|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» даже между букв. Но вначале небольшое отступление о едином происхождении
языков мира.
Большинство филологов и историков данную концепцию активно отвергает,
считая что все языковые семьи возникли когда-то самостоятельно, как грибы
после дождя. И между ними существует - если уж не "китайская стена", то
непреступная загородка - это уж точно. Как же вообще возникает язык? И
почему? Ответы на поставленные вопросы традиционно вращаются вокруг чуть ли
не фатальной случайности. Случайно на Земле появился человек - к тому же "из
обезьяны". Случайно первоначально издаваемые им нечленораздельные звуки
превратились в связную речь. Классические теории происхождения языка все как
одна ориентируются на случайность и вообще даже по своим неформальным
названиям, негласно данным им филологами, носят какой-то легкомысленный
характер: теория "вау-вау" (язык возник в результате звукоподражания
животным, птицам и т.п.); теория "ням-ням" (слова языка - результат
первоначального детского лепетания); теория "ой-„-„й" (вс„ началось с
непроизвольно произносимых звуков и выкриков; и т.д.
Между тем слова любого языка образуются не в виде свободного или
случайного набора звуков и столь же случайного привязывания их к
обозначаемым объектам. Существует общая закономерность, обусловленная
природной структурой энергетического поля Вселенной. На таком понимании
глубинных законов Космоса настаивал великий русский ученый и мыслитель
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Согласно данной концепции, в
самой природе содержатся информационные матрицы с единой смысловой
структурой, что, в конечном счете, и реализуется в словах и понятиях. Смысл
не зависит от языка (и соответственно - от системы письма, звукового или
знаково-графического выражения); напротив, любой язык целиком и полностью
зависит от смысла.
Потому-то и есть достаточно оснований утверждать, что в самых глубинных
истоках, на заре становления людского рода все без исключения языки имели
общую основу - а следовательно, и сами народы имели общую культуру и
верования. К такому выводу приводит, к примеру, анализ самого архаичного и
консервативного пласта лексем всех языков мира - указательных слов и
местоимений и возникших позже на их основе личных местоимений всех
модификаций. Удается выделить несколько первичных элементов, которые
повторяются во всех без исключения языках мира - живых и мертвых, донося до
наших дней дыхание Праязыка. Какая-то случайность здесь полностью исключена.
Серьезные ученые-языковеды во все времена по-разному доказывали, что
утверждение Библии о былом единстве языков - отнюдь не метафора. Наиболее
убедительно это было сделано уже в наше время. В начале ХХ века итальянский
филолог Альфред Тромбетти (1866-1929) выдвинул всесторонне обоснованную
концепцию моногенеза языков, то есть их единого происхождения. Практически
одновременно с ним датчанин Хольгер Педерсен (1867-1953) выдвинул гипотезу
родства индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и ряда
других языков.
Примерно в то же самое время набрало силу "новое учение о языке"
советского академика Николая Яковлевича Марра (1864-1934), где неисчерпаемое
словесное богатство, обретенное многочисленными народами за их долгую
историю, выводилось из четырех первоэлементов: "сал", "бер", "йон", "рош".
После появления известной работы И.В.Сталина по вопросам языкознания
марристская теория была объявлена лженаучной, а ее приверженцы подверглись
гонениям. Сама тема долгое время считалась запретной. Я прекрасно помню, как
в начале 60-х годов, еще будучи студентом, задавал преподавателям
университеа вопрос о моногенезе языков: хотя Сталина давно не было в живых,
а культ его личности развенчан, - маститые мэтры столбенели и лишались дара
речи от одного только вопроса на крамольную тему. Помимо концепции "языковых
первоэлементов" Марр во множестве публиковал и конкретные лингвистические
доказательства в пользу былого единства языков, культур и не родственных на
первый взгляд этносов. Так, в 1926 году вышла в свет его статья "От шумеров
и хеттов к палеоазиатам", где демонстрируется общность происхождения слова
"женщина" (а также "вода") в южных месопотамских и малоазиатских языках, с
одной стороны, и в северных палеоазиатских (чукотский, эскимосский,
юкагирский языки), с другой стороны. То же можно сказать и о семантике
понятия "север".
В середине века наибольшую популярность получила так называемая
"ностратическая" (термин Педерсена), или сибиро-европейская (термин
советских лингвистов), теория; в ней идея Праязыка доказывалась на основе
скрупулезного анализа крупных языковых семей. (На эту тему было опубликовано
несколько выпусков сравнительного словаря рано погибшего ученого
В.М.Иллича-Свитыча.) Совсем недавно американские лингвисты подвергли
компьютерной обработке данные по всем языкам Земли (причем за исходную
основу был взят лексический массив языков северо-, центрально- и
южноамериканских индейцев), касающихся таких жизненно важных понятий, как
деторождение, кормление грудью и т.п. И представьте, компьютер выдал
однозначный ответ: все языки без исключения имеют общий лексический базис.
Теория моногенеза языков вызывает скептическое неприятие специалистов.
Однако гораздо более нелепой (если хорошенько вдуматься) выглядит
противоположная концепция, в соответствии с которой каждый язык, группа
языков или языковое семейство возникли самостоятельно и обособленно, а потом
развивались по законам, более или менее одинаковым для всех. Логичнее было
бы предположить, что в случае обособленного возникновения языков законы их
функционирования также должны были быть особенными, не повторяющими
(гомоморфно или изоморфно) друг друга. Такое совпадение маловероятно!
Следовательно, остается принять обратное. Здесь права Библия, а не ее
противники. Безусловно, единство языка ничего общего не имеет с
антропологическим единством использовавших его этносов. На современном
английском языке говорят представители разных рас и множества совершенно не
схожих друг с другом народов, но данный факт языкового единства ни коим
образом не сказывается на антропологической однородности.
Как видим, аргументов в пользу языкового моногенеза более чем достаточно.
Всего известно свыше 30 самостоятельных языковых семей (рис.6) - точная
классификация затруднена из-за неясности: на сколько обособленных языковых
семей подразделяются языки индейцев Северной, Центральной и Южной Америк; в
различных энциклопедиях, учебной и справочной литературе их число колеблется
от 3 до 16 (причем ряд лингвистов вообще предполагает отказаться от
традиционной классификации и перейти к группировке на совершенно ином
основании). Языковые семьи не равномощны: например, на языках
китайско-тибетской семьи говорит около миллиарда человек, на кетском же
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |