Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

и "дан" (ср.: "данный")  -  в  таком  случае  Зардан  сродни  имени  Богдан.
Думается,  однако,  что  различие  между  обоими  подходами  условно,   если
обратиться к теории единого происхождения языков мира; впрочем, общая основа
наверняка отыщется уже в  общеиндоевропейских  корнях.  Но  пусть  продолжит
летописец:

   "Князем бо скифским Словену и Русу мудростию и храбростию  в  роде  своем
всех превозшедшим, и начаша размышляти с поддаными своими  премудре,  рекоша
же сице: или толико всея вселенныя, иже под нами ныне, еда несть  во  жребии
праотца нашего Афета  еще  земли  благи,  и  ко  вселению  человечу  угодны,
слышахом от отец своих, яко благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета
частью земли всего западнаго и севернаго и полунощнаго ветров  и  ныне  убо,
братие и друзи, послушайте  совета  нашего:  оставим  далече  вражду  сию  и
несогласие, иже ныне тесноты ради творится в нас и подвигнемся убо и идем от
земли сея, и от рода нашего и пойдем по  вселенней  света  сущей  во  жребии
прадед наших, идеже нас преведет  счастие  и  благословение  прадеда  нашего
Афета, и подаст нам землю доброплодну и в обитование нам и родом нашим.
   И люба бысть речь сия Словенова и Русова всем людем, и  вси  яко  едиными
усты реша:  благ  совет  князей  наших,  и  добра  речь  и  чюдна  премудрых
держателей наших. И бысть в лета от Адама 3099 Словен и Рус  с  роды  своими
отлучишася от Евксинопонта и идоша от роду  своего,  и  от  братий  своея  и
ходжаху по странам вселенныя, яко острокрилати орли прелетаху сквозь пустыни
многи, имуще себе места благо приятна, и во многих местах почиваху мечтующе,
но нигде не обретоша  вселения  по  сердцу  своему,  14  лет  пустыя  страны
обхожаху, дондеже дошедше езера некого велика Мойска зовомого, последи же от
Словена Илмер проименовася во имя  сестры  их  Илмери,  и  тогда  волхование
повеле им быти населником места того".

   Далее следует подробное изложение легенды об  основании  города  Великого
Словенска на Волхове,  на  месте  которого  впоследствии  отстроили  Великий
Новгород. Подобные предания "о корнях и истоках" были  когда-то  чрезвычайно
популярны  на   Руси   и   породили   вереницу   апокрифических   сочинений.
Насчитывается около ста списков "повестей", вроде процитированной. Однако их
публикация,  исключительно  важная  для  понимания  русской  предыстории   и
становления национального самосознания, всячески тормозится.  Многие  ученые
вообще считают их продуктом чистого сочинительства.  Сидел  якобы  некто  (и
откуда такой прозорливец взялся?), глядел  в  потолок  и  от  нечего  делать
сочинял, что в голову придет, а  другие  потом  у  него  списали.  Так  ведь
получается? Но  нет!  Безымянные  авторы  допетровской  эпохи,  вне  всякого
сомнения, опирались на какие-то  не  дошедшие  до  нас  источники  (если  не
письменные, то устные) и, подобно Нестору-летописцу, органично включали их в
ткань своих исторических сочинений.
   Кстати,  правильность  событий,  излагаемых  в  крамольных  летописцах  и
хронографах, подтверждает и Иоакимовская летопись, в пересказе включенная  в
"Историю  Российскую"   В.Н.Татищева.   Подлинность   утраченной   летописи,
названной так по имени первого новгородского епископа Иокима, у специалистов
не вызывает сомнений. Тем  не  менее  сообщаемые  в  ней  факты,  касающиеся
русской истории до "призвания варягов",  в  упор  не  замечаются  официозной
наукой: ни в учебниках, ни в энциклопедиях (за малым исключением)  не  найти
имен Словена, его ближних и дальних предков - Вандала, Буривого, Гостомысла,
Умилы. Для решения проблем истории и предыстории  громадное  значение  имеет
сообщение Иоакимовской летописи о доваряжском государственном  строительстве
на территории Русского Севера:

   "Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и  облада  всю
Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вои погуби,
едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый  крепце  устроенный,
иде же князи подвластнии побываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги  же,  абие
пришедше град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на  словяны,
русь и чудь".

   Бярмия и Бярма - страна и город на острове, о которых здесь идет  речь  -
одно из древних наименований северных территорий России - до Полярного Урала
и  дальше.  ("Бьярмия",  "Биармия"  -  таково  современное  написание  этого
древнего  топонима,  искаженного  автохтонного  названия  Перми).  Известный
шведский историк Олаус Магнус (1490-1557) в  самом  знаменитом  своем  труде
"История северных народов" так определяет границы обширного северного  края,
включающего и Лапландию:

   "Биармия - северная область, зенитом которой служит сам Северный полюс, а
его  горизонт  составляет  равноденный  и  равнонощный  [то  есть   Северный
полярный. - В.Д.] круг, который разрезая и разделяя  Зодиак  на  две  равные
части, делает так, что половина года составляет там один день,  а  другая  -
ночь; таким образом, год в этой стране длится  один  естественный  день  [то
есть - сутки. - В.Д.]".

   Исторические  предания,  затрагивающие  невообразимые   глубины   русской
истории, были чрезвычайно живучи и популярны  в  народной  среде.  Известный
собиратель северного русского фольклора  и  публикатор  знаменитых  3-томных
"Причитаний  Северного  края"  Елпидифор  Васильевич  Барсов  (1836-1917)  к
немалому  удивлению  своему  записал  в  середине  прошлого  века  в  глухой
Олонецкой деревне оригинальное известие о князе Рюрике и его исконно русском
происхождении. Оказывается, подлинное имя Рюрика было Юрик  и  явился  он  в
Новгород  из  Приднепровья.  Новгородцы  "залюбили"  его   за   ум-разум   и
согласились, чтобы он  стал  "хозяином"  в  Новограде.  (Р)Юрик  наложил  на
каждого новгородца поначалу небольшую дань,  но  затем  стал  постепенно  ее
увеличивать, пока не сделал ее невыносимой (что впоследствии усугублялось  с
каждым новым правителем). Первые летописцы, упоминавшие имя  Рюрика,  также,
скорее всего, опирались на  какие-то  устные  известия.  Постепенно  исконно
русское имя Юрик, помянутое в северорусском предании, оваряжилось.
   Впрочем, есть все основания  полагать,  что  летописные  варяги,  ставшие
первопричиной пресловутой "норманской теории", на самом деле  были  никакими
не скандинавами, а славяно-русским  воинским  объединением.  Именно  поэтому
Нестор  упорно  именовал  их  русью   в   смысле   этнической   и   языковой
принадлежности ("зваху тьи варязи русь"); от них пошло и название  Руси  как
государства ("от  тех  варягъ  прозвася  Русская  земля").  При  этом  особо
подчеркивается: русский язык - славянский,  а  славяне-новгородцы  род  свой
ведут от варягов ("ти суть людье ноугородьци от рода  варяжьска,  прежде  бо
беша  словени").  Чтобы  это  значило,  если  не  мудрствовать   лукаво,   а
воспринимать текст как есть? Только одно: варяги изначально были русскими  и

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера