|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» От того же Святогора прочь богатыря
На ту гору на Палавонскую
А к тому старичку да было древнему,
Хоть бы древнему да темному:
- "Здраствуешь, престарыи да дедушка,
Древныи ты темныи!
Я привез тебе поклон да челом-битьице
От твоего сына любимого
От того же Святогора я богатыря:
Просит он прощеньица да вечного.
Как лег же в полощаницу он в огромную
Да во тот было во гроб во каменной,
Я оттуль не мог его повыздынуть.
Старик-великан отпускает грехи сыну, и Илья привозит "вечное прощеньице"
умирающему Святогору, который тут же и кончается. Но, оказывается, ездил
Илья к северной горе Палавонской по давно проторенной дорожке. Да и с отцом
Святогора он хорошо знаком, так как и ранее бывал у слепого исполина (слово
"темный", употребляемое в былине, означает "слепой"). Святогор когда-то сам
возил побратима Илью знакомить со своим отцом. Это случилось после того, как
богатыри сначала "поделили" Святогорову жену, а затем полноправный муж
отрубил ветреной супружнице голову. Собственно, это и стало причиной
кровного побратимства обоих богатырей. Как известно, Святогор всюду возил
свою красавицу жену в хрустальном ларце (рис.25), а во время отдыха выпускал
подышать свежим воздухом. Тут-то красавица и заприметила Илью Муромца и,
пока ее супруг спал, соблазнила встреченного богатыря (рис.26), а потом
спрятала его в карман к мужу. Конечно, вскорости вс„ обнаружилось, и
Святогор воздал каждому по содеянному - жена лишилась головы, а Илья Муромец
стал кровным братом.
Вот после всего случившегося Святогор и повез Илью к своему отцу,
которому было боязно даже подать руку. Потому-то Святогор и посоветовал
"крестовому брателку" протянуть отцу не руку, а раскаленный кусок железа.
Старик спокойно схватил железо, сдавил и проговорил: "Крепка твоя рука,
Илья. Хорош ты богатырек!". В данном случае нас интересует, так сказать,
интерьер первой встречи Ильи с отцом Святогора. Где можно раскалить кусок
железа? Есть только одно пригодное место - кузница. Следовательно, Святогор
и, тем более, его безымянный отец (в некоторых былинах содержится намек на
его имя - Колыван, несомненно восходящее к имени доиндоевропейского
Солнцебога Коло-Коляды), причастны к священному месту многих древних мифов -
волшебной кузнице и ее обитателям - ковачам, свирепым и негостеприимным -
как характеризовал их Прометей у Эсхила, очерчивая несчастной беглянке Ио
путь с Севера на Юг. Такие древнейшие кузницы воссоздаются и в одном
архаичном древнерусском заговоре, где поминается фольклорный коррелят
Северной прародины - Остров Буян: "На море на Окияне, на острове на Буяне
стоят три кузницы. Куют кузнецы на четырех станках".
Сакральная кузница почти что роковым образом привязана к циклу былин о
Святогоре, о чем свидетельствует также и сказание о его женитьбе. Текст
сохранился только в прозаическом пересказе; в нем место действия поделено
между Сиверными (Северными) горами, где находится волшебная кузница,
Поморским царством, где живет невеста богатыря-исполина (на Севере оно может
располагаться только на берегу Ледовитого океана или его морей), и Святыми
(Светлыми, то есть Подсолнечными) горами, где живет сам исполин. А
начинается сказ со знаменитой встречи Святогора с Микулой Селяниновичем и
его сумочкой переметной. Хранилась в ней тяга земная, да не далась она
Святогору: как ни тужился великан - не смог даже приподнять той сумы.
Захотел он тогда узнать про свою судьбу и что ему на роду написано.
Микула предсказывать ничего не стал, но зато подсказал, что надобно
делать. Далеко на Северных горах "под великим деревом" (отголосок мировой
легенды о Космическом древе) стоит кузница, в ней кузнец-провидец кует два
тонких волоса и знает все про судьбу каждого (знаменитый общеславянский
всезнающий Дед Всевед). Добрался Святогор до вещего ковача, тот ему все и
поведал. В Поморском царстве найдет богатырь свою суженую, она вот уже как
тридцать лет "лежит в гноище", покрытая коростой. Нашел Святогор ту
страдалицу - тело от струпьев, что "кора еловая". Подумал: "На что нужна
такая жена". Ударил ее мечом в грудь и ускакал. Хорошо, что денег не забыл
оставить. А девица тем временем очнулась и превратилась в неописуемую
красавицу. На деньги, оставленные вероломным женихом, разбогатела и поплыла
"по славну по синю морю" к "городу великому" на Светлых горах, где и нашла
Святогора. Тот ее не узнал, но тотчас же влюбился, и в урочный час стала
красавица его женой. А как повел богатырь новобрачную к супружескому ложу да
увидал шрам-рубец от своего же меча, то сразу обо всем догадался и, главное,
понял: не уйти никуда от своей судьбины.
Кузнецы, по древней мифологической традиции, как правило, наделены
космогоническими чертами. Классический пример - северный ковач Ильмаринен из
карельских рун и финских песнопений, соединенных впоследствии в связный и
литературно обработанный текст "Калевалы" (к ее анализу мы далее обратимся
специально). Как и небесные кователи других мифологий, Ильмаринен выковывает
небесный свод, звезды, солнце, месяц, а также плуг и меч. Многие события
карело-финского эпоса происходят в далекой и таинственной северной стране
Похь„ле (эпическое название Лапландии) - одновременно и враждебной героям, и
средоточия всех культурных и материальных благ.
Аналогия между небесным кузнецом Ильмариненом и сюжетной линией "Илья
Муромец - отец Святогора" не случайна. Не случайна и созвучность имен Илья -
Ильмаринен. Последнее - от финского ilma - "воздух", "небо" (Праматерь
калевальского космоса и калевальских богатырей зовут Ильматар - Дочь Неба).
Русский богатырь из города Мурома носит христианизированное имя библейского
происхождения; от имени пророка Илии, означающее "мой Бог" и восходящее к
другим именам древних семитских Богов: угаритский Илу (также звали и
древнейеменского верховного Бога), финикийский Крон - Эл и др. По-аккадски
(например, в "Эпосе о Гильгамеше") ilu также означает Бог. Данный корень
фигурирует и в индоевропейской мифологии: Ила - ведийская Богиня жертвенного
возлияния и молитвы, Иллуянка - хеттский дракон, победивший Бога грозы, и
др. Наконец, нельзя не заметить, что в исконном названии легендарной Трои -
Илион присутствует все тот же корень "ил".
Таким образом, совершенно очевидно, что корневая основа "ил" имеет
фундаментальное значение в индоевропейской, финно-угорской и семитской
мифологии и восходит к той эпохе, когда между соответствующими
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |