свою лебедь,
   тот и женился на ней),
   да прежде того песню пел...

   Конечно, понятие "тотем", заимствованное из  языка  одного  из  индейских
племен, выглядит более чем инородным даже в контексте современного перевода.
Однако автору оригинальной интерпретации никак нельзя отказать в достаточной
аргументированности. Термин  "тотем"  возникает  в  поэтическом  переложении
знаменитой  фразы  о  вещем  Бояне,  помнящем  "первых  времен  усобицы".  В
древнерусском тексте стоит "усобицъ", но смысл в ту пору данное слово  имело
двоякий: во-первых, "распря", во-вторых, "особь".  В  древнерусских  текстах
можно встретить слово  "усобичный"  -  "родственный",  "единоплеменный".  Из
лексического гнезда однокоренных слов с  основами  "усоб-особ"  вышла  целая
смысловая цепочка: "особо", "особый", "особенный", "обособленный",  "особь",
"особа"   ("лицо").   В   сочетании   с   древнейшим   смыслом,   означающим
"родственность" и "единоплеменность",  а  также  будучи  спроецированным  на
социальные, родоплеменные отношения, слово "усобицы" и позволяет истолковать
его как "тотемы": особый род - это и есть тотем.
   История тотемов - русских и мировых  -  неисчерпаемый  кладезь  знаний  о
далеком прошлом, охватывающем отрезок времени,  несоизмеримый  с  письменной
историей.  В  учебниках  и  научных  книгах  обычно   описывается   история,
занимающая 2 тысячи лет новой эры и 3 тысячи лет до новой  эры,  итого  -  5
тысяч  лет.  Это  всего  лишь  жизнь  150   поколений,   если   считать   по
демографическому канону: 3 поколения в столетие. Не так уж и много с  учетом
того,  что  сюда  умещается  вся  история  мировых  цивилизаций,  начиная  с
расщепления  арийской  этнокультурной  общности  и  становления   древнейших
государств Индостана, Китая, Двуречья, Малой  Азии  и  Египта.  Тотемная  же
история неизмеримо богаче и  шире:  40  тысяч  лет  (условно)  существования
человечества, начиная с утра цивилизации - Гипербореи - и до нынешнего этапа
его развития, - это  1200  поколений.  Так  не  будем  обеднять  собственную
историю! Тем более что тотемное прошлое не исчезло бесследно.  Оно  живет  в
современных  символах,  государственной  и  сословной  геральдике,  обрядах,
традициях и, наконец, во  многих  фамилиях,  названиях  рек,  озер,  древних
городов, селений и просто заповедных мест. По ним-то и удается  расшифровать
пути древних миграций и восстановить мысленные контуры истории и предыстории
человечества.

   ДО ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА РУКОЙ ПОДАТЬ

                                                          А мы, мудрецы и поэты,
                                                          Хранители тайны и веры,
                                                          Унесем зажженные светы
                                                          В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
                                                                      Валерий БРЮСОВ

   Имеется еще один интересный аспект гиперборейской истории и  предыстории,
который требует особого внимания и отдельного рассмотрения.  Предполагается,
что во времена  катастрофических  климатических  и  геофизических  изменений
часть тогдашнего населения  планеты  попыталась  спастись  от  смертоносного
похолодания и ожидаемого очередного потопа не с помощью миграций на  юг  или
перекочевки в высокогорье, а путем  поиска  убежищ  прямо  на  месте  -  под
землей.  Для  этого  использовались  прежде  всего  естественные   подземные
пустоты. Но не только они.  Преданиями  о  подземных  царствах  и  подземных
жителях перенасыщен фольклор разных стран и разных народов. Есть ли  в  этих
легендах рациональное зерно? Скорее всего есть! Дыма без огня не бывает.
   Особенно  много  подобных  сказаний  на  территории   Севера   вообще   и
Российского Севера в частности. Среди русского населения, а также аборигенов
Европейской  и  Азиатской  частей  России  особенно  популярны  рассказы   о
"подземной чуди", обитающей глубоко под землей и ведущей особый образ жизни.
"Чудь" - собирательное  название  для  древних  неведомых  народов,  некогда
живших  на  поверхности  земли,  но  из-за   неблагоприятных   обстоятельств
вынужденных переселиться под землю или даже под воду. У Николая Рериха  есть
даже символическая картина  на  данную  тему,  написанная  в  1928-1930  гг.

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера