|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» Петербурге со Щукина двора однажды двинулись крысы. Было их не сотни тысяч,
а миллионы. Шли среди бела дня посередине мостовой. Вставали трамваи,
шарахались и неслись, как от волков, хрипящие лошади - крысы все шли."
Пересекли несколько улиц, дошли до Невы и как в землю канули. Было такое же
и с альпийскими пеструшками. Но птицы, но сизари...
Я думал об этом, сидя на чердаке и разбирая черепа, - волк к волку,
тигр к тигру, кабан к кабану.
Однако на чердаке я бывал только изредка. Разборка черепов не входила в
мои прямые обязанности. Все служебное время я сидел у себя в
"археологическом кабинете". Так называлась обширная светлая комната на хорах
собора. Над этой давнишней надписью кто-то намалевал другую: "Хранитель
древностей", а еще кто-то прибавил: "И ходить к нему строго воспрещается", а
третий просто прибил жестянку - череп и две кости. Я часто думал: что здесь
было раньше? Регент ли в ней занимался с хором, божественные предметы сюда
стаскивали или еще что? Комната мне не нравилась: было в ней жарко и душно,
а главное - высоко, попробуй полазай сюда с полным беременем камней да
железа. А камней у меня было много. Почти все экспонаты были камни. Ведь
древнее Семиречье - это не античное поселение. Это там амфоры, терракота,
камеи, черно-красные вазы - здесь же серые глыбины с надписями, выбитыми
железом, каменные болваны, чудовищные бронзовые котлы, которые не повернешь
и не подвинешь, светильники на железных козлиных ногах, каждая нога по
центнеру. Всего этого у меня собралось столько, что негде было сидеть.
Середину "кабинета" занимала огромная стеклянная витрина с надписью:
"Индустрия каменного века". Когда-то эта "индустрия" стояла в самом музее.
Теперь ее перетащили ко мне, и она сразу забила всю комнату. Места осталось
- только для мраморного столика на тонких железных ножках - такие стоят в
пивных - да двух стульев.
Придя сюда, я прежде всего решил навести порядок. Заперся и стал все
разбирать. Щиты - в одно место, ящики с камнями - в другое, бронза и монеты
(монеты лежали в сумках) - от екатерининских пятаков до римских динариев и
серебристых чешуек с арабскими надписями - в третье и четвертое. Одно это
заняло у меня больше месяца. И тут, на ходу, только на одну минуту открывая
и захлопывая ящики, я увидел, какое богатство накопили здесь мои
предшественники.
А предшественники у меня были знатные. То и дело, например, попадалась
фамилия Кастанье. "Из сборов Кастанье", "Из коллекции Кастанье", "Описано
Кастанье", "Смотри рисунок в монографии Кастанье" и так далее. Этим
человеком я заинтересовался уже намного позже. Тогда же мне просто было от
него некуда деваться. Сколько он насобирал камней! И там Кастанье, и тут
Кастанье, и везде один и тот же Иосиф Антонович Кастанье - "ученый секретарь
Оренбургской архивной комиссии" (так он подписывался под своими статьями).
"Преподаватель французского языка в Оренбургской гимназии" (так в одной
строчке сообщил о нем Венгеров). Этими титулами, пожалуй, исчерпывается и
все, что я о нем знаю. Дай только ли я один? И никто ничего не знал о
Кастанье. Много позже мне пришлось просмотреть с добрую сотню словарей и
библиографических справочников, я ни в одном из них не нашел упоминания о
нем. Так я и не знаю, когда он родился, когда умер и даже какая цена его
книгам. Знаю только, что был он подвижен и энергичен необычайно. Семиречью
предан фанатично. Куда он только не совался с ним! В Париж, в Музей
человека, где он вручил "великому Мортилье" доклад о каменных бабах; в
Тулузу, где он говорил о них же со "знаменитым Картальяком"; в Мадрид, где
он в археологическом музее изучал иберийские надгробья. В Берлин, на
Корсику, в Тунис на развалины Карфагена. Все идеи и образы мировой истории,
осевшие золотом, мрамором, гранитом и бронзой, этот человек хотел привлечь
для того, чтобы они объяснили ему, что же такое каменные бабы его родных
степей. Ничего из этого, конечно, не вышло. Карфаген и царство инков только
вконец запутывали дело. Тайна так и осталась тайной. "Да, повторимость идей,
как мне сказал еще недавно знаменитый Картальяк, но не общность народа, -
меланхолично писал он. - Разве мы не видим египетских пирамид в Мексике,
скифских курганов в долине Миссисипи, каменных баб русских степей в древнем
царстве инков? Одни и те же причины могут породить одни и те же следствия".
Вот и все. С него начал, тем и кончил! Чтоб шагнуть дальше, надо было
обладать не только материальной, но еще и теоретической истиной, а откуда
мог взять ее Кастанье? На мнимой схожести совершенно разных явлений и
предметов вывихивали себе мозги и не такие головы, как многолетний секретарь
Оренбургского археологического общества. Но, как теперь сказали бы,
краеведом Кастанье был первоклассным: внимательным, знающим, рьяным, из тех,
для кого история действительно была музой. О чем он только ни писал, что
только ни описывал, в каком только уголке степи ни побывал и какие только
истории с таинственными подземельями и скелетами с ним не случались! Писал
он и о надгробных памятниках, и о сирийских надгробьях, и о неолитических
стоянках, и о свастике, и Бог знает еще о чем.
Конечно, я и в подметки не годился своему предшественнику. Он
действительно собрал всю индустрию каменного века: в его ящиках лежали
кремневые топоры, стрелы, наконечники копий, обломки кремня, обработанного и
круглого, может быть, остатки какой-то палеолитической Венеры. И керамика,
керамика... то есть черепки, черепки... Из этих черепков можно было слепить
добрую сотню сосудов.
"Гребенчатый орнамент", "гребенчато-ямочный орнамент", - писал Кастанье
на этикетках. "Ямочный орнамент" - вот это и был самый древний рисунок.
Просто лежал однажды человек на берегу реки, тыкал пальцем в песок и
смотрел, что получится. И получилась линия, точка, снова линия, снова точка,
и вот уже не линия и не точка, а рисунок. А потом кто-то, может, он сам, а
может, другой, перенес эти линии и точки на горлышко сосуда и поставил его
на огонь обжигаться. Так родился орнамент. И опять, видимо, ничего не
произошло и никто ничего не заметил. Только старуха, постоянно дремавшая
около огня, покачала головой да ребята завизжали, заплясали и стали просить,
чтобы им дали подержать новый горшок в руках. Вот и все, что, вероятно,
произошло в тот день у огня. Но орнамент уже родился. Он стал жить, расти,
менять свое очертание, усложняться, обрастать новыми подробностями,
тяжелеть. Теперь он занимал уже не только горлышко сосуда, но и весь сосуд
целиком, заползал вниз, устремлялся вверх, извивался змеей, закручивался
спиралями,! вспыхивал то тут, то там, действительно стал походить на
гребень. Словно раскрылись человеческие глаза, и они увидели то, что не
могло даже присниться: чистые геометрические формы. Не круглый лист, не
треугольный камень, а круг и треугольник - линию и точку в самых
разнообразных сочетаниях. И кроме линий простых, двойных, зигзагообразных,
изломанных под разными углами, появились еще и квадраты, овалы и пирамиды.
До неузнаваемости изменилась и сама линия. Теперь она падала на мокрую глину
пучками, связками, тончайшим излучением, елочками и крестиками. Вот,
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |