Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 141   142   143   144   145   146   147   148   149  150   151   152   153   154   155   156   157   158   159  » »»

сборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные  тяжелые
веки  и  всегда  закрытые  глаза,  откроешь  их  (а  для  этого
потребуются по меньшей мере вилы) -- и  чудовище  умертвит  все
вокруг   себя.   Имя  Вий  проистекает  от  близких  по  своему
происхождению  слов  "ведать"  и   "вежды",   происходящих   от
древнеарийского  и  общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполне
обоснованно     связать      в      единую      этимологическую
русско-санскритскую   цепочку  и  слова  "чур-щур-шур"  (шюр)".
Другое  дело,  что  за  тысячелетия  самостоятельного  развития
языков  и  обособленных  народов  смыслы близкородственных слов
могли значительно измениться.
Коля
     На первый взгляд не должна  вызывать  каких-либо  сомнений
производность  уменьшительного имени Коля от исходного Николай:
налицо вроде бы  полное  совпадение  корня  "кол"  в  полной  и
сокращенной  формах.  Но  в  том-то  и  дело,  что  в  исходном
греческом слове-имени корней не один, а два: "ник" и  "лай",  и
само  имя  означает  "победитель  народов". Созвучность второго
корня с чисто русским словом "лай" (собаки) привело к тому, что
старообрядцы вообще отвергают форму Николай (как якобы  собачье
имя) и признают только Николу.
     Но   в  данном  случае  интересен  иной  аспект.  Коля  --
несомненно, древнее имя, бытовавшее среди русских людей задолго
до введения христианства. Имя Коля  связано  с  Солнечным  Коло
древних  славян  и  созвучно  знаменитому  языческому празднику
Коляде.  Лингвистическая   часть   данной   проблемы   подробно
рассмотрена  в  3-й  главе, в разделе, посвященном Космическому
колесу -- Коло.
     По    затронутой    теме    существует    обстоятельнейшее
монографическое     исследование,     специально    посвященное
историко-лингвистическому  анализу  русского  культа  Николы  в
сопоставлении      его      с      языческими      верованиями:
Б.А.Успенский.  Филологические  разыскания   в   области
славянских  древностей. (Реликты язычества в восточнославянском
культе Николая Мирликийского). М., 1982. Однако маститый  автор
-- крупнейший специалист в области отечественного языкознания и
культурологии  --  почему-то  полностью  обходит вопрос о связи
между  древнерусским,  протославянским  и   общеиндоевропейским
(вспомним  хотя  бы  древнее  название  Шотландии -- Каледония)
культом  Солнца-Коло  и  тождественным   ему   по   вокализации
дохристианским  именем  Коля,  которое  можно  "перевести"  как
"Солнышко".
     Вполне  возможно,  что  и  женское   имя   Оля   того   же
происхождения,   если  последовательно  придерживаться  русских
преданий о  святой  княгине  Ольге,  согласно  которым  она  --
обыкновенная  русская  девушка  с  исконно  русским  именем,  а
никакая не варяжская Хельга (откуда почему-то стремятся вывести
имя Ольги).
     Вместе с тем совершенно очевидно, что в свое время церковь
удачно совместила христианского  святого  Николая-чудотворца  с
традиционно    почитаемым    русскими   земледельцами   Микулой
(Селяниновичем).   Праздники   старый   (языческий)   и   новый
(христианский) полностью совпали и пришлись на 9 мая по старому
стилю.  Совпали  практически в народном переосмыслении и имена:
Николай превратился в Миколу, что почти равнозначно Микуле.
Володя
     Уменьшительное имя Володя образовано от  исконно  русского
Володимира  (Владимира). Здесь никаких этимологических подвохов
нет. Имя В(о)лодимир составное, образованное из  двух  слов  --
"волод" и "мир" (что означает: "владеющий миром" -- "миром" и в
смысле   "согласия",   и   в   смысле   "людей",   и  в  смысле
"Земли-Вселенной").  И  все-таки  не  похоже,  что   так   было
изначально.   Маловероятно,   что   имя   сразу  появилось  как
сложносоставное.  Скорее  всего,  оно  долго  циркулировало   в
укороченной,  простой форме, пока к нему не привыкли. Тем более
что корневая основа данного слова древнейшая,  и  породила  она
интереснейшие лексические цепочки.
     Исходной  основой  следует  считать  глагол  "володеть" --
"владеть", "властвовать", "править" и существительное "волость"
-- 1)  "сила",  "могущество";  2)  "власть";  3)  "территория",
"округа",  "область",  "государство". Корень "вол" лег в основу
таких разносмысловых понятий,  как  "вол"  --  "бык",  "крупная
скотина", "волос" -- "растительность на теле"; Волос (Велес) --
"скотий  Бог" у древних славян, хотя имя Волоса (Велеса) скорее
объединяет оба смысла: первоначальный -- "сила, "могущество"  и
тот,  что  относится  к  крупному  рогатому  скоту;  "волхв" --
"жрец", "колдун", "чародей"; "воля" --  "целеустремленность"  и
др.
     Корень "вол" путем чередования гласной трансформировался в
другой  не менее продуктивный корень "вел". Сама дифференциация
корней произошла  в  период  распада  индоевропейской  общности
языков  --  при сохранении единого смысла (ср.нем. Welt:
1)  "мир",  "свет",  "вселенная";  2)  "мир",   "человечество",
"люди"; 3) "сфера", "среда"). В русском языке оба корня нередко
выступали  как равнозначные: ср. "волос" -- "Велес", "волот" --
"великан", "воля" -- "веление". В  ряде  случаев  корень  "вел"
играет  вполне  самостоятельную  роль:  "вельми"  --  "сильно",
"очень";  "великий"  --  "очень  большой"   и   "превосходный";
"величать" -- "превозносить"; "вельможа" -- "сановник" и т.д.
     С  точки зрения расшифровки закодированных древних смыслов
и раскрытия корней древнего русского мировоззрения значительный
интерес представляет имя одного из старших  былинных  богатырей
-- Вольга.  Впрочем,  во  многих  текстах  былины, записанных в
разных  местах,  он  именуется  Волхом,  что   дало   серьезное
основание  большинству интерпретаторов считать имя Вольги-Волха
образованным от наречения славянских жрецов  волхвов.  Волх  --
значит,   волхв.  Представляется,  однако,  что  в  имени  Волх
(Вольга) скрыт еще один  более  глубокий  пласт,  связанный  со
старославянским  названием  "великана" -- "волот" (оба слова --
однокоренные). Волх Всеславич он и волхв,  и  волот  (Великан).

Страницы: «« « 141   142   143   144   145   146   147   148   149  150   151   152   153   154   155   156   157   158   159  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси