|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 » »» Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с
лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и
на русских вышивках (рис. см., напр.: Изображение змееборца в русском
народном шитье // Советская этнография. 1948. ј4). Справедливости ради
необходимо отметить, что не всегда женские лебединые образы несут
стопроцентно положительную нагрузку. Марья Лебедь Белая из былины о Михайле
Потыке - не просто соблазнительница, но и погубительница русского богатыря,
за что заслуженно и лишилась головы.
Средневековые рыцарские легенды содержат немало сведений и смутных
воспоминаний о древнейшей истории, включая и гиперборейские времена. В
тайных сказаниях Ордена тамплиеров о гибели Атлантиды упоминается
гиперборейская раса людей, что пришла с Севера в Эпоху Белого Солнца. Цикл
легенд о священном Граале напрямик указывает на волшебную северную страну,
где в неприступном замке хранится чудодейственный Грааль, дарующий
бессмертие и тайное знание. Оттуда и прибывает в челне, запряженном лебедем,
Лоэнгрин (рис.151) - сын хранителя Грааля Парсифаля. В описаниях самого
Грааля много разнобоя. В наиболее распространенной версии он представляет
собой чашу с напитком бессмертия. Однако в монументальной поэме Вольфрама
фон Эшенбаха "Парсифаль" (XIII в.) - Грааль изображается в виде камня,
излучающего волшебный свет: достаточно глянуть на него, и человеческая жизнь
продлится. Такая трактовка сближает Грааль со знаменитым Алатырем-камнем
русских легенд и заговоров. Что касается главного назначения Грааля -
даровать бессмертие, то данное свойство по своему смыслу близко действию
живой и мертвой воды из русских сказок, способной оживлять умерщвленных
героев. Кроме того, функционально Грааль сходен со знаменитым Кощеевым
яйцом: оно не только находилось за тридевять земель в недосягаемом месте, но
и обладало живительными свойствами. В одной из сказок, записанных от
сибирской сказительницы Н.О.Винокуровой, Орел-царевич после победы над
Кощеем оживляет умерщвленного отца с помощью Кощеева яйца.
Существует легенда, что древне-скандинавские викинги сверяли удачу своих
разбойных набегов с полетом лебедей. Так это или не так - теперь проверить
трудно. А вот покорителю Сибири Ермаку путь за Урал совершенно точно по
лебединой наводке открылся. Народный сказ про то, обработанный Павлом
Петровичем Бажовым (1879-1950), называется "Ермаковы Лебеди". Ермак, как
известно, - казацкое прозвище, настоящее же имя, по его собственным
признаниям, было Василий, а фамилия совсем тотемного происхождения - Оленин.
Так вот, взял однажды мальчик Васютка (будущий Ермак) три яйца из гнезда
погибшей лебедихи и подложил их дома под гусыню. Она-то и высидела лебедят,
они потом до самой Ермаковой смерти дарили ему удачу: и на россыпи
драгоценных самоцветов наводили, и путь в Сибирь указали. "Вовеки бы ему в
сибирскую воду проход не найти, кабы лебеди не пособили", - вот какое мнение
навсегда укрепилось в народе.
Весь песенно-сказочный фольклор Руси и поэзия России расцветали под сенью
лебединых крыльев. Лебединый образ русский человек впитывает с молоком
матери, он передается как драгоценная память предков. Когда поэт пишет "О
Русь, взмахни крылами!" - у русского читателя, скорее всего, возникает
ассоциация птицы-лебедя. Россия - это и есть Царевна Лебедь, ставшая почти
что олицетворением Руси. И не только олицетворением. По свидетельству
византийского историка Х века императора Константина Багрянородного, сама
территория, где жили древние руссы, именовалась Лебедией. Впоследствии это
дало право Велимиру Хлебникову назвать новую Россию "Лебедией будущего".
Сокол.
Тотемический образ сокола также доиндоевропейского происхождения. К тем
незапамятным временам восходит и представление о Солнце как Соколе. У
русских следы такого древнейшего отождествления обнаруживаются, помимо
прочего, в архаичной загадке-поговорке, где Солнце именуется Ясным Соколом,
а темная ночь - волком (еще одно доарийское олицетворение, встречающееся у
многих и разных народов Земли): "Пришел волк [темная ночь] - весь народ
умолк; взлетел ясен-сокoл [Солнце] - весь народ пош„л!". Еще славяно-скифы,
описанные Геродотом, именовались "сколотами", то есть "с[о]колотами" - от
русского слова "сокол". В передаче арабских географов, описавших наших
предков задолго до введения христианства, их самоназвание звучало
практически по-геродотовски: "сакалиба" ("соколы"). Отсюда и знаменитые
"саки" - одно из названий славяно-скифов - "скитальцев"-кочевников.
Сокологоловым был древнеегипетский Солнцебог Хор (Гор) (рис.152),
этимологически и функционально родственный русскому Солнцебогу Хорсу (того
же корня русские слова "хорошо", "хор", "хоровод", "хоромы", "храм"), - что
лишний раз доказывает общее происхождение древнейших культур и верований.
Между прочим, традиционный круговой обход вокруг буддийской ступы также
именуется хора. Соколоподобным изображался и другой древнеегипетский
Солнцебог - Ра (рис.153). Солнечный смысл присутствует и в самом слове
"сокол": второй слог "кол", быть может, восходит к имени древнейшего
Солнцебога Колы (Коляды). Но соколоподобным был и древнеславянский Бог огня
и света Рарог (ср.: чешск. raroh; польск. rarog) - "сокол"; из этой
общеславянской основы выводится и имя старорусского князя - Рюрик, который в
этом случае, естественно, не мог быть никаким варягом и, видимо, никогда
таковым и не был, а также фамилия русского художника и мыслителя - Рерих.
Данная историко-этимологическая концепция восходит к замечательному
чешско-словацкому просветителю, поэту, фольклористу, одному из
основоположников панславизма Яну Коллару (1793-1852). В России горячим
пропагандистом этих идей был историк-антинорманист, литератор, театральный
деятель и под конец жизни - директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов
(1815-1878). В капитальном двухтомном труде "Варяги и Русь" (СПб, 1876) он
развил аргументы Коллара. Именно отсюда концепция славянского происхождения
Рюрика и Рюриковичей была позаимствована Владимиром Чивилихиным в его
романе-эссе "Память", а также Сергеем Лесным в его многочисленных изданных
за рубежом работах, посвященных древней истории Руси.
Впрочем, имеется еще одна, более простая версия русской родословной
Рюрика и русского же происхождения его имени. Она опирается на северные
предания, согласно которым подлинное имя Рюрика было Юрик и явился он в
Новгород из Приднепровья. Новгородцы "залюбили" его за ум-разум и
согласились, чтобы он стал "хозяином" в Новограде. (Р)Юрик наложил на
каждого новгородца поначалу небольшую дань, но затем стал постепенно ее
увеличивать, пока не сделал ее невыносимой (что впоследствии усугублялось с
каждым новым правителем). Первые летописцы, упоминавшие имя Рюрика, вряд ли
опирались на какие-то письменные источники, а скорее всего, использовали
устные известия. Постепенно исконно русское имя Юрик, помянутое в
северорусском предании, оваряжилось.
Страницы: «« « 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |