Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

побочного и второстепенного), с которым связаны два сохранившихся сюжета:  в
одном  случае  он  неожиданно  появляется  близ  Киева,  и  былина  подробно
описывает его богатство и молодечество;  в  другом  случае  разудалый  герой
соблазняет молодую жену старика Бермяты  (Ерма)  и  платится  за  это  своей
собственной головой. Но Бессонова интересует не сюжет,  а  необычное  имя  -
Чурила. Впрочем, корень  "чур",  лежащий  в  его  основе,  в  русском  языке
известен хорошо. Древние этносы, обосновавшиеся в лесных краях, использовали
для изготовления межевых и дорожных знаков чурбаки,  вытесанные  из  дерева.
Этими обрубками стволов (чурбаками) обозначались границы племенных и родовых
владений. В первобытном сознании славянороссов  они  получали  магическое  и
запретительное значение и кратко  именовались  "чурами".  В  Словаре  В.Даля
дается такая расшифровка данного слова: грань, граница, рубеж,  межа,  край,
передел, мера (наречие "чересчур",  означающее  "сверх  меры",  еще  недавно
писалось "через чур").
   В седые времена уходит  и  заклинательный  смысл  слова  "чур",  когда  с
помощью его  произнесения  пытались  отвести  возможные  неприятности:  "чур
меня!",  "чур-чура!",  "чур  не  я!".  В  этих  и   других   сакраментальных
восклицаниях зафиксирована  бессознательная  вера  в  охранительную  силу  и
заступничество  со  стороны  исчезнувшего  Божества   -   символа   меры   и
справедливого дележа. "Чур пополам!", "Чур одному - не давать никому!", "Чур
вместе!" - здесь уже явственно проступает имя того,  в  ком  видели  гаранта
справедливого раздела находки, добычи и т.п. Имя этого  древнего  языческого
Божества - Чур (рис.27). К тому же, судя по всему, мы еще и далекие  потомки
этого самого Чура. Потому что имя древнего  языческого  Божества  по-другому
еще звучит Щур и образует слово "пращур", то есть "предок".
   Не надо, однако, думать,  что  такое  экзотическое  Божество  принадлежит
исключительно русской культуре. В демонизированном виде  и  под  фонетически
трансформированным именем Шурале (чур - шур) русский  Чур  обнаруживается  в
тюркской  мифологии  -  у  российских  татар  и  башкир.  Казанские   татары
представляют Шурале в образе одноглазого волосатого мужчины с рогом  на  лбу
или же голой женщины с длиннющими грудями, закинутыми через плечи за  спину.
Шурале, как и его русский собрат - леший, сбивает людей с  пути,  заманивает
их в чащобу, старается погубить или  защекотать  до  смерти.  Но  его  можно
поймать, уговорив засунуть палец в ращепленное  дерево,  а  затем  выдернуть
клин или топор.
   В  том  же  ряду  стоит  и  Олимпийский  Бог  Гермес.  Согласно  античной
мифологии, Гермес - синтетический образ,  впитавший  в  себя  черты  Божеств
разный религий и ведущий свое происхождение из  доэллинской  истории.  Отцом
Гермеса был Зевс, матерью - титанида (нимфа) Майя, дочь титана Атланта  (уже
это одно указывает на североатлантическое происхождение Гермеса). По Диодору
Сицилийскому, у Майи, кроме  шести  сестер,  был  еще  и  таинственный  брат
Геспер, который (ни больше, ни меньше), подобно библейскому Еноху,  вознесся
на небо, другими словами, улетел в Космос. Античные источники в  один  голос
называют и точный адрес, куда отправился Геспер: это - Венера, поименованная
у эллинов звездой Геспера (лишь много позже стала она  звездой  Афродиты  и,
соответственно, Венеры - у римлян). Из контекста  "Исторической  библиотеки"
вытекает, что  все  семь  сестер,  включая  будущую  мать  Гермеса,  звались
атлантидами и были тесно связаны с легендарной  страной  того  же  названия.
Между прочим, по сведениям, который приводит Аполлодор (1,  V,  11),  Атлант
держал на плечах  небесный  свод  не  на  Западе  (побережье  Атлантического
океана) и не в Ливии (Африка), а в Гиперборее (дословно: "там,  где  обитают
гиперборейцы"), то есть на Севере.  Это  дополнительный  аргумент  в  пользу
предположения А.И.Асова о  том,  что  античный  Атлант  является  прототипом
русского Святогора. Здесь приведена всего лишь одна  из  версий  родословной
Гермеса, почерпнутая в основном  из  позднейших  литературных  источников  и
утвердившаяся в различных  справочниках  и  энциклопедиях  как  чуть  ли  не
единственно возможная. В действительности уже в античную  эпоху  наблюдается
очевидная  разноголосица  относительно   происхождения   загадочного   Бога.
Цицерон, к примеру, насчитывал пять разных Гермесов (Меркуриев), обнажая тем
самым путаницу в отношении места его появления на свет, родителей и  шествия
по материку с Севера на Юг (бесспорной  является  только  конечная  точка  -
Египет). Древнейшим, по мнению Цицерона, является  тот  Гермес,  у  которого
"позорно похотливая природа, так как он  возбудился  при  виде  Прозерпины".
Это, безусловно, тот самый Гермес,  чьим  олицетворением  стал  возбужденный
фаллос. Его родителями, согласно Цицерону, были само Небо и  ясный  День  (у
греков и римлян День женского рода).
   По греческо-римской традиции (римское имя Гермеса  -  Меркурий)  на  сына
Зевса и Майи было возложено множество обязанностей. Гермес - вестник  богов;
он мгновенно появляется повсюду, летая с быстротой мысли  благодаря  золотым
крылатым сандалиям. Гермес получил их от Персея, а тот, в свою  очередь,  от
титанид-грай в Гиперборее. Кроме того, у Гермеса еще два крыла  на  головном
уборе. Всего крыльев получается шесть: по паре на сандалиях и два на голове.
Впоследствии эта шестикрылость оказалась перенесенной  на  иудаистические  и
христианские образы шестикрылых  серафимов.  Гермес-Меркурий  -  покровитель
торговли и  путников,  воров,  мошенников  и  хитрецов,  а  также  хранитель
сновидений и проводник душ умерших  в  царство  мертвых.  Из-за  близости  к
потустороннему миру Гермес считался  основателем  оккультных  наук,  тайного
знания, покровителем колдунов, магов, волшебников. В данной  связи  возникло
представление о Гермесе  Трисмегисте  (Триждывеличайшем)  -  основоположнике
науки    всех    наук    -    герметики    (герметизма),     предшественницы
концептуально-смысловой  базы  всего  многообразия  возникших   впоследствии
конкретных   наук   и   философии.   Общеизвестно,   что   как   покровитель
интеллектуально-духовной жизни и "управитель всеми языками" Гермес  считался
тождественным египетскому Богу Тоту (предшествуя, в мнении древних  египтян,
ему по времени своего происхождения).
   По-разному можно интерпретировать и само имя Гермеса. Если  отталкиваться
от доказанной языковедами версии, что корень "гер" первоначально звучал  как
"яр"  (откуда  имя  Богини  Геры,  сестры  и  супруги  Зевса,   тождественно
протославянской Яре), то первый слог в имени Гермеса  звучал  также  "яр"  и
означал либо "ярый" ("яростный"), либо  "яровой"  ("весенний"),  либо  то  и
другое одновременно.  Вместе  с  тем  русское  слово  "яр"  [йар]  по  своей
этимологии легко сопрягается с древнеиндийской  лексической  основой  "арья"
(откуда и "арии", и "арийцы").  Традиционно  данное  слово  переводится  как
"благородный". Однако в действительности это позднейший  смысл,  почерпнутый
из жреческих  комментариев  к  Ведам.  В  самих  же  Ведах,  где  это  слово
встречается более 60  раз,  оно  означает  "хозяин",  "скотовод-земледелец",
"член кочующего племени" (от глагольного корня  "рь(ри)"  -  "передвигаться,
идти, кочевать".
   Нетрудно определить и значение второго слога имени Гермес - "мес".  Общее
значение индоевропейской корневой основы 

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера