|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» ряд не дошедших до наших дней первоисточников, Орбини рисует панорамную
картину древнейшей общеславянской истории, доказывает северное происхождение
славянских племен, исход их из Скандинавии, а также первоначальное языковое
и культурное единство с такими народами, как готы, вандалы, аланы, авары,
даки, шведы, финны, норманы, фракийцы, иллирийцы и др. Русскому читателю
основополагающий труд Орбини вполне доступен: в 1722 году он был переведен
по личному указанию Петра 1 и издан под названием "Книга Историография
початия имене, славы и расширения народа славянского...".
К вопросу о роли Моска в русской истории сочувственно относились два
великих россиянина, с которых, собственно, и начинается отечественная
историческая наука, - Василий Никитич Татищев (1686-1750) и Михаил
Васильевич Ломоносов (1711-1765). Еще более скрупулезно данная проблема
проанализирована Василием Кирилловичем Тредиаковским (1703-1769) в обширном
историческом труде с подробным, в духе XVIII века, названием: "Три
рассуждения о трех главнейших древностях российских, а именно: I о
первенстве словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов,
III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка" (СПб, 1773). В этом
незаслуженно забытом трактате только вопросу о Мосохе (Моске) как прапредке
московитов-москвичей посвящено не менее двух десятков страниц. Вывод таков:
"...Рос-Мосх есть праотец как россов, так и мосхов... Рос-Мосх есть едина
особа, и, следовательно, россы и мосхи суть един народ, но разные
поколения... Рос есть собственное, а не нарицательное и не прилагательное
имя, и есть предимение Мосхово".
Тредиаковский, как никто другой, имел право на вдумчивый
историко-лингвистический и этимологический анализ вышеочерченных проблем.
Всесторонне образованный ученый и литератор, обучавшийся не только в
московской Славяно-греко-латинской академии, но также в университетах
Голландии и парижской Сорбонне, свободно владевший многими древними и новыми
языками, работавший штатным переводчиком при Академии наук в
Санкт-Петербурге и утвержденный академиком по латинскому и русскому
красноречию, - выдающийся отечественный просветитель стоял вместе с
Ломоносовым у истоков русской грамматики и стихосложения и явился достойным
продолжателем Татищева в области русской истории.
Помимо завидной эрудиции, Тредиаковский обладал редким даром, присущим
ему как поэту, - чувством языка и интуитивным пониманием глубинного смысла
слов, что неведомо ученому-педанту. Так, он решительно поддержал и развил
мнение, упомянутое еще у Татищева, о русскости древнегреческого наименования
"скифы". В соответствии с нормами греческой фонетики эта слово произносится,
как "скит[ф]ы". Второй слог в греческом написании слова "скифы" начинается с
"теты" - ( в русском озвучивании она произносится и как "ф", и как "т", -
причем в течение времени произношение звука менялось. Так, заимствованное из
древнегреческого языка слово "театр" до XVIII века звучало как "феатр", а
слово "теогония" ("происхождение Богов") еще недавно писалось "феогония".
Отсюда же расщепление звучания в разных языках имен, имеющих общее
происхождение: Фе[о]дор - Теодор, Фома - Том[ас]. До реформы русского
алфавита в его составе (в качестве предпоследней) была буква "фита" - (,
предназначенная для передачи заимствованных слов, включающих букву "тета". И
слово "скифы" в дореволюционных изданиях писалось через "фиту".
В действительности же "скит" - чисто русский корень, образующий
лексическое гнездо со словами типа "скитаться", "скитание". Следовательно,
"скифы-скиты" дословно означают: "скитальцы" ("кочевники"). Известный в
прошлом археолог и историк русского права Дмитрий Яковлевич Самоквасов
(1843-1911) также отстаивал скифское происхождение русского народа, а
прародину славяноруссов именовал Древней Скитанией. Естественно, речь должна
идти не об одном только русско-скифском родстве, но и о генетическом
единстве множества народов, населявших в древности просторы Евразии.
Вторично, в качестве позднейшего заимствования из греческого языка, где оно
служило названием пустыни, общая корневая основа "скит" вновь вошла в
русское словоупотребление в смысле: "отдаленное монашеское убежище" или
"старообрядческий монастырь".
Ломоносов по поводу вопроса: можно ли именовать Мосоха прародителем
славянского племени вообще и русского народа в частности - высказался гибко
и дипломатично. Великий россиянин не принял бесповоротно, но и не отверг
категорически возможности положительного ответа, оставляя "всякому на волю
собственное мнение". Аналогичным образом было расценено и предположение о
вероятном родстве московитов-славян с Геродотовым племенем месхов,
оказавшихся в конечном счете в Грузии. Что касается самой Геродотовой
"Истории", то ее авторитет для раскрытия генетических корней русского
племени Ломоносов считал непререкаемым. В концентрированном виде такое же
понимание впоследствии сформулировал другой выдающийся русский историк -
Иван Егорович Забелин (1820-1909) в своем 2-томном капитальном труде
"История русской жизни с древнейших времен":
"...Никакая отрицающая и сомневающаяся... критика не может отнять у
русской истории истинного сокровища, ее первого летописца, которым является
сам Отец истории - Геродот".
Ныне представление о прямом родстве славяноруссов со скифами и другими
древними народами Евразии считается не иначе как наивным. Между тем позиция
Татищева - Ломоносова - Забелина может быть существенно подкреплена за счет
аргументов, заимствованных из исторического языкознания, мифологии и
фольклора.
Мифология - всегда мистифицированная и опоэтизированная история. Причем
мистификация происходит без всякого злого умысла - вполне естественным
путем. При передаче сведений от поколения к поколению в условиях отсутствия
письменности (если не выработаны специальные приемы сохранения информации)
первоначальные сведения подвергаются неизбежному и непроизвольному
искажению. К тому же в течение веков и тысячелетий этносы (а вместе с ними
роды, племена, семьи) распадаются, переселяются с одной территории на
другую, а то и вовсе исчезают с лица Земли. Да еще войны и социальные
перевороты. Да еще идеологическая или религиозная цензура. Да еще поэты и
художники поприбавят. В результате факты и превращаются в мифы.
Значит ли все сказанное, что мифы - сплошная выдумка? Ничуть! Они вполне
поддаются научному анализу и реконструкции первоначального смысла. В
мифологических сюжетах и образах закодированы и реальные события далекого
прошлого, и отголоски стародавних общественных отношений и норм поведения, и
представления о мироздании и его законах, и память о катастрофах в истории
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |