Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

более - в прошлом или позапрошлом веке. Точно так же спустя некоторое  время
и на лучшие нынешние учебники (а равно - энциклопедии и  справочники)  будут
глядеть, как на допотопный анахронизм.
   Человек вообще не может жить без  мифологии.  По  самой  сути  своей,  по
устроению, так сказать, сознания и механизму познавательного процесса  он  -
существо мифологичное: Homo mythicus  -  Человек  мифологичный.  В  духовной
сфере его жизни  мифологично  вс„  -  мораль,  любовь,  политика,  идеология
(последняя к тому же еще и  утопична).  Всякая  идея  мифологична  по  своей
природе, сути и направленности.  В  этих  своих  ипостасях  она  и  помогает
человеку выжить, приспособиться, создать иллюзию комфортности.  То  же  и  в
науке: нередко принимаемое за истину оказывается мифологией чистейшей  воды.
Оглянитесь еще раз назад и взгляните на теоретическую науку прошлых веков  с
точки зрения современных догм.  По  большей  части  ничего,  кроме  руин  не
оправдавших себя идей там не обнаружится. Точно также будет расцениваться  и
современная наука с позиций 111 тысячелетия и всех последующих.
   Безусловно, как существуют научные факты  и  истины,  так  были,  есть  и
всегда будут их правильные истолкования, а также новые эпохальные открытия -
все, что составляет гордость  человеческой  цивилизации  и  обеспечивает  ее
непрерывный социальный и научно-технический прогресс.  Тем  не  менее  общее
количество незыблемых истин, отвоеванных  человеком  у  бесконечно-неведомой
природы, более чем ограничено, и обретение их никогда не завершится. В этом,
собственно, и состоит суть и смысл научного познания. Все остальное -  мифы,
беллетристика и околонаучные легенды.
   Таким образом, всякий миф, фольклорный образ, имеют под  собой  такое  же
реальное основание, как  и  научный  факт.  И  заложенный  в  обычных  мифах
первоначальный смысл поддается  строго  научному  анализу  и  реконструкции.
Итальянский   фольклорист   Джузеппе   Питре    (1843-1916)    проницательно
напутствовал всех, кто прикасается к  неисчерпаемой  сокровищнице  народного
творчества и народной памяти:

   "Философ, законодатель, историк - всякий, кто хочет понять свой народ  до
конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а  также  к
его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом  всегда  стоит  его
значение, за буквенным смыслом - смысл тайный, аллегорический, под  странным
пестрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций".

   Все сказанное относится и к закодированным  в  мифологических  сюжетах  и
образах сведениям о  реальных  событиях  далекого  прошлого,  о  стародавних
общественных отношениях и нормах поведения, об  устройстве  мироздания,  его
происхождении и законах, о катастрофах  и  великих  переселениях,  о  тайнах
русского народа и загадках Русского Севера.

         Взглянем под данным углом зрения и  поначалу  бегло  на  такое  бесценное
сокровище  русской  культуры,  как  северные  былины.   Сами   сказители   и
былинопевцы никогда  так  их  не  именовали.  Исконное  название  древнейших
эпических текстов - старины. Существовали  они  всегда,  но  записаны  были,
главным образом, в Х1Х - начале  ХХ  веков.  Русские  подвижники-собиратели,
объездив и обходив все глухие  уголки  Русского  Севера,  проникли  в  такие
невообразимые  глубины  русской  культуры   и   выявили   такой   необъятный
фольклорный  материал,  что  осмысливать  его  хватит  не  одному  поколению
(рис.24). Не  случись  такого  счастья  -  целый  пласт  русского  народного
творчества мог бы погибнуть безвозвратно, как Атлантида и Гиперборея. И  без
того до  наших  дней  дожили  лишь  скромные  останки  некогда  необозримого
былинного континента.
   Русские былины - кладезь народной памяти. В  них  отражены  все  основные
вехи русской истории и предыстории. Еще в прошлом веке  бушевали  нешуточные
страсти вокруг  вопроса  о  смысле  былин,  источниках  их  происхождения  и
событиях, в них отображенных. В веке нынешнем  страсти  понемногу  улеглись.
Под   воздействием   вненаучных   факторов   в   учебниках,   энциклопедиях,
справочниках, большинстве монографий и популярных  книг  как-то  сама  собой
утвердилась обедненно-односторонняя точка зрения,  согласно  которой  былины
так называемого киевского  цикла  (за  исключением  разве  что  сказаний  об
архаичных богатырях - Святогоре, Волхве Всеславьевиче и Микуле Селяниновиче)
отражают  исторический  период  от  крещения  Руси  равноапостольным  князем
Владимиром  до  татаро-монгольского  нашествия,  а  былины  так  называемого
новгородского цикла  воспроизводят  в  эпической  форме  повседневную  жизнь
разных народных слоев той же и еще более поздней эпохи. На самом деле не так
все просто. События последнего тысячелетия (начиная с  Владимира  Святого  и
даже Олега Вещего), угадываемые в былинах, - всего лишь обрамление,  фон  да
еще позднейшие дополнения сказителей. Истинное же содержание былин относится
ко временам на порядок более ранним, включая как предысторию самого русского
народа,   так   и   предысторию   тех   протославянских,    протогерманских,
протокельтских, протогреческих, протороманских и т.п. протоплемен, когда все
они  находились   в   составе   постепенно   распадающейся   индоевропейской
этнической, языковой и культурной общности.
   Считается, что  былины  так  называемого  Киевского  цикла  о  знаменитых
русских богатырях - были созданы близ Киева же, а  затем  распространены  на
Север, где и сохранились чуть ли не  до  наших  дней.  А  на  родине  своего
рождения былины эти  были  якобы  утрачены.  Это  маловероятно.  Если  самые
древние, наполовину языческие песни и сказки на территории бывшей Киевской и
Галицкой Руси живы до сих пор, то  почему  исчезли  былины?  А  может,  так:
былины (старины) - за малым  исключением,  возникли  как  песенные  рассказы
северян о том, что происходит на юге России? Свидетели тех событий приходили
на Русский Север и напевно рассказывали о виденном  и  слышанном.  С  другой
стороны, северные былины, а точнее - старины, содержат множество намеков  на
незапамятные времена. Многие из  этих  намеков  перекочевали  из  древнейших
устных преданий, передававшихся из уст в уста и  постепенно  переиначившихся
на новый лад.
   Возьмем для примера типичный былинный текст,  записанный  А.Д.Григорьевым
на рубеже прошлого и нынешнего  веков  в  деревенской  глуши  от  55-летнего
крестьянина В.Я.Тяросова на реке Мезень в  Архангельской  губернии.  Старина
повествует о дозоре на заставе богатырской и бое Ильи Муромца с не  узнанным
сыном. Вот как она начинается:

   На горах, горах дак было на высоких,
   Не на шоломя было окатистых -
   Там стоял-то ноне да тонкий бел шатер,
   Во шатре-то удаленьки добры молодцы:

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера