|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» соперницей Медусы стала Афина. Скупые осколки древних преданий позволяют
восстановить лишь общую канву разыгравшейся трагедии.
Не поделили власти над Гипербореей две девы-воительницы. Борьба была
жестокой - не на жизнь, а на смерть. Первым актом изничтожения соперницы
стало превращение прекрасной Лебединой царевны Медусы в отвратительное
чудовище с кабаньими клыками, волосами из змей и взглядом, обращающим все
живое в камень. Данный акт символизирует, скорее всего, раскол
протоэллинского этнического и идеологического единства и отпочкование той
части будущих основателей великой древнегреческой цивилизации, которые,
возможно, под воздействием природной катастрофы и под предводительством или
покровительством девы Афины двинулись с Севера на Юг и в пределах жизни
отнюдь не одного поколения добрались до Балкан, где, воздвигнув храм в честь
Афины, основали город, и поныне носящий ее имя.
Но женская мстительность не знает границ. Афине было мало морально
уничтожить Медусу - ей потребовалась еще и голова соперницы. Вот почему,
некоторое время спустя, она отправляет назад, в Гиперборею, своего сводного
брата Персея и, по свидетельству многих, сама сопровождает его. Обманным
путем Персей и Афина вместе расправились с несчастной Медусой: по наущению
Паллады сын Зевса и Данаи отрубил горгоне голову, а Афина содрала с
соперницы кожу и натянула на свой щит, в центре которого поместила
изображение головы оболганной Морской девы. С тех пор щит Афины по имени
низвергнутой соперницы носит название "горгонион" (рис.44). Лик Медусы
украшал также эгиду (доспех или же плащ-накидку), которую носили Зевс,
Аполлон и все та же Афина (рис.45). Символ поверженной Медусы и в
последующие века продолжал играть для эллинов магическую роль. Ее
изображения очень часто помещались на фронтонах и резных каменных плитах в
храмах.
Память о носительнице гиперборейских традиций - Горгоне Медусе у народов,
населявших в разные времена территорию России, не прерывалась никогда.
Змееногая Богиня-Дева, которая вместе с Гераклом считалась греками
прародительницей скифского племени, не что иное, как трансформированный
образ Медусы. Лучшее доказательство тому не вольное переложение мифов в
Геродотовой "Истории", а подлинные изображения, найденные при раскопках
курганов (рис.46).
В русской культуре изображение Медусы сохранилось в лубковой живописи,
где она предстает как Мелуза (Мелузина) - дословно "мелкая" (см. Словарь В.
Даля): вокализация слова с заменой согласных звуков произведена по типу
народного переосмысления иноязычного слова "микроскоп" и превращения его в
русских говорах в "мелкоскоп". Однозначно связанная в народном
миросозерцании с морем, русская Медуса-Мелуза обратилась в сказочную рыбу,
не потеряв, однако, ни человеческих, ни чудовищных черт: на лубочных
картинках она изображалась в виде царственной девы с короной на голове, а
вместо змеевидных волос у нее ноги и хвост, обращенные в змей (рис.47).
Высказывалось мнение что Мелузина с русского лубка - это изображение
героини западноевропейского рыцарского романа о женщине-оборотне волшебнице
Мелузине. Действительно в ХV11 веке для нужд царского двора было
осуществлено два перевода этой народной книги. Однако, по признанию
исследователей, она не имела широкого распространения и не дошла до
массового читателя. Кроме того, каково бы ни было происхождение известного
русского лубка, он, вне всякого сомнения, опирается на какие-то более
древние изобразительные образцы. Самобытность данного образа отстаивал и его
первый публикатор - известный русский историк искусства Дмитрий
Александрович Ровинский (1824-1895) в своем по сей день непревзойденном
5-томном издании "Русские народные картинки" (1881-1893).
Ничего рыбьего в самом образе русской Мелузы-Медусы практически нет -
рыбы ее просто окружают, свидетельствуя о морской среде. Похоже, что русская
изобразительная версия гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу
прекрасной Морской царевны, которая в процессе Олимпийского религиозного
переворота была превращена в чудо-юдо. Память о древней эллинско-славянской
Медусе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно
славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в
апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в "зверя
Горгония": его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай
(то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам Блаженных,
где царил Золотой век).
В несколько другом обличии и с иными функциями предстает Медуса в
знаменитых древнерусских амулетах-"змеевиках". Магический характер головы
Медусы, изображенной в расходящихся от нее во все стороны змеях, не вызывает
никакого сомнения, его защитительно-оберегательное предназначение такое же,
как и на щите Афины-Паллады или эгиде Зевса. Знаменательно и то, что тайный
эзотерический смысл доэллинских и гиперборейских верований дожил на русских
амулетах чуть не до наших дней: точная датировка даже позднейших находок
является крайне затруднительной. В христианскую эпоху неискоренимая вера в
магическую силу и действенность лика Медусы компенсировалась тем, что на
обратной стороне медальона с ее изображением помещались рельефы христианских
святых - Богоматери, Михаила-Архангела, Козьмы и Демьяна и др. (рис.48).
До сих пор не дано сколь-нибудь удовлетворительного объяснения
происхождению и назначению русских "змеевиков". Современному читателю о них
практически ничего не известно: в последние полвека - за малым исключением -
публикуется репродукция одного и того же медальона, правда, самого
известного - принадлежавшего когда-то Великому князю Владимиру Мономаху,
потерянного им на охоте и найденного случайно лишь в прошлом веке (рис.49).
На самом деле "змеевиков" (в том числе и византийского происхождения)
известно, описано и опубликовано множество. И с каждого из них на нас
смотрит магический взгляд Девы-охранительницы Горгоны Медусы, в глазах
которой навечно застыла неразгаданная Тайна Гипербореи...
Необычную записку отправил в Политбюро ЦК ВКП(б) летом 1925 года нарком
иностранных дел Г.В.Чичерин. Она начиналась так: "Некто Барченко уже 19 лет
изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория
заключается в том, что в доисторические времена человечество развило
необыкновенно богатую культуру, далеко превосходившую в своих научных
достижениях переживаемый нами исторический период..." (Цит. по: Андреев А.И.
От Байкала до священной Лхасы: Новые материалы о русских экспедициях в
Центральную Азию в первой половине ХХ века (Бурятия, Монголия, Тибет).
СПб.-Самара-Прага. 1997. С. 170). Накануне они встречались. Барченко просил
разрешить ему выехать с экспедицией в Афганистан и Тибет, где, по его
сведениям, по-прежнему живут хранители того древнего универсального знания,
Страницы: «« « 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |