Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»

   Мир - из Человека! В этой  мифологеме,  сохраненной  в  Голубиной  книге,
впервые прозвучал  великий  философский  принцип  Всеединства  Макрокосма  и
Микрокосма. Но и в первом своем  мифологическом  и  религиозном  обличии  он
имеет  не  одну  только  индоевропейскую,  но  и   общемировую   значимость.
Жутковатый сюжет расчленения живого или мертвого тела как аналога  Вселенной
прослеживается   и   в    китайской    мифологии.    Так,    древнекитайский
Первопредок-исполин Пань-гу,  родившийся  из  Космического  яйца,  считается
творцом Неба и Земли. 18 тысяч лет он, подобно эллинскому Атланту, продержал
небо на своих плечах, вырастая ежедневно на 1 чжан, то есть около  3  метров
(подсчитано, что за все время жизни он вырос до размера в 90  тысяч  ли,  то
есть примерно 45  тысяч  километров).  Но  главные  космические  превращения
начались  после  смерти  Пань-гу.  В  полном  соответствии   с   древнейшими
общемировыми представлениями, из частей его тела образова-лось все богатство
поднебесного и  наднебесного  мира.  Последний  вздох  Вселенского  исполина
сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - Солнцем,  правый  -
Луною, туловище с руками  и  ногами  -  четырьмя  стра-нами  света  с  пятью
знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою,  волосы
на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле  -  травами,
цветами и деревьями, зубы,  кости,  костный  мозг  -  металлами,  камнями  и
минералами, пот - дождем и росою.
   Классической считается одна из версий мифа о смерти Осириса,  когда  тело
его было разрублено коварным братом Сетом на 14 частей. Сестра-супруга Исида
собрала и соединила все части  изуродованного  тела;  не  найденным  остался
только детородный уд. "Философией  расчлененности"  наполнена  и  египетская
"Книга мертвых", где части тела усопшего  в  загробном  мире  совмещаются  с
конкретным Богом - носителем определенных свойств и функций.  Вот  небольшая
характерная иллюстрация "распределения тела по Богам", взятая из 42-й  главы
Книги мертвых (в оригинале текст сопровождается  виньетками  с  изображением
Богов):

   "...Лицо мое - это лицо Диска [Ра-Солнце. - В.Д.]. Глаза мои - это  глаза
Хатор [Небесная Корова]. Уши мои - это уши Ап-уата [Бог с головой  шакала  -
коррелят Осириса]. Нос мой - это  нос  Кхенти-кхаса  [Бог  -  покровитель  и
владыка города Летополиса]. Губы мои -  это  губы  Анпу  [Анубис  с  головой
шакала  -  Владыка  загробного  царства].  Зубы  мои  -  это   зубы   Серкет
[Богиня-Скорпион]. Шея моя - это шея Богини Исиды. Ладони мои -  это  ладони
Ба-неб-Татту [Властитель Татту с головой барана -  коррелят  Осириса].  Руки
мои - это  руки  Нейты,  госпожи  Саиса  [Богиня  охоты  и  ткачества].  Мой
позвоночник - это позвоночник Сути [Бог-"чужестранец" Сет - брат  Осириса  и
его убийца].  Фаллос  мой  -это  фаллос  Осириса.  Почки  мои  -  это  почки
Повелителей Кхер-аха. Грудь моя -  это  грудь  Могущественного  Бога  Ужаса.
Живот мой и спина - это живот и спина Секхет  [Богиня  Сохмет  -  "Могучая",
покровительница фараонов и медицины - с головой львицы]. Ягодицы мои  -  это
ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои - это бедра и ноги  Нут  [Небо  -
олицетворение  Космоса].  Ступни  мои  -  это  ступни  Птаха  [Бог  земли  и
плодородия]. Пальцы мои и кости ног - это пальцы и кости  ног  Живых  Богов.
Нет ни одной части моего тела, которая не была бы частью тела того или иного
Бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое  тело  со  всех  сторон,  и  я  есть  Ра
[Солнце] день за днем".

   Сюжет о расчленении Первобога был распространен чуть ли не у всех древних
народов. В  устных  талмудических  сказаниях  (неканонических  ветхозаветных
преданиях евреев) знакомое космическое  клише  перенесено  на  Первочеловека
Адама; первоначально он имел вселенские размеры, заполняя собою весь Мир,  и
лишь после грехопадения Бог уменьшил размеры Праотца  рода  людского.  Когда
Адам лежал, голова его находилась на крайнем Востоке, а ноги  -  на  Западе;
когда же он  встал,  то  все  твари  посчитали  его,  Вселенского  исполина,
Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: "В мире двоевластие",  и  тогда
Бог Яхве уменьшил размеры тела Адама. Подобные же мотивы обнаруживаются и  в
мусульманских легендах, изложенных, к примеру, в поэме  великого  суфийского
мыслителя Джалаледдина Руми  (1207-1273)  "Масневи",  написанной  на  основе
ближневосточного фольклора. У Руми Бог  творит  Адама  из  праха,  а  Дьявол
проникает через раскрытый рот внутрь Первочеловека и обнаруживает там "Малый
мир", подобный "Большому миру". Голова Адама - небо о семи сферах, тело  его
- земля, волосы - деревья, кости и жилы - горы и реки. Как в природном  мире
- четыре времени, так и в Адаме - жар, холод, влага и  сушь,  заключенные  в
черной и желтой желчи, флегме и крови. А связанный  со  сменой  времен  года
круговорот природы подобен кругообращению пищи в теле Адама. И т.д.
   Впоследствии популярный сюжет общемирового  фольклора  (не  без  влияния,
однако, и Голубиной книги) проник в русские "отреченные книги" - апокрифы  -
и стал известен под названием "Вопросы, от скольких частей создан был Адам".
Здесь Первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной  книгой,  но  как  бы  с
обратным знаком: тело - от земли, кости - от камней, очи - от моря, мысли  -
от ангельского полета, дыхание - от ветра, разум - от облака небесного (Небо
-синоним Космоса), кровь -  от  солнечной  росы.  Впрочем,  с  точки  зрения
единства Макро- и Микрокосма - центральной идеи всего  русского  космизма  -
направленность  вектора   "Человек-Вселенная"   не   имеет   принципиального
значения. Важна преемственность идей в общенаучном процессе осмысления  Мира
и места в нем рода людского.  В  данном  смысле  весьма  знаменательно,  что
именно на русский апокриф  об  Адаме  (равно,  как  и  на  Голубиную  книгу)
опирались  П.А.Флоренский  и  Л.П.Карсавин   при   углубленном   обосновании
оригинальной концепции русского космизма  о  первичности  Микрокосма  в  его
соотношении с Макрокосмом.

         Открытие и познание "премудрости всей Вселенной" завершается  в  наиболее
полных  текстах  Голубиной  книги   "сгустком"   моральной   направленности,
представленном в аллегорической форме - в виде притчи о  двух  (космических)
зайцах, олицетворяющих Правду и Кривду. В одной  из  записей,  сделанных  на
Русском Севере, это представлено так:

   ...Как два заяца во поле сходилися,
   Один бел заяц, другой сер заяц, Как бы серой белого преодолел; Бел  пошел
с Земли на Небо, А  сер  пошел  по  всей  земли,  По  всей  земли,  по  всей
вселенныя...
   Кой бел заяц - это Правда была,
   А кой сер заяц - это Кривда была,
   А Кривда Правду преодолела,
   А Правда взята Богом на небо, А Кривда  пошла  по  всей  земли,  По  всей

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера