|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» более - в прошлом или позапрошлом веке. Точно так же спустя некоторое время
и на лучшие нынешние учебники (а равно - энциклопедии и справочники) будут
глядеть, как на допотопный анахронизм.
Человек вообще не может жить без мифологии. По самой сути своей, по
устроению, так сказать, сознания и механизму познавательного процесса он -
существо мифологичное: Homo mythicus - Человек мифологичный. В духовной
сфере его жизни мифологично вс„ - мораль, любовь, политика, идеология
(последняя к тому же еще и утопична). Всякая идея мифологична по своей
природе, сути и направленности. В этих своих ипостасях она и помогает
человеку выжить, приспособиться, создать иллюзию комфортности. То же и в
науке: нередко принимаемое за истину оказывается мифологией чистейшей воды.
Оглянитесь еще раз назад и взгляните на теоретическую науку прошлых веков с
точки зрения современных догм. По большей части ничего, кроме руин не
оправдавших себя идей там не обнаружится. Точно также будет расцениваться и
современная наука с позиций 111 тысячелетия и всех последующих.
Безусловно, как существуют научные факты и истины, так были, есть и
всегда будут их правильные истолкования, а также новые эпохальные открытия -
все, что составляет гордость человеческой цивилизации и обеспечивает ее
непрерывный социальный и научно-технический прогресс. Тем не менее общее
количество незыблемых истин, отвоеванных человеком у бесконечно-неведомой
природы, более чем ограничено, и обретение их никогда не завершится. В этом,
собственно, и состоит суть и смысл научного познания. Все остальное - мифы,
беллетристика и околонаучные легенды.
Таким образом, всякий миф, фольклорный образ, имеют под собой такое же
реальное основание, как и научный факт. И заложенный в обычных мифах
первоначальный смысл поддается строго научному анализу и реконструкции.
Итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843-1916) проницательно
напутствовал всех, кто прикасается к неисчерпаемой сокровищнице народного
творчества и народной памяти:
"Философ, законодатель, историк - всякий, кто хочет понять свой народ до
конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к
его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегда стоит его
значение, за буквенным смыслом - смысл тайный, аллегорический, под странным
пестрым одеянием сказки кроется история и религия народов и наций".
Все сказанное относится и к закодированным в мифологических сюжетах и
образах сведениям о реальных событиях далекого прошлого, о стародавних
общественных отношениях и нормах поведения, об устройстве мироздания, его
происхождении и законах, о катастрофах и великих переселениях, о тайнах
русского народа и загадках Русского Севера.
Взглянем под данным углом зрения и поначалу бегло на такое бесценное
сокровище русской культуры, как северные былины. Сами сказители и
былинопевцы никогда так их не именовали. Исконное название древнейших
эпических текстов - старины. Существовали они всегда, но записаны были,
главным образом, в Х1Х - начале ХХ веков. Русские подвижники-собиратели,
объездив и обходив все глухие уголки Русского Севера, проникли в такие
невообразимые глубины русской культуры и выявили такой необъятный
фольклорный материал, что осмысливать его хватит не одному поколению
(рис.24). Не случись такого счастья - целый пласт русского народного
творчества мог бы погибнуть безвозвратно, как Атлантида и Гиперборея. И без
того до наших дней дожили лишь скромные останки некогда необозримого
былинного континента.
Русские былины - кладезь народной памяти. В них отражены все основные
вехи русской истории и предыстории. Еще в прошлом веке бушевали нешуточные
страсти вокруг вопроса о смысле былин, источниках их происхождения и
событиях, в них отображенных. В веке нынешнем страсти понемногу улеглись.
Под воздействием вненаучных факторов в учебниках, энциклопедиях,
справочниках, большинстве монографий и популярных книг как-то сама собой
утвердилась обедненно-односторонняя точка зрения, согласно которой былины
так называемого киевского цикла (за исключением разве что сказаний об
архаичных богатырях - Святогоре, Волхве Всеславьевиче и Микуле Селяниновиче)
отражают исторический период от крещения Руси равноапостольным князем
Владимиром до татаро-монгольского нашествия, а былины так называемого
новгородского цикла воспроизводят в эпической форме повседневную жизнь
разных народных слоев той же и еще более поздней эпохи. На самом деле не так
все просто. События последнего тысячелетия (начиная с Владимира Святого и
даже Олега Вещего), угадываемые в былинах, - всего лишь обрамление, фон да
еще позднейшие дополнения сказителей. Истинное же содержание былин относится
ко временам на порядок более ранним, включая как предысторию самого русского
народа, так и предысторию тех протославянских, протогерманских,
протокельтских, протогреческих, протороманских и т.п. протоплемен, когда все
они находились в составе постепенно распадающейся индоевропейской
этнической, языковой и культурной общности.
Считается, что былины так называемого Киевского цикла о знаменитых
русских богатырях - были созданы близ Киева же, а затем распространены на
Север, где и сохранились чуть ли не до наших дней. А на родине своего
рождения былины эти были якобы утрачены. Это маловероятно. Если самые
древние, наполовину языческие песни и сказки на территории бывшей Киевской и
Галицкой Руси живы до сих пор, то почему исчезли былины? А может, так:
былины (старины) - за малым исключением, возникли как песенные рассказы
северян о том, что происходит на юге России? Свидетели тех событий приходили
на Русский Север и напевно рассказывали о виденном и слышанном. С другой
стороны, северные былины, а точнее - старины, содержат множество намеков на
незапамятные времена. Многие из этих намеков перекочевали из древнейших
устных преданий, передававшихся из уст в уста и постепенно переиначившихся
на новый лад.
Возьмем для примера типичный былинный текст, записанный А.Д.Григорьевым
на рубеже прошлого и нынешнего веков в деревенской глуши от 55-летнего
крестьянина В.Я.Тяросова на реке Мезень в Архангельской губернии. Старина
повествует о дозоре на заставе богатырской и бое Ильи Муромца с не узнанным
сыном. Вот как она начинается:
На горах, горах дак было на высоких,
Не на шоломя было окатистых -
Там стоял-то ноне да тонкий бел шатер,
Во шатре-то удаленьки добры молодцы:
Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |