|
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 167 Размер файла: 1001 Кб Страницы: «« « 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 » »» сборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные тяжелые
веки и всегда закрытые глаза, откроешь их (а для этого
потребуются по меньшей мере вилы) -- и чудовище умертвит все
вокруг себя. Имя Вий проистекает от близких по своему
происхождению слов "ведать" и "вежды", происходящих от
древнеарийского и общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполне
обоснованно связать в единую этимологическую
русско-санскритскую цепочку и слова "чур-щур-шур" (шюр)".
Другое дело, что за тысячелетия самостоятельного развития
языков и обособленных народов смыслы близкородственных слов
могли значительно измениться.
Коля
На первый взгляд не должна вызывать каких-либо сомнений
производность уменьшительного имени Коля от исходного Николай:
налицо вроде бы полное совпадение корня "кол" в полной и
сокращенной формах. Но в том-то и дело, что в исходном
греческом слове-имени корней не один, а два: "ник" и "лай", и
само имя означает "победитель народов". Созвучность второго
корня с чисто русским словом "лай" (собаки) привело к тому, что
старообрядцы вообще отвергают форму Николай (как якобы собачье
имя) и признают только Николу.
Но в данном случае интересен иной аспект. Коля --
несомненно, древнее имя, бытовавшее среди русских людей задолго
до введения христианства. Имя Коля связано с Солнечным Коло
древних славян и созвучно знаменитому языческому празднику
Коляде. Лингвистическая часть данной проблемы подробно
рассмотрена в 3-й главе, в разделе, посвященном Космическому
колесу -- Коло.
По затронутой теме существует обстоятельнейшее
монографическое исследование, специально посвященное
историко-лингвистическому анализу русского культа Николы в
сопоставлении его с языческими верованиями:
Б.А.Успенский. Филологические разыскания в области
славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском
культе Николая Мирликийского). М., 1982. Однако маститый автор
-- крупнейший специалист в области отечественного языкознания и
культурологии -- почему-то полностью обходит вопрос о связи
между древнерусским, протославянским и общеиндоевропейским
(вспомним хотя бы древнее название Шотландии -- Каледония)
культом Солнца-Коло и тождественным ему по вокализации
дохристианским именем Коля, которое можно "перевести" как
"Солнышко".
Вполне возможно, что и женское имя Оля того же
происхождения, если последовательно придерживаться русских
преданий о святой княгине Ольге, согласно которым она --
обыкновенная русская девушка с исконно русским именем, а
никакая не варяжская Хельга (откуда почему-то стремятся вывести
имя Ольги).
Вместе с тем совершенно очевидно, что в свое время церковь
удачно совместила христианского святого Николая-чудотворца с
традиционно почитаемым русскими земледельцами Микулой
(Селяниновичем). Праздники старый (языческий) и новый
(христианский) полностью совпали и пришлись на 9 мая по старому
стилю. Совпали практически в народном переосмыслении и имена:
Николай превратился в Миколу, что почти равнозначно Микуле.
Володя
Уменьшительное имя Володя образовано от исконно русского
Володимира (Владимира). Здесь никаких этимологических подвохов
нет. Имя В(о)лодимир составное, образованное из двух слов --
"волод" и "мир" (что означает: "владеющий миром" -- "миром" и в
смысле "согласия", и в смысле "людей", и в смысле
"Земли-Вселенной"). И все-таки не похоже, что так было
изначально. Маловероятно, что имя сразу появилось как
сложносоставное. Скорее всего, оно долго циркулировало в
укороченной, простой форме, пока к нему не привыкли. Тем более
что корневая основа данного слова древнейшая, и породила она
интереснейшие лексические цепочки.
Исходной основой следует считать глагол "володеть" --
"владеть", "властвовать", "править" и существительное "волость"
-- 1) "сила", "могущество"; 2) "власть"; 3) "территория",
"округа", "область", "государство". Корень "вол" лег в основу
таких разносмысловых понятий, как "вол" -- "бык", "крупная
скотина", "волос" -- "растительность на теле"; Волос (Велес) --
"скотий Бог" у древних славян, хотя имя Волоса (Велеса) скорее
объединяет оба смысла: первоначальный -- "сила, "могущество" и
тот, что относится к крупному рогатому скоту; "волхв" --
"жрец", "колдун", "чародей"; "воля" -- "целеустремленность" и
др.
Корень "вол" путем чередования гласной трансформировался в
другой не менее продуктивный корень "вел". Сама дифференциация
корней произошла в период распада индоевропейской общности
языков -- при сохранении единого смысла (ср.нем. Welt:
1) "мир", "свет", "вселенная"; 2) "мир", "человечество",
"люди"; 3) "сфера", "среда"). В русском языке оба корня нередко
выступали как равнозначные: ср. "волос" -- "Велес", "волот" --
"великан", "воля" -- "веление". В ряде случаев корень "вел"
играет вполне самостоятельную роль: "вельми" -- "сильно",
"очень"; "великий" -- "очень большой" и "превосходный";
"величать" -- "превозносить"; "вельможа" -- "сановник" и т.д.
С точки зрения расшифровки закодированных древних смыслов
и раскрытия корней древнего русского мировоззрения значительный
интерес представляет имя одного из старших былинных богатырей
-- Вольга. Впрочем, во многих текстах былины, записанных в
разных местах, он именуется Волхом, что дало серьезное
основание большинству интерпретаторов считать имя Вольги-Волха
образованным от наречения славянских жрецов волхвов. Волх --
значит, волхв. Представляется, однако, что в имени Волх
(Вольга) скрыт еще один более глубокий пласт, связанный со
старославянским названием "великана" -- "волот" (оба слова --
однокоренные). Волх Всеславич он и волхв, и волот (Великан).
Страницы: «« « 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |