Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 » »» сборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные тяжелые веки и всегда закрытые глаза, откроешь их (а для этого потребуются по меньшей мере вилы) -- и чудовище умертвит все вокруг себя. Имя Вий проистекает от близких по своему происхождению слов "ведать" и "вежды", происходящих от древнеарийского и общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполне обоснованно связать в единую этимологическую русско-санскритскую цепочку и слова "чур-щур-шур" (шюр)". Другое дело, что за тысячелетия самостоятельного развития языков и обособленных народов смыслы близкородственных слов могли значительно измениться. Коля На первый взгляд не должна вызывать каких-либо сомнений производность уменьшительного имени Коля от исходного Николай: налицо вроде бы полное совпадение корня "кол" в полной и сокращенной формах. Но в том-то и дело, что в исходном греческом слове-имени корней не один, а два: "ник" и "лай", и само имя означает "победитель народов". Созвучность второго корня с чисто русским словом "лай" (собаки) привело к тому, что старообрядцы вообще отвергают форму Николай (как якобы собачье имя) и признают только Николу. Но в данном случае интересен иной аспект. Коля -- несомненно, древнее имя, бытовавшее среди русских людей задолго до введения христианства. Имя Коля связано с Солнечным Коло древних славян и созвучно знаменитому языческому празднику Коляде. Лингвистическая часть данной проблемы подробно рассмотрена в 3-й главе, в разделе, посвященном Космическому колесу -- Коло. По затронутой теме существует обстоятельнейшее монографическое исследование, специально посвященное историко-лингвистическому анализу русского культа Николы в сопоставлении его с языческими верованиями: Б.А.Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982. Однако маститый автор -- крупнейший специалист в области отечественного языкознания и культурологии -- почему-то полностью обходит вопрос о связи между древнерусским, протославянским и общеиндоевропейским (вспомним хотя бы древнее название Шотландии -- Каледония) культом Солнца-Коло и тождественным ему по вокализации дохристианским именем Коля, которое можно "перевести" как "Солнышко". Вполне возможно, что и женское имя Оля того же происхождения, если последовательно придерживаться русских преданий о святой княгине Ольге, согласно которым она -- обыкновенная русская девушка с исконно русским именем, а никакая не варяжская Хельга (откуда почему-то стремятся вывести имя Ольги). Вместе с тем совершенно очевидно, что в свое время церковь удачно совместила христианского святого Николая-чудотворца с традиционно почитаемым русскими земледельцами Микулой (Селяниновичем). Праздники старый (языческий) и новый (христианский) полностью совпали и пришлись на 9 мая по старому стилю. Совпали практически в народном переосмыслении и имена: Николай превратился в Миколу, что почти равнозначно Микуле. Володя Уменьшительное имя Володя образовано от исконно русского Володимира (Владимира). Здесь никаких этимологических подвохов нет. Имя В(о)лодимир составное, образованное из двух слов -- "волод" и "мир" (что означает: "владеющий миром" -- "миром" и в смысле "согласия", и в смысле "людей", и в смысле "Земли-Вселенной"). И все-таки не похоже, что так было изначально. Маловероятно, что имя сразу появилось как сложносоставное. Скорее всего, оно долго циркулировало в укороченной, простой форме, пока к нему не привыкли. Тем более что корневая основа данного слова древнейшая, и породила она интереснейшие лексические цепочки. Исходной основой следует считать глагол "володеть" -- "владеть", "властвовать", "править" и существительное "волость" -- 1) "сила", "могущество"; 2) "власть"; 3) "территория", "округа", "область", "государство". Корень "вол" лег в основу таких разносмысловых понятий, как "вол" -- "бык", "крупная скотина", "волос" -- "растительность на теле"; Волос (Велес) -- "скотий Бог" у древних славян, хотя имя Волоса (Велеса) скорее объединяет оба смысла: первоначальный -- "сила, "могущество" и тот, что относится к крупному рогатому скоту; "волхв" -- "жрец", "колдун", "чародей"; "воля" -- "целеустремленность" и др. Корень "вол" путем чередования гласной трансформировался в другой не менее продуктивный корень "вел". Сама дифференциация корней произошла в период распада индоевропейской общности языков -- при сохранении единого смысла (ср.нем. Welt: 1) "мир", "свет", "вселенная"; 2) "мир", "человечество", "люди"; 3) "сфера", "среда"). В русском языке оба корня нередко выступали как равнозначные: ср. "волос" -- "Велес", "волот" -- "великан", "воля" -- "веление". В ряде случаев корень "вел" играет вполне самостоятельную роль: "вельми" -- "сильно", "очень"; "великий" -- "очень большой" и "превосходный"; "величать" -- "превозносить"; "вельможа" -- "сановник" и т.д. С точки зрения расшифровки закодированных древних смыслов и раскрытия корней древнего русского мировоззрения значительный интерес представляет имя одного из старших былинных богатырей -- Вольга. Впрочем, во многих текстах былины, записанных в разных местах, он именуется Волхом, что дало серьезное основание большинству интерпретаторов считать имя Вольги-Волха образованным от наречения славянских жрецов волхвов. Волх -- значит, волхв. Представляется, однако, что в имени Волх (Вольга) скрыт еще один более глубокий пласт, связанный со старославянским названием "великана" -- "волот" (оба слова -- однокоренные). Волх Всеславич он и волхв, и волот (Великан). Страницы: «« « 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |