|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» дядьями и тетками достаточно сносно: после недолгого низвержения в подземный
Тартар их отправили в почетную ссылку на северные Острова Блаженных.
Среди поверженных изгоев оказался и титан Япет - отец Прометея, Эпимитея
и Атланта. Но что означает его имя и есть ли у него аналоги в русском языке?
С именем Япет (Иапет) - Яфет (Иафет) сопрягается имя Ипат -
мистически-роковой символ русской истории: с Ипатьевского монастыря началась
история династии Романовых, а в Ипатьевском доме в Екатеринбурге она
трагически завершилась. Полное имя для Ипата - Ипатий, он же - Евпатий,
древнерусское написание - Еупатий (так звали организатора сопротивления
Батыю в Рязанском княжестве), восходящее к греческому Евпатору, что означает
"благородный" (такое прозвище было у знаменитого властителя Боспорского
царства Митридата VI). Русское имя Ипат, исходя из греческой первоосновы,
также переводят обычно: "знатный", "важный".
Однако нахождение иноязычного эквивалента - лишь первый шаг на пути
отыскания истины: корни и греческого, и славяно-русского слов наверняка
уходят в более глубокие лексические и смысловые пласты, тем более когда речь
идет о легендарном прародителе индоевропейских и прочих народов. Не лишено
вероятности, что имя Иапет - обычное прозвище, связанное с древнегреческим
глаголом iapto, значение которого многопланово: "кидать", "бросать",
"низвергать", "произносить", "нападать", "поражать", "носиться", "мчаться",
"плясать". Соответственно и Иапет может считаться и Низвергателем, и
Мчащимся, и Плясуном, и т.д. Среди неавтохтонных пришлых народов, известных
античным авторам, были иаподы, жившие на стыке Балканского и Апеннинского
полуостровов, а также иапиги, поселившиеся в конечном счете в Италии, куда
они прибыли с Крита под водительством Иапига, сына легендарного мастера
Дедала и неизвестной критянки. Что заставило критян спешно покинуть остров -
колыбель доэллинской цивилизации, - об этом история умалчивает. Известно
однако, что сам Дедал был связан с Севером (Арктом), о чем писали античные
авторы, например, Вергилий в "Энеиде".
Просматриваются параллели и с русским языком. Так, хорошо известное
русское слово "ябедник" в прошлом означало "служитель" и писалось, начиная с
"Русской правды" Ярослава Мудрого, "ябет[ь]ник", уходя своими корнями, по
мнению большинства специалистов, в скандинавские языки. Впоследствии, но не
ранее XVI века, из существительного "ябедник" образовался глагол
"ябедничать" со смыслом "доносить", "клеветать", а "ябедник" превратился в
"ябеду-доносчика". С учетом взаимопревращаемости согласных звуков "б" и "п"
можно допустить форму "япетник", где лексическая основа "япет"
обнаруживается очень четко. Кроме того, в русле индоевропейской фонетической
трансформации известно превращение "б" в "пф" (или наоборот). Русское
"яблоко" имеет общую корневую и генетическую основу с немецким Apfel, где
"б"="пф". Отсюда понятно, почему в вокализации имени Япета возможен вариант
со звуком "ф" вместо "п". Конечно, созвучность имени-символа Япет-Яфет и
древнерусского слова "ябеть[ник]" может оказаться случайной, но во всякой
Истории - в том числе и в истории языка - ничего случайного, по большому
счету, не бывает. Таков вкратце смысл имени (или прозвища?) праотца северных
народов библейского Иафета.
Вообще вопрос о титанах достаточно запутан и относится к числу "темных".
Расхождения по поводу их генезиса существовали уже между Гомером и Гесиодом.
По Гесиоду, как уже отмечалось, отец двенадцати титанов и титанид - это
Уран-Небо, а мать - Гея-Земля. В дальнейшем титанами именовались и их дети
первого поколения, например, Прометей - сын Япета (Иапета) и Климены.
Понятие и слово "титан" образуют общее лексико-смысловое гнездо с исконно
русскими словами: "тита" (женская грудь - "титька"), "т„тя", "тятя" ("тата -
отец", откуда и слово "отечество") - все они предполагают некоторую
близкородственную основу. У Гомера титаны - дети не Урана и Геи, а Океана и
Тефиды - родоначальников всего живущего. (Между прочим, то, что наименование
"титаны" образовано от имени матери - Тефиды (Титии), свидетельствует о
матриархальности отношений, доминировавших во времена их владычества.
Напротив, с воцарением Олимпийцев утвердились отношения патриархальные.)
Аполлодор в "Мифологической библиотеке" придерживается версии Гесиода.
Впоследствии их точка зрения и была канонизирована, хотя уже многие античные
авторы - и в их числе знаменитый философ Гераклит Эфесский - выражали
глубокие сомнения в компетенции Гесиода. Это подтверждают и некоторые, как
принято выражаться, независимые источники.
Сохранились свидетельства так называемых Сивиллиных книг, некогда
обширных мифологических источников древнейшего происхождения. Первоначально
Кумская Сивилла принесла последнему царю Древнего Рима Тарквинию Гордому
девять священных книг, и уже тогда шесть из них были сожжены. Оставшиеся не
раз переписывались, сокращались, пока их окончательно не уничтожили варвары
после захвата Рима. Тем не менее некоторые отрывки уцелели, среди них -
касающиеся происхождения титанов. Иногда утверждают: перед нами не
подлинник, а позднейший пересказ. Ну и что! Ничуть не меркнет заслуга
нередко безымянных авторов, сумевших донести до нас голос подлинника, в том
или ином виде бывшего у кого-то перед глазами. Ценность первоначальных
свидетельств не снижается, оттого что они передаются от поколения к
поколению.
В III Сивиллиной книге излагается версия, отличная от общепринятой:
титаны вовсе не были Первобогами, а представляли десятое поколение, жившее
после потопа (какого по счету потопа - не говорится). Самое интересное, что
Титан в Сивиллиной книге - имя собственное: "И владычествовали тогда Крон,
Титан и Япет, названные превосходнейшими детьми Геи (Земли) и Урана (Неба),
по причине того, что они были лучшими земными людьми. Вся земля была
разделена между ними на три части и каждый владычествовал в своей части
бесспорно, ибо отец наложил на них клятву, а дележ был справедливый. Но
когда старому отцу пришел конец и он умер, тогда клятва была нарушена
постыдным образом, и сыновья заспорили о царском достоинстве и владычестве
над всеми людьми. Воевали же (преимущественно) Крон и Титан". Далее подробно
рассказывается о перипетиях этой борьбы. Поражает обыденность и
приземленность данной версии: титаны и будущие Олимпийцы оказываются
простыми людьми (Зевс, кстати, прозывается Дисом и признается таким же
смертным, как все люди, Боги и полубоги). Любопытна интерпретация и самого
образа Титана: первоначально это брат-соперник Крона и Япета (в Сивиллиной
книге - вопреки Гесиоду и Аполлодору - они не называются титанами; зато
таковыми именуются 60 сыновей первородителя).
Еще больше путаницы вносит версия, изложенная известным античным
историком Диодором Сицилийским (ок. 90 - 21 до н.э.) в его многотомном труде
"Историческая библиотека" (единственный русский перевод был сделан и издан
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |