|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »»
Глава третья
И действительно, черед день директор вызвал меня к себе в кабинет.
Когда я вошел, он сидел за письменным столом, - высокий, крепкий мужчина лет
сорока пяти - пятидесяти, в военной гимнастерке с расстегнутым воротом, с
белоснежным воротничком под ним - и писал. Около его локтя лежали три
красных черепка - горлышко, донышко и стенка, стояли лодка мертвых и золотой
будда. Я взглянул на них и вздохнул. Директор посмотрел на меня и
рассмеялся.
- Те самые, те самые, - сказал он весело. - Ты что же это, дорогой
товарищ, о казенном добре не печешься? Какой же ты, к бесу, хранитель, а?
Приносит тебе человек ценные экспонаты, отдает, заметь, задаром, а ты нос
воротишь, отказываешься. Как же это так? - Он взял будду и стал вертеть его
в руках. - Ты посмотри, от чего ты отказался, чудак? Работа-то какая.
Смотри! Каждый ноготок отдельно и блестит, сволочь, как наманикюренный. А
узор-то, узор на подоле! Его только в лупу рассматривать. - И он
действительно вынул лупу и стал вертеть будду так и этак. - И ведь каждый,
каждый завиточек, - сказал он восхищенно. - На, на! Посмотри! Иголкой, что
ли, он его резал?
- Да, но нам-то зачем это? - спросил я. - Ну, будда, ладно, пусть
валяется в запаснике. А баржа мертвых зачем? Мы что - древний Египет, Нубия?
- Опять зачем? - Директор откинулся на спинку кресла и строго посмотрел
на меня. - Нет, это ты брось. Это ты по-настоящему брось. А антирелигиозная
пропаганда? Ее кто за нас вести будет - Пушкин? Мы должны ее вести - ты
должен ее вести, научный сотрудник, понимаешь? Вот я еще ему книжку
Ярославского дал - "Как живут и умирают боги". Заказал вырезать Озириса,
Адониса и Мирту. Мы все это выставим в вводном отделе - языческие христы. А
рядом - икона нерукотворного спаса. Это уж я принесу. Стоит у меня такая, я
на ней опыты показывал. Чувствуешь, какая пропаганда? - И он хитро подмигнул
мне. - А ты текстовочку напишешь получше, позабористее.
"Да в кого же он меня хочет превратить?" - подумал я и официально
сказал:
- Да ведь это дело массовички, Митрофан Степанович, что я-то в этом
понимаю?
Он скорбно посмотрел на меня, вздохнул и покачал головой.
- Ах, как это мы любим все валить на других, то есть так любим, так
любим! Она массовичка, а ты научный работник, - прикрикнул он вдруг, - ты ей
напишешь, а она твое писание до масс будет доводить, понял? Ну ладно, ты
посиди, пожалуйста, одну минуточку тихо. Тут мне одну такую бумажку
прислали... - Он вздохнул и покачал головой. - Кто там их только
придумывает, не знаю. Сидит какая-нибудь штучка в перманенте и пишет, пишет.
Сядь, пожалуйста, не ходи.
Было накурено и жарко. Я подошел к окну и распахнул его настежь, прямо
в сирень. Потом взял графин и полил цветы на подоконнике, попробовал
включить вентилятор - он не работал. Тогда я вспомнил, что он не работал и
вчера и позавчера, и об - этом все говорили и никто ничего не делал, снял
телефонную трубку и задумался, вспоминая номер.
- Нет, ты сядь! Сядь! - повторил директор. - В глазах мельтешит! Ну
что, в отделе есть что нового?
Я усмехнулся. Что у меня могло быть нового? Да ровно ничего - черепки и
камни. Вся "древнейшая история Казахстана" в старой экспозиции умещалась на
одной стенке, от окна до окна. Три щита - одна витрина. Щиты были обычные
наши щиты - фанера, обтянутая кумачом. На первом щите - зуб мамонта, похожий
на окаменевшую губку, а под ним несколько кривых осколков (каменный век); на
другом - узкий, как только-только что народившийся месяц, бронзовый серп и
круглое зеркало на длинной ручке, кольца от уздечки да три ряда голубых и
зеленых бус, на третьем - темно-синие изразцы, содранные московской
комплексной экспедицией с какого-то знаменитого мавзолея, да склеенная из
осколков белая миска с черной свастикой (феодализм). Витрина же была и того
проще: в ней помещался, вырубленный кусок могилы - горшочек с просом" да
кости, собачьи и человечьи. Их открыла и доставила нам лет пять тому назад
сотрудница комплексной экспедиции. Сосуд был обгоревший, кривобокий,
треснутый - с одной стороны совсем черный, с другой - кирпично-красный, ну,
одним словом, такой, какой не жалко было сунуть даже и покойнику в могилу.
Погребен в могиле был старик, и, наверно, очень дряхлый, скрипучий старик с
ревматическими пальцами и съеденными зубами. И пес около его ног тоже был
желтозубый и старый. Больше в могиле не нашли ничего - ни ножа, ни стрел, ни
бус.
Но вот эта нищета и является, говорила москвичка самым ценным в
погребении. Курганы вождей, могильные насыпи царей и ханов, погребальные
холмы над знаменитыми воинами, убеждала она нас, хорошо известны науке и
давно изучены. А эта бедная, заброшенная степная могилка отлично отражает
рядовой быт кочевников VI века.
Горшок нравился и мне, но по совсем иным основаниям. Я смотрел на него
и думал: ну что ж, горшок как горшок, таких сейчас сколько угодно у
деревенских стариков. Сколько раз, наверно, со зла толкали его деду под нос,
пнув по дороге его никчемного пса: "Пшел, окаянный! Что лезешь под ноги!" И
вот дед умер, пса зарезали, горшок разбили (целый в могилу не кладут), и все
это через тысячелетия утратило свое настоящее человеческое значение и стало
научной ценностью и памятником. И не сохранилось в этом памятнике ни
старости, ни бедности, ни человечества. Осталось одно: "Усуньское погребение
VI века" - полутораметровый ящик под стеклом.
О том, какое значение для науки имеет это погребение, очень бойко
рассказывала посетителям экскурсоводка моего отдела - молодая разбитная
девчонка со звонким голосом и крутым хохолком цвета свежей сосновой стружки:
"Подойдите, товарищи, поближе. Так! Всем видно? Всем! Отлично! Итак,
переходим к древнейшей истории нашей республики. В этой витрине (девушка,
отойдите так, чтобы и всем было видно!) вы видите погребальный инвентарь
усуней VI века. Обратим внимание на те предметы, что находятся в могиле...
Ну, прежде всего горшок. В нем находилось просо". И о просе: "А просо,
товарищи, одна из древнейших земледельческих культур мира". Затем о собаке:
"Около ног старика, как будто охраняя его, лежат кости собаки. Это не
случайно, товарищи. Собака вывела человека в люди". И пошла, и пошла, и
пошла... Об усунях, о саках, еще о чем-то. Голос у девчонки звонкий, вид
восторженный, она машет руками, улыбается, поворачивается к посетителям, и
вот уже побежал шепоток по рядам, ближние подвигаются еще ближе, дальние
приподнимаются на цыпочках и стараются заглянуть в стеклянный ящик с серыми
костями и красным черепком. Такая древность! Такая ценность! Такая редкость!
Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |