|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит: "В Окияне
стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до небеси". В полном
соответствии с общемировой традицией Вселенская гора здесь поименована
алмазной (адамант - алмаз, в конечном счете это - коррелят льда: фольклорная
стеклянная, хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда или
покрытую льдом).
По авторитетному мнению многих этнографов и культурологов, архетип
Мировой горы в дальнейшем закрепился в архаичных обычаях многих народов мира
ставить столб возле жилища или внутри огороженного двора. Мирча Элиаде
(1907-1986) приводит доказательство данного тезиса на примере традиций
лапландцев, которые в прошлом именовались лопарями (по-древнерусски - лопь),
сейчас - это саамы (точнее - саами). Хорошо также известно, что в Древней
Греции было повсеместно распространено установление возле жилищ деревянного
столба. В русском фольклоре память об этом обычае сохранилась в известной
присказке-докуке: "Жил-был царь, - у царя был двор, - на дворе был кол, - на
колу мочало... Не начать ли сказку сначала?" Старожилы глухих уголков
Русского Севера свидетельствуют, что у местных охотников, промышляющих вдали
от посторонних глаз, и по сей день сохранился обычай ставить где-нибудь на
лесной заминке деревянный столб - олицетворение тайных сил, способствующих
удачной охоте.
От доиндоевропейского названия Вселенской горы Меру и произошло понятие
"мир" в его главном и первоначальном смысле "Вселенная" (понятие "Космос"
греческого происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно).
Священная гора - обитель всех верховных Богов индоевропейцев. Среди них -
Митра, один из Солнцебогов (рис.11), чье имя созвучно с названием горы Меру.
Из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а
оттуда был заимствован эллинистической и римской культурами. Миротворческая
роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими
людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так и переводится с
авестийского языка - "договор", "согласие". И именно в этом смысле слово
"мир", несущее к тому же божественный отпечаток (мир - дар Бога), вторично
попало в русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной этнической,
лингвистической и культурной общности Пранарода. Космизм священной Полярной
горы распространялся и на род людской: считалось, например, что позвоночный
столб играет в организме человека ту же роль центральной оси, что и гора
Меру во Вселенной, воспроизводя на микрокосмическом уровне все ее функции и
закономерности. Отсюда в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение
понятия "мир" - "народ" ("всем миром", "на миру и смерть красна", - говорят
и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства - слово "мера",
означающее "справедливость" и "измерение" (как процесс, результат и
единицу), непосредственно калькирующее название горы Меру.
Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в разных местах:
Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский - в степях Евразии; Т.В. Гамкрелидзе и
В.В.Иванов - в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу, В.А.
Сафронов - в Восточной Европе, Ю.А.Шилов - в Причерноморье, А.И.Асов и
Н.Р.Гусева - на Севере и т.д. Между тем есть достаточно оснований считать
Север Прародиной не одних только ариев, но и всех народов Земли. Именно гора
Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно описываемая в "Махабхарате", -
вселенский символ доиндоевропейских и индоарийских народов - однозначно
указывает на истинную прародину человечества - полярные, заполярные и
приполярные области современной Евразии и исчезнувшие земли в акватории
Ледовитого океана, где климат в те далекие времена (примерная начальная
точка отсчета - 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научным
данным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировали прапредки
современных народов, составлявшие ранее единое целое и говорившие на общем
для всех языке. И именно там когда-то царил Золотой век:
Есть в мире гора крутохолмая Меру,
Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру.
В надмирной красе, в недоступном пространстве,
Сверкает она в золотистом убранстве.
Блистанием Солнца горят ее главы,
Живут на ней звери, цветут ее травы.
Там древо соседствует с лиственным древом,
Там птицы звенят многозвучным напевом.
Повсюду озера и светлые реки,
Кто грешен, горы не достигнет вовеки.
Презревшие совесть, забывшие веру,
И в мыслях своих не взберутся на меру!
Одета вершина ее жемчугами.
Сокрыты вершины ее облаками.
На этой вершине, в жемчужном чертоге,
Уселись однажды небесные Боги...
О Золотом веке речь подробно пойдет впереди (ему посвящена 3-я часть
книги). А пока что снова вернемся к этимологии и семантике воистину
неисчерпаемого смыслового и лексического гнезда, связанного с архаичной
корневой основой mr. На сей раз речь пойдет о таком ее зловещем (и вместе с
тем вполне естественном) аспекте, как "смерть". В первобытном мировоззрении
понятия смерти и мрака (ночи) практически были идентичны. Это отразилось в
древнерусских однокоренных словах: "мор" ("смерть") и "морок" ("мрак",
"ночь"). Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл - "затяжное,
хлопотное дело, канитель", еще в прошлом веке сохраняло первозданное
значение "мрак" (см.: Словарь Владимира Даля). В подобном же обличии
соответствующая лексическая основа предстает и в других языках
индоевропейской группы: от санскритского m-ara - "смерть", а также
"убивающий", "уничтожающий" - до французского "кошмар". В конечном счете
санскритское m-ara восходит к общеиндоевропейской и доиндоевропейской
корневой основе mr, входящей в наименование священной вселенской горы Меру.
В славянской мифологии смерть была воплощена в образах Богини Морены
(Марены, Мараны) (рис.12) и множестве злокозненных духов, порожденных ночью
под общим именем "мары" (или "моры" - один из них всем известная русская
кикимора). Интересно, что в мундо-дравидской мифологии, то есть у
автохтонного населения Индостана, еще до вторжения туда индоарийских племен
существовал культ кровавой и смертоносной Богини с похожим именем - Мараи,
которой приносились человеческие жертвы (в основном - дети). Культ этот
дожил до ХХ века.
Морена играла исключительно важную роль в русском языческом мировоззрении
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |