|
Главная - Наука - Биология
Домбровский Юрий - Хранитель древностей Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 607 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» вероятно, именно так на горлышке пузатого горшка - сколько же десятков
тысячелетий прошло с той поры? - зародилась под пальцами мастера прекрасная
и почти волшебная абстракция орнамента, к которому мы ныне так привыкли, что
даже не замечаем его.
Под пальцами мастера! Я ведь употребил неточное слово. В том-то и дело,
что творцом орнамента был не мастер, а мастерица. Не мужчина, а женщина. По
отпечаткам пальцев, что сохранились на стенках посуды, ученые пришли к
выводу: посуду лепила женщина. Вероятно, так и должно быть. Всякому свое.
Мужчины каждый день видели смерть лицом к лицу, и была она то медведем, то
пещерным львом. Орнамент прельщал таких охотников меньше всего. Вряд ли они
понимали даже смысл и красоту всех этих черточек и ямочек. Слишком уж это
было мелко и несерьезно, что-то вроде бус и ожерелья. Мужчины приходили к
огню усталые и потные, покрытые своей и чужой кровью. В час отдыха они
вырезали на куске кости одиноких мамонтов, бодающихся бизонов, гигантского
оленя с откинутыми рогами. Вырезали они и самих женщин. Даже не вырезали, а
высекали из кости и камня так, чтоб их можно было покрепче зажать в кулак.
Это были прекрасные объемные животные с могучими бедрами, с телом,
разделенным на круги и треугольники. Даже теперь радостно глядеть на эти
каменные цветки - неповторимых палеолитических Венер.
Вот так и возникло два этих течения - конкретное и абстрактное. Так они
и существовали десятки тысячелетий, каждое в своей области, одно на горлышке
сосуда, другое на кости и на стене пещеры, не отрицая и не трогая друг
друга.
Здесь нужно оговориться. Я пишу не об абстрактном искусстве, а об
абстракции в искусстве, а это совсем разные вещи. Я убежден, что современный
абстракционизм вырос совсем не из орнамента.
Первобытный человек - homo primigenius - "человек первородный", как
почтительно называет его наука, был существом положительным и реальным.
Красоту он понимал как меру и число, гармонию и соразмерность. Он подмечал
эту гармонию и на коже раздавленной им гадюки (ведь и на ее чешую тоже
кто-то нанес гребенчатый орнамент), в расстановке листьев на стебле, в
весеннем звоне капели, в окраске и пятнах на крыльях бабочек, в смене дня и
ночи, зимы и лета. По закону этой же четности и рассчитаны созданные им
орнаменты. А абстракционизм пуще всего боится равновесия. Отразите его в
зеркалах, и он сразу же умрет, превратившись в обыкновенную обойную ткань.
Если великий кроманьонец уравновесил мир на горлышке сосуда, то художник XX
века взорвал его динамитом и атомом, пропустил через мясорубку и то, что
осталось, полными пригоршнями ляпнул на полотно. И оказались на полотне
сгустки цветов, тени вещей, осколки форм. И опять надо звать кроманьонца,
чтоб слепить из дымящихся, растерзанных кусков мира тихую, чуть слышную
мелодию каменного века.
Я это впервые ясно почувствовал, рассматривая коллекции Кастанье. И еще
мне очень нравились и сосуды сами по себе. Человек меди и бронзы был
величайшим мастером своего дела. Его горшки прочны, как каменные. Да они и в
самом деле каменные, глина в них смешана с песком и дресвой - крупной
зернистой галькой (красные, желтые и зеленые зерна ясно видны в изломах).
Она служит как бы кремневым скелетом сосуда, поэтому этот сосуд и живет
бессчетное количество тысячелетий. В музее была масса разных сосудов. От
маленького обгорелого горшочка, в котором, может быть, кипела похлебка из
мамонта, до огромных, в человеческий рост, кувшинов... Эти-то были
непростительно молоды. Хорошо, если каждому из них было по семьсот лет.
Совершенно гладкие, несокрушаемые, с мастерски вылепленным горлом, со
следами гончарного круга на внутренней стороне, они никакой исторической
ценности не представляли, а мешали мне страшно. До меня в них уборщицы
хранили тряпки и швабры, а в одном оказалось чуть ли не с пуд тыквенных
семечек. Я сдуру рассказал об этом кому-то - и вот весь музей начал бегать
ко мне за ними в перерыв.
- Дайте, пожалуйста, семечек.
Я махал рукой, и вот сосуд наклоняли, опрокидывали и лезли в него
железным совком. Я все ждал, что кто-нибудь ахнет это чудище о каменный пол
и оно разлетится. Но сосуд был просто несокрушаем. Как его ни грохали, как
ни катали - а пол-то был каменный, - ничего с ним не случилось. А ведь еще с
пяток таких сосудов - и мне пришлось бы выбросить из комнаты даже пивной
столик и разбирать свой камни, просто сидя на корточках. Поэтому, когда
однажды пришел в музей древний старикашка и рассказал, что в горах в колхозе
"Горный гигант" весь клубничник усыпан осколками, а в конторе колхоза даже
стоят два совершенно целых сосуда, нужно приехать и забрать, я подробно
записал весь его рассказ, но никуда не поехал и ничего никому не сообщил. Я
и свои корчаги давно выбросил бы на помойку, - они ведь тоже были из района
"Горного гиганта", да как это сделать? Ведь на каждой же этикетка и запись:
"Сосуд для хранения зерна. Эпоха караханидов (XI век). Из сборов И. А.
Кастанье".
О старике этом - звали его Родионов - я еще расскажу. Как-то само собой
получилось так, что с приходом его в музей все в моей жизни пошло кувырком.
Началось, впрочем, все с того, что рано утром мне позвонили из редакции
республиканской газеты и попросили зайти к редактору. Я зашел.
Секретарь-машинистка вынула из папки три странички с пышным заглавием
"Индийский гость" и подала мне.
- Вот просили прочесть и дать заключение, - сказала она и снова
уткнулась в какие-то листы.
При газете этой я состоял давно, катал прямо на машинку юбилейные
статьи, давал информации о всех интересных приобретениях и находках нашего
музея, консультировал, правил, знал всех, и меня знали все. Поэтому такие
задания мне приходилось получать и выполнять часто. Но сейчас, только
пробежав три странички четкого машинописного текста, я обалдел, онемел и
вдруг шагнул прямо за стеклянную дверь, в кабинет редактора. Редактора не
было, за его столом сидел заместитель - высоченный молодой человек в роговых
очках и с трубкой во рту. Его недавно по распределению прислали к нам из
Москвы, но он уже сумел задать тон всей редакции: "Старик", "Старуха", "А не
пойти ли нам, старуха, в "Белую лошадь"..."
- Слушайте, - сказал я, - что это вы мне дали? Это же просто бред.
Он снял очки и стал их протирать. Это были, конечно, очки из оконного
стекла, но я первый раз видел, чтоб он остался без них.
- Мнения насчет этого бреда резко разошлись, - сказал он. - Кое-кто
считает, что, возможно, это и не вполне бред. Я здесь человек новый, ничего
толком не знаю, так что... - И он улыбнулся, показывая великолепные круглые
зубы, похожие на облупленные лесные орехи.
Но я даже вздрогнул: наконец-то я его увидел по-настоящему, его лицо,
простецкое лицо хорошего деревенского парня, нос картошкой и бурые глаза в
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |