|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» похвала может быть выше! И город выстоял. Он не потерял ничего. Все дворцы,
гимназии, лавки, соборы остались целыми. Такими мы их видим и сейчас. Время,
правда, внесло кое-какие коррективы в творения Зенкова. В одном месте сняли
крыльцо, в другом в стене прорубили дверь, но все это чепуха, мелочь - в
общем-то здания не изменились. Не изменился и зенковский центр города. И
когда идешь, скажем, по улице Горького (бывшая Торговая) и видишь пышные
деревянные ансамбли: деревянные кружева, стрельчатые окна (только не
считайте, что это готика!), нависшие арки, распахнувшиеся, как шатер, крылья
низко спустившихся гребенчатых крыш, - то понимаешь: это все Зенков - его
душа, его золотые руки, его понятия о красоте. Ничего из его наследства не
тронуто ни людьми, ни временем, ни землетрясениями. Землетрясениями-то
особенно. Они ведь действительно больше не страшны его городу - бетонному,
каменному, многоэтажному, долговечному, такому, о котором он писал в газете
"Семиреченские областные ведомости" полстолетия тому назад.
Я видел фотографию Зенкова той поры - поры его славы. Это еще молодой,
красивый офицер, стройный и подтянутый. Чем-то - нервной ли худобой лица,
офицерскими ли усиками или этим знаменитым по всем снимкам плащом-крылаткой
со львами - он разительно напоминает лейтенанта Шмидта.
И еще я знаю про Зенкова, что он любил красивые вещи. Вернее, не
красивые, а изукрашенные. В музее хранится его портсигар из уральского
камня. На нем не осталось живого места. Он весь в вензелях, образках,
разноцветных жгуче-синих и розовых эмалях с картинками и видами. На
протяжении ладони насажено около трех десятков этих разнообразных цветастых,
узорных, крошечных предметиков. Я смотрел на эту чудесную игрушку и думал:
как же все это похоже на творчество самого Зенкова! В течение полувека этот
замечательный строитель рассчитывал, чертил и возводил все, что ему
заказывали власти и частные лица, - особняки, мосты, церкви, церквушки,
магазины и лабазы. И строил он их по одному плану. Он терпеть не мог
обнаженного пространства и всюду, где только мог, скрадывал его, устремлял
карнизы вверх и снова рушил их с высоты; изгибал и ломал линии крыш, украшал
их мелкой резьбой и, заканчивая, воздвигал как пьедестал всему огромное
гладкое лобное место крыльца, а потом накрывал его еще сверху куполом; в
городе, подверженном землетрясениям, он возводил шпили, арки над окнами,
узорные решетки на окнах, крыл их киноварью и зеленью (а охру, видно, не
терпел), и мне кажется, что причудливые павильоны нижегородской промышленной
выставки навсегда остались для него идеалом красоты, легкости и богатства.
Именно поэтому каждое его здание узнается безошибочно. Узнается по
резным оконным рамам, по ажурному железу, по дверям, по крыше, по крыльцу, а
главное, по свободному сочетанию всего этого. А то, что этот стиль не стал
стилем города, в этом Зенков не виноват. В ту пору не было и не могло быть
никакого стиля у города Верного. Он рос стихийно, произвольно - то лез на
прилавки, то сбегал в овраги, то прижимался саманными подслеповатыми
избушками к одной речке, медленной и грязной (ее и звали-то Поганка!), то
шарахался всеми своими теремами и башнями к другой - к кипучему горному
потоку, бьющему прямо из ледников. Он был так молод, жизнелюбив, энергичен,
что никакой стиль не мог бы подчинить его себе...
И все-таки представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно.
При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и
гофрированному железу было у него какое-то честное и четкое единство детали,
что-то такое, что роднило его здание с рождественской елкой, разукрашенной
снизу доверху. Тут тебе и звезда, тут тебе и петухи, тут еще и другие
бессмысленно красивые завитушки и кренделя. И есть, есть в его зданиях
что-то действительно нарядное, по-настоящему ликующее и веселое. Он хотел
радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось. Я уверен, что
люди, проходя мимо его здания, поднимали головы и улыбались: до чего же это
все-таки забористо! Выкиньте Зенкова с его чудесными теремами и башнями из
города Верного - и сегодняшняя Алма-Ата станет уже чуточку иной. И даже не
чуточку иной, а совсем иной, потому что она лишится своего главного
украшения и естественного центра - поразительного зенковского собора. А
представить Алма-Ату без этого полуфантастического здания попросту
невозможно.
Я уже говорил: во время моей работы в музее мне пришлось составлять и
писать всякое - от инвентарных списков старой мебели до ругательных писем
лицам, не возвратившим нам экспонатов. Кажется, все вещи в мире были тогда
названы и объяснены мною с помощью Брокгауза и Эфрона, и только о соборе, в
котором я работал (ныне там Музей республики), я так ничего и не написал.
Да это было и понятно. Никто тогда не интересовался архитектором
Зенковым {О личной жизни Зенкова, кажется, никто ничего еще не писал. Именно
поэтому и хочется привести клочок воспоминаний, появившихся в год смерти
замечательного строителя. "В его маленьком гостеприимном флигельке у
головного ярыка побывало много строителей, и каждый уносил оттуда чувство
большой теплоты к этому старику. Он любил город и край, в котором проработал
больше полувека. Помню, собрались мы выбирать место для строительства
лесозавода на реке Или (он был тогда губернским инженером). "Выедем в
понедельник", - сказал я. "Нет, в понедельник не удастся - там выпадет
снег", - ответил он. (До понедельника оставалось еще четыре дня!) И он
оказался прав: мы сумели выбрать место только на следующий за тем день. Я
навсегда запомнил и поездки с ним, и встречи, и рыбную ловлю на реке Или. Он
был большим мастером рыбной ловли и любил охоту на фазанов" (П. Григорьев.
Газета "Социалистическая Алма-Ата", 1963 г.).}. Поэтому и я знаю о соборе
только то, что вычитал в старых газетных подшивках. Вот говорят и даже пишут
в путеводителях, что это второе по высоте здание в мире, выстроенное из
дерева (недавно в газете я прочитал даже: "Высочайшее в мире деревянное
здание"). Может быть, может быть... Хотя я и не особенно в это верю. В самом
деле, кто сравнивал высоту зенковского собора и того, первого в мире,
которое, как говорят, находится где-то в Испании или в Канаде? Кто вообще
собирал сведения о сравнительной или абсолютной высоте деревянных зданий в
мире? Тут все непонятно и недостоверно, начиная с Испании. Ведь Испания -
страна камня, обожженной глины, широких известковых плит и гранита.
Католические культуры вообще не любили строить из дерева, и если искать, где
собор еще более высокий и великолепный, чем алма-атинский, то, вероятно,
лучше бы обратиться к северу: Великому Устюгу, Архангельску или даже Аляске
{Во всяком случае на торжестве открытия собора епископ Туркестанский Дмитрий
назвал его попросту "одним из величайших деревянных храмов нашего
отечества". Мне кажется, что осторожная формулировка ближе всего к истине.
Говорят еще, что весь собор построен без железа - ни гвоздя, ни болта. Но
это уж вовсе неверно. Сам Зенков писал о колокольне так: "Стены ее в углах и
простенках прошиты восемью сквозными вертикальными болтами".}.
Все, что я писал о зданиях Зенкова, полностью относится к этому собору.
Он так огромен и высок, что его не окинешь взглядом. Так пышен, что, если
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |