|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 » »» М.Фасмера). Отсюда русское и общеславянское слово "месяц" для обозначения и
ночного небесного светила - луны на ущербе, и части (времени) года.
Следовательно, имя Гермес в протославянском варианте звучало как Ярмес и
означало "Яровой (весенний) месяц". С этим придется согласиться, если учесть
также, что мать Гермеса - титанида Майя - в древнеримской традиции являлась
Богиней Весны и покровительницей плодоносной земли. От ее имени ведет и свое
русское название самый светлый и буйный (ярый) весенний месяц Май. В
древнегреческой традиции титанида Мая превратилась в звезду, вместе с
сестрами вознеслась на небо и стала старшей в созвездии Плеяд. А Гермес
сделался Лунным Богом. Между прочим, в шумерской вокализации последний слог
имени великого героя древности - Гильгамеша звучал как -мес; схема
словообразования аналогична имени Гермеса и несомненно восходит к
доиндоевропейскому названию Месяца - Луны на ущербе.
Подтверждение вышепредложенной трактовки (Гермес - Ярый Месяц) находит и
в древнеегипетской интерпретации образа Гермеса, который напрямую повлиял на
возникновение культа Бога Тота - патрона науки, тайного знания и
интеллектуальной жизни. Египтяне также считали Тота Лунным Богом, изображали
его в виде лунного диска и именовали: "Месяц-Тот, Бог великий, владыка неба,
царь Богов". Впрочем, изображения Тота и вокализация его имени претерпели
значительные изменения. Специалисты-египтологи до сих пор спорят, как имя
Бога звучало на самом деле (русское Тот происходит от латинского Thoth), а
некоторые египтологи производят его от коптского слова, означающего
"северный ветер", то есть соответствующего греческому Борею (а здесь уж
прямая связь с Гипербореей). Дошедшие изображения Тота также весьма различны
- от канонического ибиса (позднейшая версия) до сокола (кобчика) - что
вполне соответствует и древнейшему тотемному смыслу, и астральной традиции,
существовавшей по всему миру, - отождествлять небесные светила Солнце и Луну
с соколом. Кроме того, Тот-Сокол - несомненный носитель архаичных тотемных
пережитков и отголосков тех древнейших времен, когда сокол был символом
многих родоплеменных структур доиндоевропейских и досемитско-хамитских
этнических общностей. Между прочим, имя Тот неразрывно связано с греческим
theos, означающим, как хорошо известно, "Бог". Это доказал еще Джамбаттиста
Вико (1668-1744), один из первых в Новое время применивший метод историзации
мифов. По-египетски имя Тота-Гермеса звучало Теут и именно оно, согласно
Вико, породило греческое theos.
Сама собой напрашивается аналогия между Гермесом-Тотом - творцом
календаря и русским владыкой годового цикла, чей образ сохранил Владимир
Даль. В народном представлении календарно-упорядоченная стихия представала в
виде волшебного Старика-годовика с его световыми птицами. В передаче
Владимира Даля народные поверья о хозяине циклического времени предстают в
следующем варианте. "Вышел старик-годовик. Стал он махать руками и пускать
птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз
- и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик
второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались
цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало
жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик
четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался
частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по
четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим
именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет
светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно".
То, что архаичный Яр-Мес был Божеством времени, отвечал за его круговорот
и управлял годичным циклом ("круглым годом"), подтверждает и лингвистический
факт: в немецком языке слово Jahr (созвучное русскому "яр") означает "год".
Столь причудливым образом трансформировался образ верховного Бога - творца
мирового круговорота - в народном сознании. Функции Гермеса-Яра в дальнейшем
прослеживаются и у русского Ярилы - весеннего языческого Божества плодородия
с гипертрофированно подчеркнутыми мужскими половыми признаками.
От имени Гермеса произошло название "герма" (переводится как "груда
камней", "каменный столб"). В Древней Греции и ее колониях существовал
тщательно разработанный ритуал изготовления герм (рис.29). Они
устанавливались на дорогах для указания расстояний и представляли собой
закругленный столбовидный стержень с тщательно обработанной головой и
подчеркнуто выраженным мужским половым органом - фаллосом в возбужденном или
спокойном состоянии. Гермами именовались и кучки камней различной величины и
имеющие пирамидальную форму. Знаток древнегреческой культуры Мартин Нильссон
следующим образом описывает их назначение. Когда кто-то проходил мимо кучи
камней, он, должно быть, добавлял к ней еще один камень, а если на вершине
этой кучи был поставлен большой камень, прохожий клал туда немного еды в
качестве приношения. Он делал это по традиции, не сознавая истинных причин,
понимая только, что в этой куче камней и в большом камне на верхушке живет
Бог. Он называл этого Бога Гермес, по названию кучи камней (гермы), в
которой тот обитал, а большой камень именовал гермой. Такие гермы были
хорошими ориентирами для путника, идущего безлюдной дорогой из одного
селения в другое, и Боги - обитатели герм стали покровителями странствующих.
Однако задолго до того, как прапредки эллинов переселились на Балканы, и
пирамидальные кучи камней, и каменные столбы (менгиры) - итифаллические
изваяния - устанавливались по всей территории Евразии (рис. 30) и в других
частях света (рис.31). Подобные взметнувшиеся к небу обработанные или
нерукотворные камни, известные во всем мире, символизировали мужское начало
и победу патриархата над матриархатом. Сохранились также свидетельства о
том, что древние кельты отправляли танцевально-оргиастический культ вокруг
каменных менгиров-фаллосов.
Небольшие менгиры по сей день сохраняются и оберегаются на крестьянских
полях, где им приписывается вс„ тот же магический смысл, что и в глубокой
древности. Даже в Марокко один французский этнограф зафиксировал факт
почитания менгира. Торчащего посреди поля. При этом феллах объяснил, что
священное изваяние мужского детородного органа, посланное ему самим Богом,
обеспечивает оплодотворение поля и гарантию урожая: "...Когда Аллах призвал
воду с небес [имеется в виду роса. - В.Д.], именно камни сохраняли ее, без
них это поле было бы таким же бесплодным, как дорога..." А во Франции
известен стоячий камень, которому и по сей день поклоняются бесплодные
женщины, мечтающие обзавестись ребенком. При этом сам менгир именуется так,
как в таких случаях и полагается, а магический ритуал выражается в
откровенно натуралистической форме: женщина должна потереться гениталиями о
камень, и за многие тысячелетия бесчисленные паломницы отполировали его до
блеска.
Целые комплексы менгиров были открыты во время экспедиции Рерихов в
Гималаи, Тибет и другие регионы Центральной Азии. Так, в До-Ринге, возле
соленого озера Пангонг, Рерих и его сын обнаружили значительный по размерам
Страницы: «« « 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |