Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и  гласит:  "В  Окияне
стоит  столп,  зовется  адамантин.  Ему  же  глава  до  небеси".  В   полном
соответствии с  общемировой  традицией  Вселенская  гора  здесь  поименована
алмазной (адамант - алмаз, в конечном счете это - коррелят льда: фольклорная
стеклянная, хрустальная  или  алмазная  гора  означает  гору  изо  льда  или
покрытую льдом).
   По  авторитетному  мнению  многих  этнографов  и  культурологов,  архетип
Мировой горы в дальнейшем закрепился в архаичных обычаях многих народов мира
ставить столб возле жилища  или  внутри  огороженного  двора.  Мирча  Элиаде
(1907-1986) приводит  доказательство  данного  тезиса  на  примере  традиций
лапландцев, которые в прошлом именовались лопарями (по-древнерусски - лопь),
сейчас - это саамы (точнее - саами). Хорошо также известно,  что  в  Древней
Греции было повсеместно распространено установление возле жилищ  деревянного
столба. В русском фольклоре память об этом обычае  сохранилась  в  известной
присказке-докуке: "Жил-был царь, - у царя был двор, - на дворе был кол, - на
колу мочало... Не  начать  ли  сказку  сначала?"  Старожилы  глухих  уголков
Русского Севера свидетельствуют, что у местных охотников, промышляющих вдали
от посторонних глаз, и по сей день сохранился обычай ставить  где-нибудь  на
лесной заминке деревянный столб - олицетворение тайных  сил,  способствующих
удачной охоте.
   От доиндоевропейского названия Вселенской горы Меру и  произошло  понятие
"мир" в его главном и первоначальном смысле  "Вселенная"  (понятие  "Космос"
греческого происхождения и в русский  обиход  вошло  сравнительно  недавно).
Священная гора - обитель всех верховных Богов индоевропейцев.  Среди  них  -
Митра, один из Солнцебогов (рис.11), чье имя созвучно с названием горы Меру.
Из верований древних ариев культ  Митры  переместился  в  религию  Ирана,  а
оттуда был заимствован эллинистической и римской культурами.  Миротворческая
роль Митры  заключалась  в  утверждении  согласия  между  вечно  враждующими
людьми. Данный смысл впитало и имя  Солнцебога,  оно  так  и  переводится  с
авестийского языка - "договор", "согласие". И именно  в  этом  смысле  слово
"мир", несущее к тому же божественный отпечаток (мир - дар  Бога),  вторично
попало в русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной этнической,
лингвистической и культурной общности Пранарода. Космизм священной  Полярной
горы распространялся и на род людской: считалось, например, что  позвоночный
столб играет в организме человека ту же роль центральной  оси,  что  и  гора
Меру во Вселенной, воспроизводя на микрокосмическом уровне все ее функции  и
закономерности. Отсюда в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение
понятия "мир" - "народ" ("всем миром", "на миру и смерть красна", -  говорят
и поныне). Следующий смысл  из  общеарийского  наследства  -  слово  "мера",
означающее  "справедливость"  и  "измерение"  (как  процесс,   результат   и
единицу), непосредственно калькирующее название горы Меру.
   Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в разных  местах:
Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский - в степях Евразии; Т.В.  Гамкрелидзе  и
В.В.Иванов - в Передней Азии, на территории,  примыкающей  к  Кавказу,  В.А.
Сафронов - в Восточной Европе,  Ю.А.Шилов  -  в  Причерноморье,  А.И.Асов  и
Н.Р.Гусева - на Севере и т.д. Между тем есть  достаточно  оснований  считать
Север Прародиной не одних только ариев, но и всех народов Земли. Именно гора
Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно описываемая в  "Махабхарате",  -
вселенский символ доиндоевропейских  и  индоарийских  народов  -  однозначно
указывает на  истинную  прародину  человечества  -  полярные,  заполярные  и
приполярные области современной Евразии  и  исчезнувшие  земли  в  акватории
Ледовитого океана, где климат в  те  далекие  времена  (примерная  начальная
точка отсчета - 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным  научным
данным,  был  совершенно  иным.  Оттуда  постепенно  мигрировали   прапредки
современных народов, составлявшие ранее единое целое и говорившие  на  общем
для всех языке. И именно там когда-то царил Золотой век:

   Есть в мире гора крутохолмая Меру,
   Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру.
   В надмирной красе, в недоступном пространстве,
   Сверкает она в золотистом убранстве.
   Блистанием Солнца горят ее главы,
   Живут на ней звери, цветут ее травы.
   Там древо соседствует с лиственным древом,
   Там птицы звенят многозвучным напевом.
   Повсюду озера и светлые реки,
   Кто грешен, горы не достигнет вовеки.
   Презревшие совесть, забывшие веру,
   И в мыслях своих не взберутся на меру!
   Одета вершина ее жемчугами.
   Сокрыты вершины ее облаками.
   На этой вершине, в жемчужном чертоге,
   Уселись однажды небесные Боги...

         О Золотом веке речь подробно пойдет  впереди  (ему  посвящена  3-я  часть
книги). А  пока  что  снова  вернемся  к  этимологии  и  семантике  воистину
неисчерпаемого смыслового и  лексического  гнезда,  связанного  с  архаичной
корневой основой mr. На сей раз речь пойдет о таком ее зловещем (и вместе  с
тем вполне естественном) аспекте, как "смерть". В первобытном  мировоззрении
понятия смерти и мрака (ночи) практически были идентичны. Это  отразилось  в
древнерусских однокоренных  словах:  "мор"  ("смерть")  и  "морок"  ("мрак",
"ночь"). Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл  -  "затяжное,
хлопотное  дело,  канитель",  еще  в  прошлом  веке  сохраняло  первозданное
значение "мрак"  (см.:  Словарь  Владимира  Даля).  В  подобном  же  обличии
соответствующая   лексическая   основа   предстает   и   в   других   языках
индоевропейской  группы:  от  санскритского  m-ara  -  "смерть",   а   также
"убивающий", "уничтожающий" - до французского  "кошмар".  В  конечном  счете
санскритское  m-ara  восходит  к  общеиндоевропейской  и   доиндоевропейской
корневой основе mr, входящей в наименование священной вселенской горы Меру.
   В славянской мифологии смерть была  воплощена  в  образах  Богини  Морены
(Марены, Мараны) (рис.12) и множестве злокозненных духов, порожденных  ночью
под общим именем "мары" (или "моры" - один из  них  всем  известная  русская
кикимора).  Интересно,  что  в  мундо-дравидской  мифологии,   то   есть   у
автохтонного населения Индостана, еще до вторжения туда индоарийских  племен
существовал культ кровавой и смертоносной Богини с похожим именем  -  Мараи,
которой приносились человеческие жертвы (в  основном  -  дети).  Культ  этот
дожил до ХХ века.
   Морена играла исключительно важную роль в русском языческом мировоззрении

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера