Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

дядьями и тетками достаточно сносно: после недолгого низвержения в подземный
Тартар их отправили в почетную ссылку на северные Острова Блаженных.
   Среди поверженных изгоев оказался и титан Япет - отец Прометея,  Эпимитея
и Атланта. Но что означает его имя и есть ли у него аналоги в русском языке?
С  именем  Япет  (Иапет)   -   Яфет   (Иафет)   сопрягается   имя   Ипат   -
мистически-роковой символ русской истории: с Ипатьевского монастыря началась
история династии  Романовых,  а  в  Ипатьевском  доме  в  Екатеринбурге  она
трагически завершилась. Полное имя для Ипата -  Ипатий,  он  же  -  Евпатий,
древнерусское написание -  Еупатий  (так  звали  организатора  сопротивления
Батыю в Рязанском княжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает
"благородный" (такое прозвище  было  у  знаменитого  властителя  Боспорского
царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя  из  греческой  первоосновы,
также переводят обычно: "знатный", "важный".
   Однако нахождение иноязычного эквивалента  -  лишь  первый  шаг  на  пути
отыскания истины: корни и  греческого,  и  славяно-русского  слов  наверняка
уходят в более глубокие лексические и смысловые пласты, тем более когда речь
идет о легендарном прародителе индоевропейских и прочих народов.  Не  лишено
вероятности, что имя Иапет - обычное прозвище, связанное  с  древнегреческим
глаголом  iapto,  значение  которого  многопланово:   "кидать",   "бросать",
"низвергать", "произносить", "нападать", "поражать", "носиться",  "мчаться",
"плясать".  Соответственно  и  Иапет  может  считаться  и  Низвергателем,  и
Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди неавтохтонных пришлых народов,  известных
античным авторам, были иаподы, жившие на стыке  Балканского  и  Апеннинского
полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в  Италии,  куда
они прибыли с Крита под  водительством  Иапига,  сына  легендарного  мастера
Дедала и неизвестной критянки. Что заставило критян спешно покинуть остров -
колыбель доэллинской цивилизации, - об  этом  история  умалчивает.  Известно
однако, что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем  писали  античные
авторы, например, Вергилий в "Энеиде".
   Просматриваются параллели и  с  русским  языком.  Так,  хорошо  известное
русское слово "ябедник" в прошлом означало "служитель" и писалось, начиная с
"Русской правды" Ярослава Мудрого, "ябет[ь]ник", уходя  своими  корнями,  по
мнению большинства специалистов, в скандинавские языки. Впоследствии, но  не
ранее  XVI  века,   из   существительного   "ябедник"   образовался   глагол
"ябедничать" со смыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник"  превратился  в
"ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласных звуков "б" и  "п"
можно   допустить   форму   "япетник",   где   лексическая   основа   "япет"
обнаруживается очень четко. Кроме того, в русле индоевропейской фонетической
трансформации известно  превращение  "б"  в  "пф"  (или  наоборот).  Русское
"яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с  немецким  Apfel,  где
"б"="пф". Отсюда понятно, почему в вокализации имени Япета возможен  вариант
со звуком "ф" вместо "п". Конечно,  созвучность  имени-символа  Япет-Яфет  и
древнерусского слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной,  но  во  всякой
Истории - в том числе и в истории языка -  ничего  случайного,  по  большому
счету, не бывает. Таков вкратце смысл имени (или прозвища?) праотца северных
народов библейского Иафета.

         Вообще вопрос о титанах достаточно запутан и относится к числу  "темных".
Расхождения по поводу их генезиса существовали уже между Гомером и Гесиодом.
По Гесиоду, как уже отмечалось, отец двенадцати  титанов  и  титанид  -  это
Уран-Небо, а мать - Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и  их  дети
первого поколения, например,  Прометей  -  сын  Япета  (Иапета)  и  Климены.
Понятие и слово "титан" образуют общее лексико-смысловое  гнездо  с  исконно
русскими словами: "тита" (женская грудь - "титька"), "т„тя", "тятя" ("тата -
отец",  откуда  и  слово  "отечество")  -  все  они  предполагают  некоторую
близкородственную основу. У Гомера титаны - дети не Урана и Геи, а Океана  и
Тефиды - родоначальников всего живущего. (Между прочим, то, что наименование
"титаны" образовано от имени матери  -  Тефиды  (Титии),  свидетельствует  о
матриархальности  отношений,  доминировавших  во  времена  их   владычества.
Напротив, с воцарением  Олимпийцев  утвердились  отношения  патриархальные.)
Аполлодор  в  "Мифологической  библиотеке"  придерживается  версии  Гесиода.
Впоследствии их точка зрения и была канонизирована, хотя уже многие античные
авторы - и в их  числе  знаменитый  философ  Гераклит  Эфесский  -  выражали
глубокие сомнения в компетенции Гесиода. Это подтверждают и  некоторые,  как
принято выражаться, независимые источники.
   Сохранились  свидетельства  так  называемых  Сивиллиных   книг,   некогда
обширных мифологических источников древнейшего происхождения.  Первоначально
Кумская Сивилла принесла последнему царю  Древнего  Рима  Тарквинию  Гордому
девять священных книг, и уже тогда шесть из них были сожжены. Оставшиеся  не
раз переписывались, сокращались, пока их окончательно не уничтожили  варвары
после захвата Рима. Тем не менее некоторые  отрывки  уцелели,  среди  них  -
касающиеся  происхождения  титанов.  Иногда  утверждают:   перед   нами   не
подлинник, а позднейший пересказ.  Ну  и  что!  Ничуть  не  меркнет  заслуга
нередко безымянных авторов, сумевших донести до нас голос подлинника, в  том
или ином виде бывшего  у  кого-то  перед  глазами.  Ценность  первоначальных
свидетельств  не  снижается,  оттого  что  они  передаются  от  поколения  к
поколению.
   В III Сивиллиной  книге  излагается  версия,  отличная  от  общепринятой:
титаны вовсе не были Первобогами, а представляли десятое  поколение,  жившее
после потопа (какого по счету потопа - не говорится). Самое интересное,  что
Титан в Сивиллиной книге - имя собственное: "И владычествовали  тогда  Крон,
Титан и Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана  (Неба),
по причине того, что  они  были  лучшими  земными  людьми.  Вся  земля  была
разделена между ними на три части и  каждый  владычествовал  в  своей  части
бесспорно, ибо отец наложил на них клятву,  а  дележ  был  справедливый.  Но
когда старому отцу пришел конец  и  он  умер,  тогда  клятва  была  нарушена
постыдным образом, и сыновья заспорили о царском достоинстве  и  владычестве
над всеми людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и Титан". Далее подробно
рассказывается  о   перипетиях   этой   борьбы.   Поражает   обыденность   и
приземленность  данной  версии:  титаны  и  будущие  Олимпийцы   оказываются
простыми людьми (Зевс, кстати,  прозывается  Дисом  и  признается  таким  же
смертным, как все люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация  и  самого
образа Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета  (в  Сивиллиной
книге - вопреки Гесиоду и Аполлодору -  они  не  называются  титанами;  зато
таковыми именуются 60 сыновей первородителя).
   Еще  больше  путаницы  вносит  версия,  изложенная   известным   античным
историком Диодором Сицилийским (ок. 90 - 21 до н.э.) в его многотомном труде
"Историческая библиотека" (единственный русский перевод был сделан  и  издан

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера