Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

комплекс:  восемнадцать  параллельных  рядов  менгиров  и   каменных   плит,
ориентированных с запада на восток и ведущих к двум полукружиям менгиров.  В
центре высились еще три каменные колонны и алтарный стол. По словам  Рериха,
этот грандиозный  комплекс  в  самом  центре  Тибета  имел  точно  такую  же
структуру, как знаменитая аллея  каменных  столбов  в  Карнаке  во  Франции.
Ученый обнаружил также несколько  других  подобных  комплексов  и  множество
менгиров, разбросанных по всему Тибету. Многие древние менгиры превращены  в
объекты буддийского поклонения (рис.32). Летом 1998  года  мой  старший  сын
Никита, работающий в Китае, провел отпуск  в  Тибете.  По  моей  просьбе  он
сфотографировал некоторые из древних камней, ставших ламаистскими  святынями
(рис.33; фото Н.Демина).
   Другие виды мегалитов - дольмены - имитировали женские половые  органы  и
предназначались для ритуала магического соития. Отверстие в каменной  камере
предназначалось для проникновения солнечного или  лунного  света,  в  данном
случае  солнечный  или  лунный  луч  символизировал  космический   (мужской)
детородный  орган,  проникающий  в  каменное  лоно   с   целью   астрального
совокупления (для имитации имелся также и каменный аналог светового фаллоса,
как это практиковалось у адыгских и других народов Кавказа).
   Все  это   -   отголоски   древнекаменного   века,   когда   мать-пещера,
спасительница  и  охранительница  не  одного  поколения  первобытных  людей,
ассоциировалась также и с женской утробой, куда после долгой ночи  проникали
пронизывающие  мрак  солнечные  лучи,  олицетворявшие  фаллосы.  Большинство
мегалитических  памятников   (как   естественных,   так   и   искусственных)
символизируют   соответствующие   аспекты    ожесточенного    противоборства
матриархата  и  патриархата,  завершившегося   гармоническим   единством   и
взаимотерпимостью полов.
   Внутри дольменов нередко находятся человеческие останки - полные  скелеты
или их  фрагменты.  Это  дало  основание  предположить:  "каменные  сундуки"
предназначались для захоронения умерших и являются  примитивными  гробницами
или склепами. Но почему же тогда внутри каменных гробов одни только кости  -
иногда вперемешку и сразу от многих людей? Ведь  в  последний  путь  во  все
времена было принято отправлять в лучшем одеянии, в украшениях,  с  оружием,
утварью и т.п. Напрашивается иной, совсем безотрадный, но наиболее вероятный
вывод:  каменные  дольмены  предназначались  для   матриархальных   обрядов,
сопровождавшихся кровавыми человеческими  жертвоприношениями  (подробнее  об
этом ниже). Останки жертв - в основном мужчин - и  складывались  в  каменные
ящики с круглым отверстием, что совокупно символизировало женскую утробу.
   О конкретных деталях и перипетиях былого великого противостояния и борьбы
между патриархатом и матриархатом  современной  науке  известно  мало  -  за
исключением косвенных данных археологии, фольклора и этнографии. Лишь  немые
каменные свидетели недвусмысленно напоминают о  страстях,  кипевших  повсюду
много тысячелетий тому назад. Да "воротца" при въездах в поселения (особенно
в сельской местности), вроде бы несущие  чисто  эстетическую  нагрузку  (ибо
ничего не запирают),  а  на  самом  деле  являющиеся  отголоском  древнейших
матриархальных  времен  и  имитирующие  в  вещественно-символической   форме
вагинальный образ пещеры. Кроме того, Природа и Космос также  мыслились  как
детородные первоначала, обусловливающие сексуальное поведение всего живого и
в особенности людей.
   Именно  в  космическо-небесных  силах  видели  первоисточник  сексуальной
энергии - мужской и женской. В наибольшей степени данный аспект был развит в
тайных оргиастических мистериях и ритуалах; их естественными  декорациями  и
выступали  древние  рукотворные  мегалиты.  По  более  поздним  христианским
канонам половая любовь считалась  чем-то  греховным,  требующим  очищения  и
жесткой регламентации. Однако в народных традициях, в архаичных заговорах  и
заклинаниях,  несмотря  на  преследования  со  стороны  церкви  и   властей,
оставалась  неискоренимой  языческая  вера  в  тайные,  главным  образом   -
небесные, силы - первооснову всей гаммы  любовных  чувств.  Александр  Блок,
написавший о поэзии  русских  заговоров  и  заклинаний  главу  для  "Истории
русской  литературы",  называл  это  постоянным  ощущением   древней   душой
любовного единения с природой.
   В народом сознании таинственная и правящая миром сила - могучая и которой
"нет конца" -  связывалась  в  основном  с  понятным  каждому  образом  огня
(пламени), его качествами и производимыми им действиями:  "А  жги  ты,  сила
могучая, ее кровь  горючую,  ее  сердце  кипучее  на  любовь  к  полюбовному
молодцу". Стихия небесно-космического огня, хранящая  в  себе  все  потенции
любви, теснейшим образом сопрягается с  силами  небесными.  "Зажечь  горячую
кровь и ретивое сердце", чтоб кипели они да горели, можно  лишь  встав  "под
утреннюю зарю, под красное солнце, под млад месяц, под частые ярые  звезды".
При этом поминается и  Остров  Буян,  и  древняя  Прародина  человечества  с
полярной  горой  посередине:  "Под  частыми  ярыми   звездами   стоит   гора
белокаменна..." Неспроста ведь звезды в приведенных языческих заклинаниях не
какие-нибудь, а ярые. Ярь - одна из точнейших характеристик той необузданной
и огненной силы  космического  Эроса,  что,  как  увидим  дальше,  одинаково
проявлялась в эллинском и доэллинском Гермесе и русском Яриле.
   Известна еще одна разновидность каменных сооружений -  северные  пирамиды
сейды (рис.34; фото И.Боева) -  таинственные  объекты  поклонения  саамского
народа. Зачастую они представляют собой несколько водруженных друг на  друга
огромных камней. По существу сейды - это рукотворные символы  Бога  Камня  и
одновременно олицетворение его жизнетворящего естества и мужского  начала  в
целом. Возникновение подобных явно рукотворных "скульптур" геологи  пытались
объяснить результатами таяния ледника: над вмороженным в лед каменной глыбой
оказывается валун; после стаивания льда он, дескать, опускается  и  остается
на вершине глыбы. Правдоподобно, но малоубедительно!
   Конечно, поклоняться можно и камням самим по себе - для этнографов это не
в новинку. Но вот что интересно: у российских саамов есть священный сейд, на
вершину которого водружены - один на другой - несколько камней (рис.35), что
уже  никак   не   припишешь   капризам   тающего   ледника.   Следовательно,
напрашивается  иное  объяснение:  поклонение  сейдам  -  отголосок   древних
верований строителей мегалитических сооружений.  Подтверждением  тому  могут
служить точно такие же  "сейды",  обнаруженные  российскими  археологами  на
Памире в начале нынешнего столетия. Испокон веков священные камни служили  у
горных таджиков объектами суеверного почитания, им поклонялись  и  приносили
жертвы в соответствии с традициями предков. Ислам оказался  не  в  состоянии
вытеснить древний культ. Некоторые из священных  камней  представляют  собой
поставленные друг на друга хорошо подогнанные  скальные  обломки  достаточно
правильных форм (возможно, искусственно обтесанные) или же груды булыжников,
наваленных на большой валун (см. фото в кн.: Бобринской А.А. Горцы верховьев
Пянджа: Очерки быта по путевым  заметкам.  М.,  1908.  Табл.  XIV-I,  XX-2).
Подобные каменные сооружения можно встретить и в других местах, например, на
Полярном Урале. Свидетельствует геолог Ариадна Готфридовна  Кондиайн  (сноха

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера