|
Главная - Наука - История
Демин В.Н. - Загадки русского Севера Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 141 Размер файла: 975 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» приступили лишь через 23 года после смерти русского тибетолога и, слава
Богу, через десять лет довели трудоемкий проект до благополучного конца.
Читать словарь - одно удовольствие, хотя, прямо скажем, с непривычки - не
слишком легкое: слова и буквы внутри них расположены в порядке,
соответствующем тибетскому алфавиту (совершенно не совпадающем с латинским
или русским) и даны, естественно, в тибетской графике. Зато есть латинская
транскрипция: ею - здесь и в дальнейшем - мы и будем пользоваться.
Теперь об удовольствии (познавательном, разумеется). Скажем, есть в
тибетском языке (древнем и современном) слово morana. Как вы думаете: что
оно означает? Правильно - то же самое, что и в русском языке: Морана
(Морена) = "смерть". (Кстати, и в санскрите имеется точно такое же слово -
marana, - так же означающее "смерть"). Разумеется ни о каком прямом
заимствоввании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может
быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода - заимствование слова с одним
и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника -
Праязыка. И тому есть прямые доказательства.
Недавно, через 13 лет после смерти автора, вышла книга еще одного
отечественного тибетолога Бронислава Ивановича Кузнецова (1931-1985)
"Древний Иран и Тибет: История религии Бон" (СПб. 1998). В монографии,
которая читается, как детективный роман, на основании скрупулезного анализа
впервые вводимых в научный оборот первоисточников (в том числе - древней
тибетской карты) убедительно доказывается, что добудистская религия Бон (по
существу древнее мировоззрение тибетского народа) возникла под
непосредственным влиянием древнеиранской - зороастрийской и дозороастрийской
- идеологии. Имеются в религии Бон и полярные реминисценции, примерно такие
же, как и в иранской священной Авесте.
В религии Бон, как и в современном ламаизме (по аналогии с древними
ведийскими верованиями и индуизмом), почитается вс„ та же священная полярная
гора Меру, явяющаяся центром Вселенной и расположенная на Северном полюсе.
Она и изображается условно-символически в самом центре многих мандал -
священных графических даграмм, одинаково распространенных и почитаемых в
буддизме и индуизме. Бонская тибетская хронология ведет свое начало примерно
с 16-го тысячелетия до н.э. И свидетельствует она не столько о прямом
заимствовании бонских идей из зороастризма, а о том, что и те и другие
черпали свою идеологию из общего источника.
Так, согласно архаичным добуддистским (бонским) представлениям,
вселенская гора Меру - это свастиковая гора (и изображалась она в виде
свастики), а само бонское учение в древнейших первоисточниках именуется
свастика-бон ("драгоценное учение свастики"). И в этих текстах, и в
представлении всех древних народов (а не одних только индоевропейских)
свастика - символ полярного Солнца и Сервера вообще. В древнеиндийском языке
(и соответственно - мировоззрении) понятие свастики было сопряжено с благом
или же удовольствием. Санскритское слово svasthya означает и "здоровье", и
"удовольствие". Магический возглас "Свасти!" перводится "Хорошо!". Известно
и другое магическое заклинание - "Сваха!", издаваемое при бросании
жертвенной пищи в огонь. Оно неотделимо от имени Свахи - жены ведийского
Бога огня Агни. Более чем вероятно, что именно отсюда возникли и русские
слова "сваха", "сватья", "свадьба".
Свастика-коловорот - один из древнейших традиционных символов северного
орнамента, где он олицетворял кажущееся вращение звезд в зените полярного
неба. У саамов свастика жива и поныне: ее рисуют и вышивают даже дети. Одна
из самых образцовых этнографических книг "Русские лопари", изданная в 1890
году Николаем Николаевичем Харузиным (1865-1900), вышла со свастикой на
обложке. Свастиковые вышивки были испокон веков распространены и среди
русского населения: их и сегодня можно увидеть в отделе народного искусства
Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Однако дискредитатция архаичного общемирового символа и древней лекскмы
германским фашизмом привело к тому, что он оказался под запретом. Во время
Отечественной войны одежда со свастиковым узором повсеместно изымалась и
уничтожалась органами НКВД. На Севере специальные отряды ходили по русским
деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, пон„вы, передники, рубахи,
которые тут же бросались в огонь. (До саамов добраться не успели - война
кончилась). Долгое время из спецхрана выдавалась только по специальному
разрешению книжка Б.А.Куфтина с невинным названием "Материальная культура
русской Мещ„ры" (М., 1926) только потому, что посвящена она, в частности,
анализу распространенности свастикового орнамента среди русского населения и
касимовских татар. Фашистская свастиковая эмблематика продержалась четверть
века и сгинула в небытие вместе с разгромленным фашизмом и его
параноинальными идеологами. Но какое отношени данный трагический и
поучительный исторический факт имеет к тысячелетнему символу солнечного
коловорота и полярной горы Меру?
Для дальнейшего изложения несомненный интерес представляет наличие
корневой основы mr и в имени римского Бога Меркурий. Между прочим,
по-кельтски Меркурий звался Мирддин, который в более поздней вокализации
превратился в Мерлина - знаменитого героя-волшебника средневекового цикла
сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Логично предположить, что
имя Покровителя торговли образовано от соответствующих латинских слов: merx
- "товар", mercare - "торговать", mercator - "купец" и т.п. Однако не менее
вероятно и предположение, что все эти слова и имена, в свою очередь,
замыкаются на некоторую более архаичную первооснову - mr, восходящую, как
нетрудно догадаться, к названию горы Меру. В этом случае в имени римского
Меркурия отчетливо проступает главный и наиболее архаичный смысл древнего
Божества, выраженный в русском слове "мера". Меркурий-Гермес, действительно,
в первую очередь Бог жребия-судьбы, то есть меры. И в данном смысле ему
полностью соответсвует русский Чур о котором речь еще пойдет ниже.
Имеется еще один, достаточно неожиданный поворот в развитии протолексемы
mr, который обнаруживается в хорошо знакомом слове "пирамида". Общеизвестно,
что в русский язык слово "пирамида" попало из греческого, а эллины
заимствовали его непосредственно от египтян. По-гречески оно звучит piramis
(окончание da появляется в винительном падеже). А как в первоисточнике?
Откроем на соответствующей странице единственный отечественный учебник
Н.С.Петровского "Египетский язык" (1958 г.) и... (рис.14). Здесь сердце не
может не дрогнуть! Звуковая основа египетского слова "пирамида" с учетом
отсутствия гласных в иероглифическом письме оказывается mr, то есть
тождественным и доиндоевропейскому названию священной горы Меру и,
соответственно, - смыслоемкому русскому понятию Мир.
Но что особенно воодушевляет - в русском языке также сохранилось
древнейшее название пирамиды - мар. Так испокон веков (см. Словарь Даля)
зовется на Руси безрастворная кладка из камней (высотой примерно 2 метра:
чаще - ниже, реже - выше). Особенно распространены мары (по-другому - гурии)
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |