Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»

М.Фасмера). Отсюда русское и общеславянское слово "месяц" для обозначения  и
ночного небесного  светила  -  луны  на  ущербе,  и  части  (времени)  года.
Следовательно, имя Гермес в протославянском варианте  звучало  как  Ярмес  и
означало "Яровой (весенний) месяц". С этим придется согласиться, если учесть
также, что мать Гермеса - титанида Майя - в древнеримской традиции  являлась
Богиней Весны и покровительницей плодоносной земли. От ее имени ведет и свое
русское название самый  светлый  и  буйный  (ярый)  весенний  месяц  Май.  В
древнегреческой традиции  титанида  Мая  превратилась  в  звезду,  вместе  с
сестрами вознеслась на небо и стала старшей  в  созвездии  Плеяд.  А  Гермес
сделался Лунным Богом. Между прочим, в шумерской вокализации последний  слог
имени  великого  героя  древности  -  Гильгамеша  звучал  как  -мес;   схема
словообразования  аналогична  имени  Гермеса   и   несомненно   восходит   к
доиндоевропейскому названию Месяца - Луны на ущербе.
   Подтверждение вышепредложенной трактовки (Гермес - Ярый Месяц) находит  и
в древнеегипетской интерпретации образа Гермеса, который напрямую повлиял на
возникновение  культа  Бога  Тота  -  патрона  науки,   тайного   знания   и
интеллектуальной жизни. Египтяне также считали Тота Лунным Богом, изображали
его в виде лунного диска и именовали: "Месяц-Тот, Бог великий, владыка неба,
царь Богов". Впрочем, изображения Тота и вокализация  его  имени  претерпели
значительные изменения. Специалисты-египтологи до сих пор  спорят,  как  имя
Бога звучало на самом деле (русское Тот происходит от латинского  Thoth),  а
некоторые  египтологи  производят  его  от  коптского   слова,   означающего
"северный ветер", то есть соответствующего  греческому  Борею  (а  здесь  уж
прямая связь с Гипербореей). Дошедшие изображения Тота также весьма различны
- от канонического ибиса (позднейшая  версия)  до  сокола  (кобчика)  -  что
вполне соответствует и древнейшему тотемному смыслу, и астральной  традиции,
существовавшей по всему миру, - отождествлять небесные светила Солнце и Луну
с соколом. Кроме того, Тот-Сокол - несомненный носитель  архаичных  тотемных
пережитков и отголосков тех древнейших  времен,  когда  сокол  был  символом
многих  родоплеменных  структур  доиндоевропейских  и   досемитско-хамитских
этнических общностей. Между прочим, имя Тот неразрывно связано  с  греческим
theos, означающим, как хорошо известно, "Бог". Это доказал еще  Джамбаттиста
Вико (1668-1744), один из первых в Новое время применивший метод историзации
мифов. По-египетски имя Тота-Гермеса звучало Теут  и  именно  оно,  согласно
Вико, породило греческое theos.
   Сама  собой  напрашивается  аналогия  между  Гермесом-Тотом   -   творцом
календаря и русским владыкой годового цикла,  чей  образ  сохранил  Владимир
Даль. В народном представлении календарно-упорядоченная стихия представала в
виде  волшебного  Старика-годовика  с  его  световыми  птицами.  В  передаче
Владимира Даля народные поверья о хозяине циклического времени  предстают  в
следующем варианте. "Вышел старик-годовик. Стал он махать руками  и  пускать
птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый  раз
- и полетели первые три птицы. Повеял холод,  мороз.  Махнул  старик-годовик
второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях  показались
цветы. Махнул старик-годовик третий раз  -  полетела  третья  тройка.  Стало
жарко,  душно,  знойно.  Мужики  стали  жать  рожь.  Махнул   старик-годовик
четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул  холодный  ветер,  посыпался
частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые.  У  каждой  птицы  по
четыре крыла. В каждом крыле по семи  перьев.  Каждое  перо  тоже  со  своим
именем. Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет
светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно".
   То, что архаичный Яр-Мес был Божеством времени, отвечал за его круговорот
и управлял годичным циклом ("круглым годом"), подтверждает и лингвистический
факт: в немецком языке слово Jahr (созвучное русскому "яр") означает  "год".
Столь причудливым образом трансформировался образ верховного Бога  -  творца
мирового круговорота - в народном сознании. Функции Гермеса-Яра в дальнейшем
прослеживаются и у русского Ярилы - весеннего языческого Божества плодородия
с гипертрофированно подчеркнутыми мужскими половыми признаками.
   От имени Гермеса  произошло  название  "герма"  (переводится  как  "груда
камней", "каменный столб"). В  Древней  Греции  и  ее  колониях  существовал
тщательно   разработанный   ритуал   изготовления   герм    (рис.29).    Они
устанавливались на дорогах для  указания  расстояний  и  представляли  собой
закругленный  столбовидный  стержень  с  тщательно  обработанной  головой  и
подчеркнуто выраженным мужским половым органом - фаллосом в возбужденном или
спокойном состоянии. Гермами именовались и кучки камней различной величины и
имеющие пирамидальную форму. Знаток древнегреческой культуры Мартин Нильссон
следующим образом описывает их назначение. Когда кто-то проходил  мимо  кучи
камней, он, должно быть, добавлял к ней еще один камень, а если  на  вершине
этой кучи был поставлен большой камень, прохожий клал  туда  немного  еды  в
качестве приношения. Он делал это по традиции, не сознавая истинных  причин,
понимая только, что в этой куче камней и в большом камне на  верхушке  живет
Бог. Он называл этого Бога  Гермес,  по  названию  кучи  камней  (гермы),  в
которой тот обитал, а большой  камень  именовал  гермой.  Такие  гермы  были
хорошими ориентирами  для  путника,  идущего  безлюдной  дорогой  из  одного
селения в другое, и Боги - обитатели герм стали покровителями странствующих.
   Однако задолго до того, как прапредки эллинов переселились на Балканы,  и
пирамидальные кучи камней, и  каменные  столбы  (менгиры)  -  итифаллические
изваяния - устанавливались по всей территории Евразии (рис. 30) и  в  других
частях света  (рис.31).  Подобные  взметнувшиеся  к  небу  обработанные  или
нерукотворные камни, известные во всем мире, символизировали мужское  начало
и победу патриархата над матриархатом.  Сохранились  также  свидетельства  о
том, что древние кельты отправляли танцевально-оргиастический  культ  вокруг
каменных менгиров-фаллосов.
   Небольшие менгиры по сей день сохраняются и оберегаются  на  крестьянских
полях, где им приписывается вс„ тот же магический смысл, что  и  в  глубокой
древности. Даже  в  Марокко  один  французский  этнограф  зафиксировал  факт
почитания менгира. Торчащего посреди поля. При  этом  феллах  объяснил,  что
священное изваяние мужского детородного органа, посланное ему  самим  Богом,
обеспечивает оплодотворение поля и гарантию урожая: "...Когда Аллах  призвал
воду с небес [имеется в виду роса. - В.Д.], именно камни сохраняли  ее,  без
них это поле было бы таким  же  бесплодным,  как  дорога..."  А  во  Франции
известен стоячий камень, которому  и  по  сей  день  поклоняются  бесплодные
женщины, мечтающие обзавестись ребенком. При этом сам менгир именуется  так,
как  в  таких  случаях  и  полагается,  а  магический  ритуал  выражается  в
откровенно натуралистической форме: женщина должна потереться гениталиями  о
камень, и за многие тысячелетия бесчисленные паломницы отполировали  его  до
блеска.
   Целые комплексы менгиров были  открыты  во  время  экспедиции  Рерихов  в
Гималаи, Тибет и другие регионы Центральной Азии.  Так,  в  До-Ринге,  возле
соленого озера Пангонг, Рерих и его сын обнаружили значительный по  размерам

Страницы: «« « 21   22   23   24   25   26   27   28   29  30   31   32   33   34   35   36   37   38   39  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера