Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 975 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

получивший   неоднозначную   оценку   в   научных   кругах,   но    наглядно
демонстрировавший сотни параллелей между русским и древнегреческим языками.
   Взглянем с  этих  позиций  на  эллинский  пантеон.  Имя  древнегреческого
Первобога-титана Крона родственно таким русским словам, как "крона" (дерева)
или "корона" (от лат. corona -  венок).  Поэтому  изначальный  смысл  самого
имени  Крон   можно   реконструировать   как:   "верховник",   "венценосец".
Одновременно в русском языке  прижился  и  вторичный  смысл  имени  Крона  -
Хронос-Время. Имя Крона, олицетворяющее им онтологическое  и  историософское
значение времени, сохранилось  и  в  современном  слове  "хроника".  Древнее
русифицированное его  звучание  -  "кроника",  где  корневая  основа  "крон"
наличествует  в  первозданном  виде.  Термин  "кроника"   в   различных   ее
вокализациях  был  достаточно  широко  распространен  в  старинной   книжной
литературе, где выступал синонимом слова "летопись", обозначая  исторические
своды - в особенности иноязычные и переводные. Из  общего  корневого  гнезда
проистекают  и   другие   исконно   русские   слова:   глагол   "кроить"   и
существительное "край", восходящее к тому же к авестийскому karаna - "край",
"сторона" (см.: "Словарь" М.Фасмера).
   Несмотря на олимпийский переворот, Крон продолжал почитаться  практически
во всех  странах  древнего  мира  -  от  Египта  до  территорий,  заселенных
славянами,  ибо,  по  мнению  древних  -  свидетельствует  Плутарх,  -  "все
произошло от Крона и Афродиты", то  есть  -  от  всепоглощающего  времени  и
всепобеждающей любви. Древние считали его еще и Богом холода и  зимы  -  еще
одно указание на полярную прародину. Некоторые авторы прямо  называют  Крона
гиперборейским Божеством, владыкой Полюса и полярных стран. Неспроста ведь в
отдельных  античных  источниках  современная  акватория  Ледовитого   океана
именовалась  Кронидским  морем.  Латинским  эквивалентом  Бога  Крона,   как
известно, был Сатурн. Именно под этим именем  он  упоминается  как  Божество
славян в книге арабского путешественника  Аль-Массуди.  В  X  веке,  еще  до
введения христианства на Руси, он посетил  нынешние  российские  территории,
путешествуя по Хазарии и Волжской Булгарии. В одном из славянских Храмов  на
Черной горе, рассказывает Аль-Массуди в книге "Золотые  луга",  стоял  идол,
представлявший Сатурна в образе старца с палкою в  руках,  ею  он  разгребал
могильные кости смертных; под правою  ногой  были  изображены  разного  рода
муравьи, а под левою вороны и другие подобные птицы.
   Ясно, что упомянутое славянское Божество  Времени  и  Смерти  имело  свое
собственное имя - в прошлом веке  его  пытались  реконструировать  известные
европейские мифологи. Со ссылкой на чешские хроники  считали,  что  имя  его
Ситоврат, созвучное Сатурну и означающее Солнцеворот (или,  возможно  также,
Врата Солнца). Со ссылкой на средневековые латинские  словари  считали,  что
звали его Крът (Крет) - созвучно (первые две буквы)  имени  Крона,  а  также
названию одной из разновидностей сокола - "кречета". Подобной  точки  зрения
придерживался Якоб Гримм, проделавший в своем классическом (но, увы, до  сих
пор не переведенном на  русский  язык)  труде  "Немецкая  мифология"  (1835)
скрупулезный  лингвистический  анализ  данного  теонима.  В  конечном  счете
родственными имени Крът (Крон) признаются слова с корнем "крес" -  ("огонь")
и "крад-крак", включая название древнего польского города  Краков.  От  себя
добавим,  не  менее  созвучен  имени  Крът  и  топоним   Крит   -   название
средиземноморского острова, очага эгейской цивилизации.
   По  поводу  Крона  в  русских  летописях   есть   еще   одно   любопытное
свидетельство, почерпнутое  из  византийских  хроник,  излагавших  эллинскую
мифологию. В русском Хронографе  редакции  1512  года  упоминается  один  из
прародителей человечества - исполин Крон, названный так  "по  имени  великой
звезды" (то есть планеты Сатурн).  Русский  хронограф  считает  Крона  дедом
великого  пророка   Зороастра,   "рекше   зорозвездник,   славный   перьскый
звездозаконник". Для имени Зевс - низвергателя Крона и других титанов - тоже
нетрудно подыскать аналоги в русском языке. Это  слово  "з„в",  и  "зов",  и
сопряженные  с  ними  единоосновные  глаголы  "зиять",  "звать",   "зевать".
Последний, по Далю,  помимо  общераспространенного  смысла,  означал  также:
"кричать", "орать", "реветь".  "З„в  -  р„в"  -  вот,  вероятнее  всего,  та
смысловая  "вилка",  которая  нашла  свое  отражение  в  имени  Олимпийского
Громовержца.

         А какие сведения можно почерпнуть в древнерусских источниках?  Крупнейший
русско-украинский  историк  Николай  Иванович   Костомаров   (1817-1885)   в
монографии "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада
(История Новгорода, Пскова и Вятки)" ссылается  на  хронографы  XVI  и  XVII
веков, где записана легенда о начале Русской земли. В ней  рассказывается  о
потомках  Яфета  (Япета)  Скифе  и   Зардане,   переселившихся   на   юг   в
Причерноморье; в свою очередь их потомки - Словен и Рус  вернулись  в  места
прежнего проживания своих предков  на  Севере.  Трудно  нынче  отыскать  эти
старорусские первоисточники.  В  полном  объеме  тексты  нигде  и  никем  не
воспроизводятся (за исключением разве что  издания  некоторых  летописцев  и
хронографов в составе малотиражного "Полного собрания  русских  летописей").
Поэтому тем  более  интересно  посмотреть  свежим  взглядом  на  сокровенные
сказания, которые определяли мировоззрение  и  умонастроение  русских  людей
триста-четыреста лет тому назад (нижеследующий фрагмент приводится по списку
Хронографа 1679 года):

   "В  лето  от  сотворения  света  2344,  во  второе  лето  по  потопе,  по
благословению Ноя-праотца разделися вся вселенная на три части трем сынам  -
Симу, Хаму и  Афету.  <...>  Афету  же  по  благославению  отца  своего  Ноя
излиявшуюся на западныя же и на северныя страны даже и по полунощия. По мале
же времени првнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братие  своея,  и  от
рода своего  от  западных  стран  и  коснушася  полуденных  и  вселишася  по
Евксинопонте и живяху тамо многа лета, и от сих порадившася сынове и  внуцы,
и умножася зело ипрозвашася по имени прадеда своего Скифа - скифы.  И  бысть
между ними распря и междусобие и крамола многа тесноты ради места. Началницы
же тогда родители их княжаху единого отца сынове пяточислении  кровницы,  им
же имена суть: первый Словен, вторый Рус, третий  Болгар,  четвертый  Коман,
пятый истер. От сего же племени во время последнее и каган-сыроядец изскочи,
о нем же греческая история изъясняет".

   Имя Зардан в русских источниках нигде более не зафиксировано.  Хотя,  как
было отмечено, встречается в Сивиллиной книге  и  у  Мовсеса  Хоренаци.  Оно
может быть интерпретировано двояким образом: во-первых, с учетом чередования
согласных звуков и по аналогии с понятием Зрван, означающим Время и прямиком
выходящим  на  его  греческий  эквивалент  Хронос-Крон[ос];  во-вторых,  как
собственно русское имя, состоящее из двух русских корней "зар" (ср.: "заря")

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин В.Н., Загадки русского Севера