|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Это связано с
вселенским обличием смерти (как ее понимали наши предки). Смерть отдельного
человека - странное, но в общем-то частное дело. Гораздо значительней
смертное начало в Природе: смерть света, Солнца, дня и наступление ночи;
смерть животворных времен года - весны, лета, осени - и наступление зимы.
Морена как раз и олицетворяла такое всеобщее умирание в природе. Но она не
могла выступать в роли необратимой судьбины, ибо на смену ночи всегда
приходит новый день, всегда всходило Солнце, а после холодной зимы опять
наступает весна. Морена - воплощение смерти, сама такой смерти избегнуть не
могла.
Считалось также, что смерть Смерти (Морены) можно было ускорить с помощью
огня и света и в конечном счете победить. Люди всегда старались участвовать
в этой космической битве жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла. Древние
магические обряды, сопровождавшие народные праздники, - лучшее тому
свидетельство. Один из самых древних, красочных и сохранившийся в основных
чертах доныне праздник Ивана Купалы еще сравнительно недавно сопровождался
изготовлением соломенного наряженного чучела, которое так и нарекалось -
Мореною. Морена сжигалась в священных купальских кострах, через которые
обязаны были перескочить все участники купальского праздника. Чем выше
прыжок (чем ближе к небесно-космическим высотам), тем действеннее сила огня,
передаваемая человеку и оберегающая его от смерти, болезни, нечистой силы и
прочих напастей. В ряде областей Морена заменялась деревом Марины, вокруг
которого совершались купальские обряды. То, что пугающее и не для всех
знакомое имя Морены переиначивалось на более знакомую Марину, в порядке
вещей. Но при этом Марина не утрачивала своей злокозненной и смертоносной
сущности, о чем, кстати, свидетельствуют былина о Добрыне Никитиче и злой
девке Маринке (ранее бывшей, скорее всего, Мореною).
С Мореною-смертью, с Мореною-мороком (ночью) связаны и светлые солнечные
праздники встречи Весны. Здесь ненавистнице жизни также уготавливается
сжигание. В весенних календарных обрядах Морена выступает еще в одном своем
смертоносном обличии - в виде зимы, мороза. Древнерусская форма слова
"мороз" - "мразъ", от него более широкое понятие - "мразь" - не только в
смысле "мерзости" - слово того же корня - но и в смысле природно-погодной
характеристики (ср. "изморозь", "моросить"). Сжигание Морены в виде
соломенного чучела происходило и на Масленицу. Древние языческие корни этого
буйного и веселого праздника не только в огненном действе, но и в массовом
поедании блинов, символизировавших Солнце: тем самым кажный человек как бы
приобщает себя к космическо-солярной природе, часть которой он просто-таки
физическим образом растворял в себе. Во время огненных действ существовал
также обычай (неповсеместный) катать зажженные колеса, которые также
символизировали горящее Солнце:
Покотилось колесо с Новгорода,
С Новгорода и до Киева,
С Киева ко Чернoму морю,
К Черноморью ко широкому,
К широкому ли, к глубокому,
Колесо, гори-катись,
С весной красной вернись.
Соломенные и деревянные чучела, олицетворяющие древних славянорусских
Богов, сжигались и в процессе других народных праздников. К наиболее
известным относятся праздники Костромы (женское воплощение плодородия) и
Ярилы (мужское воплощение плодородия). Оба праздника связаны с весенним
пробуждением, летней победой Солнца и света над зимним холодом и мраком, с
животворящими процессами в природе. Как и в купальских празднествах, огонь
играет здесь центральную роль. Имя Кострома вроде бы само указывает на свое
происхождение - Костровая (мать?), хотя в самом обряде чучело Костромы чаще
всего топится в реке или разрывается на части.
Еще сравнительно недавно в русских деревнях практиковался архаичный обряд
отпугивания Смерти-Мораны, неоднократно описанный этнографами. В урочную
ночь старые и молодые женщины, вооруженные метлами, кочергами, ухватами и
прочей утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкрикивали
проклятия в адрес Мораны. Обряд этот связан с поминовением умерших
родственников на Радуницкой неделе, которая начинается, как известно, с
воскресного дня, именуемого Красной горкой и открывающего начало весенних
поминок и одновременно - предстрадных свадеб. Необычное название - Красная
горка - не правда ли? Откуда такое? Да все оттуда же - из далекой Полярной
Прародины. Красная горка - ритуально-обрядовый символ [Пре]красной горы Меру
- олицетворения торжества Жизни над Смертью и вечного круговорота умирания и
воскрешения. Исконно русское слово "мор" ("смерть"), по корневой основе
полностью совпадает с латинским mors, mortis и с древнегреческим "морос",
также означающим "смерть" (и, кроме того, "часть", "жребий", "судьбу"). Ну,
а слово, которым эллины называли смерть, по вокализации своей абсолютно
идентично русскому слову "мороз" (в живой речи произносится с глухим "с" на
конце).
В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара (рис.13) - Божество,
персонифицирующее зло и вс„, что приводит к смерти живые существа. У Мары
древнейшая (добудистская) родословная. Но после рождения Будды злокозненный
демон превратился в гланого антагониста и искусителя царевича Гаутамы,
которого безуспешно пытался победить с помощью несметного воинства темных
сил, олицетворяющих ад:
С четырех сторон уродство.
Над собою изогнувшись,
Тело рвут свое на части.
Эти жрут его сполна.
С четырех сторон окрестных
Изрыгают дым и пламя,
Вихри, бури отовсюду,
Сотрясается гора.
Пар, огонь и ветер с пылью
Тьму, как деготь, созидают,
Смоляные дышат мраки,
Вс„ невидимо кругом... Асвагоша. Жизнь Будды.
Обращение к этому исключительно популярному на Востоке образу позволяет
сделать еще один интересный шаг. Откроем 3-й выпуск ценнейшего 11-томного
издания "Тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями".
Его автор - Юрий Николаевич Рерих (1902-1960). Но к изданию словаря
Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |