|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 » »» побочного и второстепенного), с которым связаны два сохранившихся сюжета: в
одном случае он неожиданно появляется близ Киева, и былина подробно
описывает его богатство и молодечество; в другом случае разудалый герой
соблазняет молодую жену старика Бермяты (Ерма) и платится за это своей
собственной головой. Но Бессонова интересует не сюжет, а необычное имя -
Чурила. Впрочем, корень "чур", лежащий в его основе, в русском языке
известен хорошо. Древние этносы, обосновавшиеся в лесных краях, использовали
для изготовления межевых и дорожных знаков чурбаки, вытесанные из дерева.
Этими обрубками стволов (чурбаками) обозначались границы племенных и родовых
владений. В первобытном сознании славянороссов они получали магическое и
запретительное значение и кратко именовались "чурами". В Словаре В.Даля
дается такая расшифровка данного слова: грань, граница, рубеж, межа, край,
передел, мера (наречие "чересчур", означающее "сверх меры", еще недавно
писалось "через чур").
В седые времена уходит и заклинательный смысл слова "чур", когда с
помощью его произнесения пытались отвести возможные неприятности: "чур
меня!", "чур-чура!", "чур не я!". В этих и других сакраментальных
восклицаниях зафиксирована бессознательная вера в охранительную силу и
заступничество со стороны исчезнувшего Божества - символа меры и
справедливого дележа. "Чур пополам!", "Чур одному - не давать никому!", "Чур
вместе!" - здесь уже явственно проступает имя того, в ком видели гаранта
справедливого раздела находки, добычи и т.п. Имя этого древнего языческого
Божества - Чур (рис.27). К тому же, судя по всему, мы еще и далекие потомки
этого самого Чура. Потому что имя древнего языческого Божества по-другому
еще звучит Щур и образует слово "пращур", то есть "предок".
Не надо, однако, думать, что такое экзотическое Божество принадлежит
исключительно русской культуре. В демонизированном виде и под фонетически
трансформированным именем Шурале (чур - шур) русский Чур обнаруживается в
тюркской мифологии - у российских татар и башкир. Казанские татары
представляют Шурале в образе одноглазого волосатого мужчины с рогом на лбу
или же голой женщины с длиннющими грудями, закинутыми через плечи за спину.
Шурале, как и его русский собрат - леший, сбивает людей с пути, заманивает
их в чащобу, старается погубить или защекотать до смерти. Но его можно
поймать, уговорив засунуть палец в ращепленное дерево, а затем выдернуть
клин или топор.
В том же ряду стоит и Олимпийский Бог Гермес. Согласно античной
мифологии, Гермес - синтетический образ, впитавший в себя черты Божеств
разный религий и ведущий свое происхождение из доэллинской истории. Отцом
Гермеса был Зевс, матерью - титанида (нимфа) Майя, дочь титана Атланта (уже
это одно указывает на североатлантическое происхождение Гермеса). По Диодору
Сицилийскому, у Майи, кроме шести сестер, был еще и таинственный брат
Геспер, который (ни больше, ни меньше), подобно библейскому Еноху, вознесся
на небо, другими словами, улетел в Космос. Античные источники в один голос
называют и точный адрес, куда отправился Геспер: это - Венера, поименованная
у эллинов звездой Геспера (лишь много позже стала она звездой Афродиты и,
соответственно, Венеры - у римлян). Из контекста "Исторической библиотеки"
вытекает, что все семь сестер, включая будущую мать Гермеса, звались
атлантидами и были тесно связаны с легендарной страной того же названия.
Между прочим, по сведениям, который приводит Аполлодор (1, V, 11), Атлант
держал на плечах небесный свод не на Западе (побережье Атлантического
океана) и не в Ливии (Африка), а в Гиперборее (дословно: "там, где обитают
гиперборейцы"), то есть на Севере. Это дополнительный аргумент в пользу
предположения А.И.Асова о том, что античный Атлант является прототипом
русского Святогора. Здесь приведена всего лишь одна из версий родословной
Гермеса, почерпнутая в основном из позднейших литературных источников и
утвердившаяся в различных справочниках и энциклопедиях как чуть ли не
единственно возможная. В действительности уже в античную эпоху наблюдается
очевидная разноголосица относительно происхождения загадочного Бога.
Цицерон, к примеру, насчитывал пять разных Гермесов (Меркуриев), обнажая тем
самым путаницу в отношении места его появления на свет, родителей и шествия
по материку с Севера на Юг (бесспорной является только конечная точка -
Египет). Древнейшим, по мнению Цицерона, является тот Гермес, у которого
"позорно похотливая природа, так как он возбудился при виде Прозерпины".
Это, безусловно, тот самый Гермес, чьим олицетворением стал возбужденный
фаллос. Его родителями, согласно Цицерону, были само Небо и ясный День (у
греков и римлян День женского рода).
По греческо-римской традиции (римское имя Гермеса - Меркурий) на сына
Зевса и Майи было возложено множество обязанностей. Гермес - вестник богов;
он мгновенно появляется повсюду, летая с быстротой мысли благодаря золотым
крылатым сандалиям. Гермес получил их от Персея, а тот, в свою очередь, от
титанид-грай в Гиперборее. Кроме того, у Гермеса еще два крыла на головном
уборе. Всего крыльев получается шесть: по паре на сандалиях и два на голове.
Впоследствии эта шестикрылость оказалась перенесенной на иудаистические и
христианские образы шестикрылых серафимов. Гермес-Меркурий - покровитель
торговли и путников, воров, мошенников и хитрецов, а также хранитель
сновидений и проводник душ умерших в царство мертвых. Из-за близости к
потустороннему миру Гермес считался основателем оккультных наук, тайного
знания, покровителем колдунов, магов, волшебников. В данной связи возникло
представление о Гермесе Трисмегисте (Триждывеличайшем) - основоположнике
науки всех наук - герметики (герметизма), предшественницы
концептуально-смысловой базы всего многообразия возникших впоследствии
конкретных наук и философии. Общеизвестно, что как покровитель
интеллектуально-духовной жизни и "управитель всеми языками" Гермес считался
тождественным египетскому Богу Тоту (предшествуя, в мнении древних египтян,
ему по времени своего происхождения).
По-разному можно интерпретировать и само имя Гермеса. Если отталкиваться
от доказанной языковедами версии, что корень "гер" первоначально звучал как
"яр" (откуда имя Богини Геры, сестры и супруги Зевса, тождественно
протославянской Яре), то первый слог в имени Гермеса звучал также "яр" и
означал либо "ярый" ("яростный"), либо "яровой" ("весенний"), либо то и
другое одновременно. Вместе с тем русское слово "яр" [йар] по своей
этимологии легко сопрягается с древнеиндийской лексической основой "арья"
(откуда и "арии", и "арийцы"). Традиционно данное слово переводится как
"благородный". Однако в действительности это позднейший смысл, почерпнутый
из жреческих комментариев к Ведам. В самих же Ведах, где это слово
встречается более 60 раз, оно означает "хозяин", "скотовод-земледелец",
"член кочующего племени" (от глагольного корня "рь(ри)" - "передвигаться,
идти, кочевать".
Нетрудно определить и значение второго слога имени Гермес - "мес". Общее
значение индоевропейской корневой основы
Страницы: «« « 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |