Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Демин Валерий - Тайны русского народа: в поисках истоков Руси

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 167
Размер файла: 1001 Кб
Страницы: «« « 140   141   142   143   144   145   146   147   148  149   150   151   152   153   154   155   156   157   158  » »»

навести  порядок  в  Новгороде.  Откликнулись три брата-варяга.
Были они русскими купцами, старшего звали (Р)юрик, и,  согласно
северному преданию, был он родом из Приднепровья.
     Предложенная  здесь  "чисто  русская" версия происхождения
варягов -- одна из возможных; она зеркально противостоит "чисто
скандинавской". И аргументов у русской версии ничуть не меньше,
чем  у  альтернативной.  Есть,  впрочем,  свои  аргументы  и  у
"промежуточных"  истолкований, выводящих Рюрика и варяго-руссов
из балтийско-славянских племен, обитавших в районе  современной
Дании  (см.:  Кузнецов  Е.В. Откуда есть пошла Руськая земля...
Послесловие к историческому  роману  Г.Петреченко  "Рюрик".  --
Нижний  Новгород, 1994). Некоторые, отстаивая "датскую версию",
считают и Рюрика и варягов датскими викингами (см.: Войлошников
М. Рюрик: легенда получает прописку;  Крутицкий  Б.  А  был  ли
Рерик?//  Техника  молодежи. 1993. No 11). Кроме того, народная
этимология сближает слово "варяги" с понятием "вор", образуя от
него "воряги", "ворюги".
Шура
     Употребляемое одновременно для мужчин и женщин имя Шура  в
настоящее   время   закрепилось  как  уменьшительное  от  имени
Александр. Само по  себе  это  достаточно  необычно:  если  два
других производных от этого имени -- Саша и Саня -- фонетически
связаны  с  основным,  --  то в уменьшительном имени Шура такая
фонетическая   производность   практически   отсутствует.   Это
позволяет    предположить,    что   имя   Шура   было   вначале
самостоятельным и лишь впоследствии оказалось в поле притяжения
христианизированного имени Александр.
     Но что же тогда означает такое имя Шура? В  русском  языке
оно  созвучно слову "шурин", означающему "брат жены". Видимо, с
факта их лингвистической родственности и следует начинать,  что
возводит  имя  Шура  в  область понятий, означающих родственные
связи вообще.
     В русском языке немало и других слов с корнем "шур". Вновь
обратимся к Словарю  В.Даля,  опуская  заимствованные  понятия,
вроде  немецкого  "шурф"  --  "разведочная яма", "колодец"; или
"шуруп", также заимствованного из немецкого языка:
     "шур" -- "дождевой червь";
     "шура" -- 1) "вязкая глина"; 2) "мелкий лед на  реке"  (по
весне); 3) "птица щур"; 4) "женские гениталии";
     "шураль" -- "истопник", "кочегар" (от: "шуровать");
     "шуранец" -- "деревянный шар";
     "шурга" -- "вьюга", "метель", "буран", "пурга";
     "шургать" -- "проваливаться ногами";
     "шурдабурда"   --  1)  "мутная  смесь";  2)  "беспорядок",
"путаница";
     "шуринка" -- "тонкое полотенце" (ср. "ширинка");
     "шуркать" -- 1) "шаркать", "скрести", "производить шорох";
2) "шмыгнуть", "прокрасться", "юркнуть";
     "шурник" -- "топка стекловарной печи";
     "шурнуть" -- "сказать на ухо";
     "шуровать" -- "мешать кочергой";
     "шурка" -- "взъерошенная курица";
     "шурубара" -- "болтун";
     "шурубарка" -- "гречневая каша размазня";
     "шурубарки" -- "мятные варенечки", "пельмени";
     "шурукать" -- "шептаться", "шушукать";
     "шуршать", "шурчать" -- "производить шорох";
     "шурыга" -- "непутевый человек", "негодяй", "мошенник".
     Кроме  того,  имеются  еще   отглагольные   слова,   вроде
"шурум-бурум",  "шуры-муры".Итак,  перед нами опять лексическая
кладезь,  в  недрах  которой  и  могло  родиться  древнерусское
(дохристианское) имя Шура.
     Но   и   это   еще  не  все.  Если  обратиться  к  истокам
индоевропейского словообразования,  то  непременно  бросится  в
глаза санскритское слово зura (читается: "шура", "шюра")
-- 1) "мужественный", "отважный"; 2) "герой"; 3) "воин". Прямых
аналогий  между русским именем Шура и санскритским "шура" вроде
бы  не  наблюдается.  Однако  последнее  слово  происходит   от
корневой  основы зur (читается: "шур", "шюр") -- "бить",
"ударять". И сразу же в памяти встает  заветное  русское  слово
"чур".   В  таком  случае  ныне  игровые  или  же  полушутливые
заклинания типа "чур не я!", "чур чура!", "чур меня" в  далеком
прошлом  могли  иметь  гораздо  более  серьезное значение: "чур
чура!" и "чур меня!" -- "не трогай меня, не  бей,  не  убивай";
"чур  не  я!" -- "я не участвую в драке", "я никого не трогаю".
Этот вопрос был уже затронут выше.
     Отсюда  вытекает  второе  истолкование  слова   "чур"   --
"граница",   "рубеж",   "межа",  "мера"  (пределы  последней  и
обозначены   в   слове   "чересчур").    Учитывая    отсутствие
достоверных,  в  том  числе  и  фольклорных данных, позволяющих
подробно охарактеризовать функции Чура, -- трудно настаивать на
какой-то одной трактовке. О древности и распространенности слов
с корнем "чур" свидетельствуют также фамилия известных  русских
купцов  Чуриных  и  имя одного из младших былинных богатырей --
Чурилы Пленковича, образ которого в сопоставлении  с  функциями
Бога  Гермеса  был  скрупулезно  проанализирован  в 1-й части в
разделе,  посвященном  русским  былинам.  Вариантом  имени  Чур
является  Щур (некоторые видят в нем самостоятельное Божество);
исключительно по лексическому и этимологическому  смыслу  можно
догадаться   о  некоторых  дополнительных  функциях  Чура-Щура.
Во-первых,  корень  "щур"  входит  в  состав   слова   "пращур"
("предок"),  учитывая  чрезвычайную  важность данного понятия в
родо-племенных отношениях, можно предположить,  что  в  системе
мифологических  воззрений  наших предков Чур-Щур занимал далеко
не последнее место. Во-вторых, от корня "щур" образовано  живое
слово  "щуриться", что наводит на мысль: одним из отличительных
качеств Бога Чура-Щура  была  функция,  связанная  со  зрением,
глазами  (которые  только  и  могут  щуриться).  Из  славянской
мифологии известно аналогичное Божество. Это Вий --  враждебное
мифическое  существо  (в  одной  из  сказок  из  афанасьевского

Страницы: «« « 140   141   142   143   144   145   146   147   148  149   150   151   152   153   154   155   156   157   158  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Демин Валерий, Тайны русского народа: в поисках истоков Руси