|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 » »» Александра Кондиайна, обосновавшего маршрут экспедиции Александра Барченко и
участвовавшего в ней в качестве астрофизика - отрывок из его дневника
приводится ниже): "Я много лет проработала на Русском Севере и знаю немало
гор, на вершине которых водружены огромные одиночные камни или же
упорядоченные нагромождения камней" (об этом она поведала автору в личной
беседе).
По всему миру - от Севера и до Юга - отмечено и сохранившееся суеверное
почитание камней. Известный французский этнограф и неутомимый путешественник
Мишель Пессель зафиксировал этот архаичный обычай у древних обитателей
Гималаев - народности минаро. Пессель считает, что именно у живущих
изолированно минаро в первозданном виде сохранились некоторые черты и обычаи
арийского пранарода. Вот что рассказывает французский ученый о культе камней
в своей книге "Золото муравьев" (рус. перевод - 1989 г.):
"Посреди поселка находился рассеченный камень, служивший местным жителям
объектом б жественного поклонения. Как известно, в старые времена в Европе
также поклонялись подобным камням. Во многих европейских странах по ним были
названы города и поселки. Каковы истоки этого культа? Некоторые предания
утверждают, что камни трескались не от мороза, а от удара молнии.
Вспоминаются в этой связи каменные топоры и наконечники стрел, упавшие, по
верованиям жителей Ладакха (а также и европейских народов), с неба во время
грозы. Рассеченный камень в Кончете был покрыт изображениями охотничьих
сцен. И здесь фигурировали горные козлы! Значит, все-таки эти рисунки имеют
культовое значение?"
Истинное назначение рукотворного нагромождения камней в виде пирамид -
особенно там, где соответствующие традиции утрачены - кажется загадочным и
необъяснимым. Такие кучки (пирамидки) встречаются повсюду и на Русском
Севере. Обнаруженные высоко в горах (как правило, на вершинах или перевалах,
но не только здесь), они внушают суеверное почтение и недоумение. Однако
разгадка достаточно проста, ибо культ пирамидальных каменных кладок в горах
известен по всему миру и хорошо изучен этнографами. (Другое дело, что для
северных рукотворных феноменов открытым остается вопрос: какой культуре и
какому времени они принадлежат). Функциональное же назначение подобных
памятников особых сомнений не вызывает. Оно символизирует единение человека,
достигшего определенной точки в горах, с самой покорившейся ему природой.
Сказанное наглядно подтверждает древний, но не утраченный поныне обычай,
свято соблюдаемый в Тибете. Это - культы ларце (плата за проход по дороге,
через перевал или по ущелью) и обо - куч камней, сложенных на перевалах (в
них втыкаются палки, привязываются веревки, которые проходящие украшают
цветными лоскутками и/или листками бумаги с молитвенными записями и
магическими рисунками. Каждый проезжающий или проходящий добавляет в такую
кучу свой камень (кость или ветку) и кричит: "Божества победили! Демоны
низвергнуты! Ки-ки! Со-со!". Последние междометия - древний боевой клич
тибетцев. Физическая высота при этом не играет решающей роли, главное, что
достигнута цель. Между прочим, по существующим тибетским повериям, всякая
гора олицетворяет мужское начало Мироздания, а озера, реки и другие водные
источники - женское. Сохранившийся тибетский обычай - ключ к пониманию
архаичных традиций других народов, связанных с поклонением камням и Богу
Камня.
В системе древнерусских и общеславянских верований коррелят античного
Гермеса - Чур - жил вполне самостоятельной жизнью, лишь по функциям своим и
смыслу напоминая о том давно прошедшем времени, когда происходило
первоначальное расщепление индоевропейских языков, этносов и культур.
П.А.Бессонов совершенно точно указывал на несомненный факт сходства между
русским заклинанием при объявлении личных прав на находку или добычу - "Чур
вместе!" и его древнегреческим смысловым эквивалентом, дословно переводимом
как "Гермес общий!". Между прочим, в старину у русских поморов "чурами"
звались каменные отмели (другими словами, здесь просматриваются "каменные
корни" понятия "чур"). Кроме того, по мнению специалистов-филологов, в
древности слово "чур" у восточных славян и болгар означало penis, что
равнозначно первоначально-исконному смыслу итифаллического культа Гермеса и
других подобных персонажей.
Так как Чур семантически тождественен Гермесу, это позволяет выявить
герметические мотивы в образе русского песенно-былинного молодца Чурилы
Пленковича. Естественно, Чурила - не прямая калька Бога Гермеса, а всего
лишь воспроизведение некоторых его наиболее характерных черт - как они
сохранились в памяти народа и трансформировались в беспамятстве поколений
(то есть с неизбежным искажением при устной передаче от старших к младшим).
В чем же проявляется герметическая сущность русского былинного героя?
Во-первых, в сохранившихся представлениях о Гермесе как летающем Боге. В
разных вариантах былины о Чуриле можно встретить такие характеристики:
Под ним травка-муравка не топчется,
Лазоревый цветочек не ломится...
Под пяты пяты воробей пролетел...
Эти и другие характеристики наводят на мысль, что Чурила не ходит по
земле, а летает невысоко над ней. Во-вторых, герметические черты Чурилы
проявляются в ярко выраженной сексуальности данного образа (по аналогии с
Богом Возбужденного Фаллоса - Гермесом и русским Ярилой). Не могут отвести
от Чурилы глаз ни молодые женщины, ни старухи. Девушки аж мочатся под себя
от вожделения (при этом в оригинале былины употребляется крепкое нецензурное
выражение). Не устояла перед сексуальными чарами Чурилы и сама княгиня
Апраксия. Прохождение Чурилы и его окружения перед восхищенной толпой вообще
весьма похоже на традиционное народное Ярилино шествие. В-третьих, в былинах
обнаруживаются черты Гермеса как Лунного Бога. Терем Чурилы описывается
следующим образам:
Да все в терему-де по-небесному,
Да вся небесная луна-де принаведена была...
В-четвертых, постоянно подчеркивается, что Чурила носит золотой колпак, похожий на головной убор Гермеса; к тому же перед ним еще и несут подсолнечник (это уже намек на светоносные особенности). Есть немало и других штрихов. Вообще появление Чурилы под Киевом напоминает загадку со многими неизвестными. Его утопающее в богатстве и роскоши становище вроде бы располагается чуть ли не за городской стеной и одновременно - неизвестно где. Какой-то неуловимый Китеж-град в другом измерении! Так-то оно и есть на самом деле, ибо в доживших до наших дней осколках былинного жизнеописания Чурилы-Гермеса совместились культурные пласты различных эпох и эпизоды из сказаний разного времени.
Почему же не называется само имя Гермеса? Потому, что в древнерусском
миропредставлении оно претерпело определенные изменения, в том числе и
языковые. Кроме того, подлинное имя эзотерического существа, тем более Бога,
по правилам магической и шаманской практики, не обязательно должно было
Страницы: «« « 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |