|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» получивший неоднозначную оценку в научных кругах, но наглядно
демонстрировавший сотни параллелей между русским и древнегреческим языками.
Взглянем с этих позиций на эллинский пантеон. Имя древнегреческого
Первобога-титана Крона родственно таким русским словам, как "крона" (дерева)
или "корона" (от лат. corona - венок). Поэтому изначальный смысл самого
имени Крон можно реконструировать как: "верховник", "венценосец".
Одновременно в русском языке прижился и вторичный смысл имени Крона -
Хронос-Время. Имя Крона, олицетворяющее им онтологическое и историософское
значение времени, сохранилось и в современном слове "хроника". Древнее
русифицированное его звучание - "кроника", где корневая основа "крон"
наличествует в первозданном виде. Термин "кроника" в различных ее
вокализациях был достаточно широко распространен в старинной книжной
литературе, где выступал синонимом слова "летопись", обозначая исторические
своды - в особенности иноязычные и переводные. Из общего корневого гнезда
проистекают и другие исконно русские слова: глагол "кроить" и
существительное "край", восходящее к тому же к авестийскому karаna - "край",
"сторона" (см.: "Словарь" М.Фасмера).
Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжал почитаться практически
во всех странах древнего мира - от Египта до территорий, заселенных
славянами, ибо, по мнению древних - свидетельствует Плутарх, - "все
произошло от Крона и Афродиты", то есть - от всепоглощающего времени и
всепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода и зимы - еще
одно указание на полярную прародину. Некоторые авторы прямо называют Крона
гиперборейским Божеством, владыкой Полюса и полярных стран. Неспроста ведь в
отдельных античных источниках современная акватория Ледовитого океана
именовалась Кронидским морем. Латинским эквивалентом Бога Крона, как
известно, был Сатурн. Именно под этим именем он упоминается как Божество
славян в книге арабского путешественника Аль-Массуди. В X веке, еще до
введения христианства на Руси, он посетил нынешние российские территории,
путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном из славянских Храмов на
Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в книге "Золотые луга", стоял идол,
представлявший Сатурна в образе старца с палкою в руках, ею он разгребал
могильные кости смертных; под правою ногой были изображены разного рода
муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы.
Ясно, что упомянутое славянское Божество Времени и Смерти имело свое
собственное имя - в прошлом веке его пытались реконструировать известные
европейские мифологи. Со ссылкой на чешские хроники считали, что имя его
Ситоврат, созвучное Сатурну и означающее Солнцеворот (или, возможно также,
Врата Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские словари считали, что
звали его Крът (Крет) - созвучно (первые две буквы) имени Крона, а также
названию одной из разновидностей сокола - "кречета". Подобной точки зрения
придерживался Якоб Гримм, проделавший в своем классическом (но, увы, до сих
пор не переведенном на русский язык) труде "Немецкая мифология" (1835)
скрупулезный лингвистический анализ данного теонима. В конечном счете
родственными имени Крът (Крон) признаются слова с корнем "крес" - ("огонь")
и "крад-крак", включая название древнего польского города Краков. От себя
добавим, не менее созвучен имени Крът и топоним Крит - название
средиземноморского острова, очага эгейской цивилизации.
По поводу Крона в русских летописях есть еще одно любопытное
свидетельство, почерпнутое из византийских хроник, излагавших эллинскую
мифологию. В русском Хронографе редакции 1512 года упоминается один из
прародителей человечества - исполин Крон, названный так "по имени великой
звезды" (то есть планеты Сатурн). Русский хронограф считает Крона дедом
великого пророка Зороастра, "рекше зорозвездник, славный перьскый
звездозаконник". Для имени Зевс - низвергателя Крона и других титанов - тоже
нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это слово "з„в", и "зов", и
сопряженные с ними единоосновные глаголы "зиять", "звать", "зевать".
Последний, по Далю, помимо общераспространенного смысла, означал также:
"кричать", "орать", "реветь". "З„в - р„в" - вот, вероятнее всего, та
смысловая "вилка", которая нашла свое отражение в имени Олимпийского
Громовержца.
А какие сведения можно почерпнуть в древнерусских источниках? Крупнейший
русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров (1817-1885) в
монографии "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада
(История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается на хронографы XVI и XVII
веков, где записана легенда о начале Русской земли. В ней рассказывается о
потомках Яфета (Япета) Скифе и Зардане, переселившихся на юг в
Причерноморье; в свою очередь их потомки - Словен и Рус вернулись в места
прежнего проживания своих предков на Севере. Трудно нынче отыскать эти
старорусские первоисточники. В полном объеме тексты нигде и никем не
воспроизводятся (за исключением разве что издания некоторых летописцев и
хронографов в составе малотиражного "Полного собрания русских летописей").
Поэтому тем более интересно посмотреть свежим взглядом на сокровенные
сказания, которые определяли мировоззрение и умонастроение русских людей
триста-четыреста лет тому назад (нижеследующий фрагмент приводится по списку
Хронографа 1679 года):
"В лето от сотворения света 2344, во второе лето по потопе, по
благословению Ноя-праотца разделися вся вселенная на три части трем сынам -
Симу, Хаму и Афету. <...> Афету же по благославению отца своего Ноя
излиявшуюся на западныя же и на северныя страны даже и по полунощия. По мале
же времени првнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братие своея, и от
рода своего от западных стран и коснушася полуденных и вселишася по
Евксинопонте и живяху тамо многа лета, и от сих порадившася сынове и внуцы,
и умножася зело ипрозвашася по имени прадеда своего Скифа - скифы. И бысть
между ними распря и междусобие и крамола многа тесноты ради места. Началницы
же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении кровницы, им
же имена суть: первый Словен, вторый Рус, третий Болгар, четвертый Коман,
пятый истер. От сего же племени во время последнее и каган-сыроядец изскочи,
о нем же греческая история изъясняет".
Имя Зардан в русских источниках нигде более не зафиксировано. Хотя, как
было отмечено, встречается в Сивиллиной книге и у Мовсеса Хоренаци. Оно
может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с учетом чередования
согласных звуков и по аналогии с понятием Зрван, означающим Время и прямиком
выходящим на его греческий эквивалент Хронос-Крон[ос]; во-вторых, как
собственно русское имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря")
Страницы: «« « 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |