|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» также изначально говорили на русском (славянском) языке! В противном случае
по логике вещей (то есть, если не выходить за рамки формулы "варяги =
скандинавы") получится, что население Великого Новгорода (оно ведь "от рода
варяжского") и до призвания Рюрика, и, надо полагать, в дальнейшем тоже
говорило на одном из скандинавских языков. Абсурд? В самом деле - другого
слова не подберешь!
Ведь, перечисляя через запятую "потомство Иафетово": варяги, шведы,
норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, венецианцы и
прочие, - Нестор-летописец почему-то не говорит что варяги - это шведы или
норвеги (хотя в летописном перечне все они стоят рядом и даже раньше руси).
Ибо для русского летописца, как и для всех русских людей той эпохи, было
абсолютно ясно: варяги - никакие не шведы и не норвеги, а такие же русские
люди как они сами - коль скоро даже переводчиков для общения не требовалось.
Еще Михайло Ломоносов в яростном споре с немецкими норманистами-русофобами,
подвязавшимися в Российской академии наук, указывал на отсутствие в русском
языке хоть каких-то варяжских слов. Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым,
напрашивался сам собой: никакого собственно варяжского языка, тем более из
числа скандинавских, никогда и в помине не было. Ибо варяги - это русь, но
не в смысле принадлежности какому-то неведомому иноземному племени, а в
смысле славяно-русского происхождения их самих и языка, на котором они
говорили.
Можно назвать их и племенем, но, скорее всего, это особое воинское
братство - прообраз будущих рыцарских орденов. Жили они в основном на
побережье Балтийского (Варяжского) моря, были хорошо организованы и
сплочены, обладали богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни,
торговли, государственного управления и особенно - воинского искусства (рис.
17а). Потому-то и обратились в 862-м году новгородцы к Рюрику с братьями,
как бы сказали сейчас, за организационной помощью. И русские варяги охотно и
плодотворно поучаствовали в становлении Руси.
Впоследствии варяжская дружина, насчитывая иногда до шести тысяч
гвардейцев, служила при дворе византийских императоров. Здесь их тоже всегда
считали только русскими. Между прочим, когда дотошные греки спрашивали:
"Откуда же вы, варяги?", - те, не задумываясь, отвечали: "Из Тулы..." Ничего
себе ответ, если вдуматься. Однако под Тулой, про которую во всеуслышание
говорили во дворцах Царьграда, подразумевалась древняя Гиперборея (Туле).
Так, может быть, русские варяги и есть последние гиперборейцы, хранители
традиций погибшей арктической прародины? Быть может, в их социальной
структуре отчасти сохранились и архаичные черты древнеарийского кастового
сословия. Почему бы не предположить, что варяги - это транфармированный
вариант одной из одной из классических каст кшатриев? Ведь она как раз и
объединяла правителей, воинскую аристократию и дружинников!
Историки-снобы подчеркнуто высокомерно и чуть ли не с брезгливостью
относятся к попыткам свести генезис древних народов к отдельно взятым
предкам или родоначальникам, рассматривая это исключительно как акт
мифопоэтического творчества. Но факты говорят о другом. Никто ведь не
усматривает ничего крамольного в высказываниях типа: "Иван Грозный взял
Казань"; "Петр Великий построил Петербург"; "Суворов перешел через Альпы";
"Кутузов разгромил Наполеона". Каждому ясно: хотя речь идет о событиях,
связанных с деяниями больших масс людей, символизируют их в каждом
конкретном случае отдельные личности. Так было в прошлом, так будет всегда.
Кроме того, родословие во все времена начиналось с какой-то точки отсчета, и
к ней всегда привязывалось конкретное лицо - пусть даже легендарное.
Подобную обобщенную до символа смысловую нагрузку несут и библейские
утверждения, вроде: "Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и
Иафет. <...> И от них населилась вся земля" (Быт. 9, 18-19). Сказанное
относится и к сыну Иафета и внуку Ноя - Моску (Мосоху). Имя это в разной
вокализации встречается и Библии, и у вавилонянина Бероса, и у Иосифа
Флавия. Отсюда (а также через чешские и польские хронографы) оно попало в
русские летописцы, а затем и в самое прославленное русское историческое
сочинение, выдержавшее до Х1Х века 30 (!) изданий, - "Синопсис". От имени
Мосоха (Моска) впоследствии образовались наименования: Москва - сначала
река, затем и город на ней, Московия, московиты, москвитяне, москвичи.
А.И.Асов удачно объясняет происхождение имени Моск от протославянского и
древнерусского слова "мозг": в устной речи две последние согласные
становятся глухими, и все слово звучит как "моск".
Порядок и очередность (что раньше - что позже) в летописании важны, но не
абсолютны. Разные источники излагают русскую этнологическую легенду
по-разному. Версия Мазуринского летописца такова:
"Лета 2373 Мосох, шестой сын Афетов, внук Ноев, шедши от Вавилона с
племенем своим абие во Азии и Еуропе над берегами Понтийского и Чорного
моря, породи московитов от своего имени, и умножшуся народу, поступая день
от дне в полунощные страны за Чорная моря над Доном, Волгой реками, <...>
иде же Дон впадает в поля широкие селеньями своими распространиша".
Больше подробностей содержится в одном из Хронографов русской редакции,
хранящегося в Российской государственной библиотеке:
"Выписано на перечень их двух кроник Польских, которые свидетельствованы
з Греческою и з Чешскою и с Угорскою кроникою многими списатели от чего
имянуется великое Московское государьство и от коея повести Словяне
нарекошася и почему Русь прозвася. О сем удо давный халдейский философ
Берос[ус] пишет, яко от седмаго сына Афетова от Мосоха изыде словенский
народ, еврейский же и халдейский именуется от Масхуния сына Афетова. От них
же мнози народи - русь, печерцы, болгары, сербы, хорваты, долматы,
илиричикове, югрове, бусы, венетовы. И потом мнози древнии девнии философы
истинно уверяся от Писания и во всех крониках сице описуют, яко от Мосоха
сына Афетова изыде толик народ, по сем убо нарицается Москва, яко от Мосоха
и приселницы суть от Чермного моря придоша на место межу Днепра и Дону и
седоша в лесех , идеже река нане зовомая Москва. Прежде бо не именовашеся
тако река сия, но по вселении их и от их имяни прозвася".
Мазуринский летописец и Хронограф придерживаются южной версии
происхождения славян. Но известна и северная концепция славянского
этногенеза, получившая широкое распространение также с ХV11 века.
Родоначальник юго-славянской исторической науки далматинец Мавро Орбини (год
рождения неизвестен - умер в 1614 году) опубликовал в 1601 году на
итальянском языке фундаментальный трактат "Славянское царство". Опираясь на
Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |