|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» Мир - из Человека! В этой мифологеме, сохраненной в Голубиной книге,
впервые прозвучал великий философский принцип Всеединства Макрокосма и
Микрокосма. Но и в первом своем мифологическом и религиозном обличии он
имеет не одну только индоевропейскую, но и общемировую значимость.
Жутковатый сюжет расчленения живого или мертвого тела как аналога Вселенной
прослеживается и в китайской мифологии. Так, древнекитайский
Первопредок-исполин Пань-гу, родившийся из Космического яйца, считается
творцом Неба и Земли. 18 тысяч лет он, подобно эллинскому Атланту, продержал
небо на своих плечах, вырастая ежедневно на 1 чжан, то есть около 3 метров
(подсчитано, что за все время жизни он вырос до размера в 90 тысяч ли, то
есть примерно 45 тысяч километров). Но главные космические превращения
начались после смерти Пань-гу. В полном соответствии с древнейшими
общемировыми представлениями, из частей его тела образова-лось все богатство
поднебесного и наднебесного мира. Последний вздох Вселенского исполина
сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - Солнцем, правый -
Луною, туловище с руками и ногами - четырьмя стра-нами света с пятью
знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою, волосы
на голове и усы - звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами,
цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг - металлами, камнями и
минералами, пот - дождем и росою.
Классической считается одна из версий мифа о смерти Осириса, когда тело
его было разрублено коварным братом Сетом на 14 частей. Сестра-супруга Исида
собрала и соединила все части изуродованного тела; не найденным остался
только детородный уд. "Философией расчлененности" наполнена и египетская
"Книга мертвых", где части тела усопшего в загробном мире совмещаются с
конкретным Богом - носителем определенных свойств и функций. Вот небольшая
характерная иллюстрация "распределения тела по Богам", взятая из 42-й главы
Книги мертвых (в оригинале текст сопровождается виньетками с изображением
Богов):
"...Лицо мое - это лицо Диска [Ра-Солнце. - В.Д.]. Глаза мои - это глаза
Хатор [Небесная Корова]. Уши мои - это уши Ап-уата [Бог с головой шакала -
коррелят Осириса]. Нос мой - это нос Кхенти-кхаса [Бог - покровитель и
владыка города Летополиса]. Губы мои - это губы Анпу [Анубис с головой
шакала - Владыка загробного царства]. Зубы мои - это зубы Серкет
[Богиня-Скорпион]. Шея моя - это шея Богини Исиды. Ладони мои - это ладони
Ба-неб-Татту [Властитель Татту с головой барана - коррелят Осириса]. Руки
мои - это руки Нейты, госпожи Саиса [Богиня охоты и ткачества]. Мой
позвоночник - это позвоночник Сути [Бог-"чужестранец" Сет - брат Осириса и
его убийца]. Фаллос мой -это фаллос Осириса. Почки мои - это почки
Повелителей Кхер-аха. Грудь моя - это грудь Могущественного Бога Ужаса.
Живот мой и спина - это живот и спина Секхет [Богиня Сохмет - "Могучая",
покровительница фараонов и медицины - с головой львицы]. Ягодицы мои - это
ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои - это бедра и ноги Нут [Небо -
олицетворение Космоса]. Ступни мои - это ступни Птаха [Бог земли и
плодородия]. Пальцы мои и кости ног - это пальцы и кости ног Живых Богов.
Нет ни одной части моего тела, которая не была бы частью тела того или иного
Бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое тело со всех сторон, и я есть Ра
[Солнце] день за днем".
Сюжет о расчленении Первобога был распространен чуть ли не у всех древних
народов. В устных талмудических сказаниях (неканонических ветхозаветных
преданиях евреев) знакомое космическое клише перенесено на Первочеловека
Адама; первоначально он имел вселенские размеры, заполняя собою весь Мир, и
лишь после грехопадения Бог уменьшил размеры Праотца рода людского. Когда
Адам лежал, голова его находилась на крайнем Востоке, а ноги - на Западе;
когда же он встал, то все твари посчитали его, Вселенского исполина,
Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: "В мире двоевластие", и тогда
Бог Яхве уменьшил размеры тела Адама. Подобные же мотивы обнаруживаются и в
мусульманских легендах, изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского
мыслителя Джалаледдина Руми (1207-1273) "Масневи", написанной на основе
ближневосточного фольклора. У Руми Бог творит Адама из праха, а Дьявол
проникает через раскрытый рот внутрь Первочеловека и обнаруживает там "Малый
мир", подобный "Большому миру". Голова Адама - небо о семи сферах, тело его
- земля, волосы - деревья, кости и жилы - горы и реки. Как в природном мире
- четыре времени, так и в Адаме - жар, холод, влага и сушь, заключенные в
черной и желтой желчи, флегме и крови. А связанный со сменой времен года
круговорот природы подобен кругообращению пищи в теле Адама. И т.д.
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора (не без влияния,
однако, и Голубиной книги) проник в русские "отреченные книги" - апокрифы -
и стал известен под названием "Вопросы, от скольких частей создан был Адам".
Здесь Первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной книгой, но как бы с
обратным знаком: тело - от земли, кости - от камней, очи - от моря, мысли -
от ангельского полета, дыхание - от ветра, разум - от облака небесного (Небо
-синоним Космоса), кровь - от солнечной росы. Впрочем, с точки зрения
единства Макро- и Микрокосма - центральной идеи всего русского космизма -
направленность вектора "Человек-Вселенная" не имеет принципиального
значения. Важна преемственность идей в общенаучном процессе осмысления Мира
и места в нем рода людского. В данном смысле весьма знаменательно, что
именно на русский апокриф об Адаме (равно, как и на Голубиную книгу)
опирались П.А.Флоренский и Л.П.Карсавин при углубленном обосновании
оригинальной концепции русского космизма о первичности Микрокосма в его
соотношении с Макрокосмом.
Открытие и познание "премудрости всей Вселенной" завершается в наиболее
полных текстах Голубиной книги "сгустком" моральной направленности,
представленном в аллегорической форме - в виде притчи о двух (космических)
зайцах, олицетворяющих Правду и Кривду. В одной из записей, сделанных на
Русском Севере, это представлено так:
...Как два заяца во поле сходилися,
Один бел заяц, другой сер заяц, Как бы серой белого преодолел; Бел пошел
с Земли на Небо, А сер пошел по всей земли, По всей земли, по всей
вселенныя...
Кой бел заяц - это Правда была,
А кой сер заяц - это Кривда была,
А Кривда Правду преодолела,
А Правда взята Богом на небо, А Кривда пошла по всей земли, По всей
Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |